Сегодня - день российского Интернета. Именно благодаря этой притягательной сети могут общаться, узнавать полезную информацию и заниматься бизнесом миллионы человек. Отмечают этот праздник и в Югре. Старшеклассники Югорского физико-математического лицея на специализированном уроке информатики узнали о программе «Электронный гражданин» и Портале госуслуг. А департамент информационных технологий Югры провел за круглый стол, где в режиме видеоконференцсвязи специалисты обменялись опытом по реализации проектов в сфере развития информационного общества и электронного правительства с коллегами из Томской области и Тюмени.
Чтобы не только молодежь осваивала интернет ресурсы, но и взрослое население, в округе созданы центры общественного доступа, многие из них открыты в библиотеках.
Директор государственной библиотеки Югры Ольга Кривошеева рассказала о том, как создавались публичные центры правовой информации на базе библиотек. Эта идея начала внедряться еще с 1998 года, первый центр в 2000-м году был открыт ЦБС Нижневартовского района. Затем идея была подхвачена и другими библиотеками, которые решили обзавестись подобными центрами: в 2004 году появляется публичный центр в Мегионе, а с 2005 года центры стали функционировать в Сургутской районной библиотеке и государственной библиотеке Югры в Ханты-Мансийске. Только с 2006 года модернизация центров открытого доступа стала целенаправленным явлением. Сейчас все муниципальные образования округа имеют собственные центры общественного доступа, их 173, они оборудованы автоматическими рабочими местами с подключением к сети интернет. При отсутствии в населенных пунктах широкополосного доступа к интернету, центры оснащаются спутниковой системой, что позволяет обеспечить высокое качество предоставления услуг.
Кроме того, государственная библиотека Югры совместно с департаментом информационных технологий разработала пакет документов по деятельности центров общественного доступа, которые выставлены как на сайте госбиблиотеки, так и на информационном ресурсе профильного департамента.
Ольга Кривошеева обратила внимание на положения четырехстороннего соглашения о создании общественного центра, которое регулирует отношения между департаментом информационных технологий, муниципального образования, государственной библиотекой и тем библиотечным учреждением, где устанавливается центр общественного доступа.
По ее словам, посетителям центра предоставляется целый комплекс услуг: от правовой до социально значимой информации. К тому же с 2012 года через единый портал госуслуг у югорчан появилась возможность получать государственные, муниципальные услуги в электронном виде.
Чтобы жители округа смогли грамотно воспользоваться электронными услугами, в округе реализуется программа по ликвидации компьютерной неграмотности. С опытом обучения жителей округа основам компьютерной грамотности в режиме интернет-связи поделился проректор по дополнительному образованию Нижневартовского государственного университета Буркит Махутов.
В студии Нижневартовска присутствовали слушатели, которые прошли обучение, а также те, кто еще только постигает премудрости интернета и их учителя (тьюторы). Этот проект реализуется в Нижневартовске при поддержке департамента информационных технологий с 2008 года. Нижневартовцами охвачены муниципальные образования практически всего восточного образовательного округа. Целевая аудитория проекта - граждане пенсионного возраста, люди с ограниченными возможностями здоровья, безработные и представители коренных малочисленных народов. В университете также ведется подготовка тьюторов, обучено порядка 150 человек.
С 2008 года только на востоке округа обучено порядка 7,5 тысячи человек - для обучения такого количества людей были организованы мобильные компьютерные классы. Обучение жителей отдаленных территорий проходило с помощью комплекса информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) - в села приезжал «библиомобиль».
«При помощи спутниковой станции мы подключались к интернету и обучали по 6 человек в поселении. Курсы люди закончили, прошли удачно тестирование, им торжественно вручили паспорта «электронного гражданина». На сегодняшний день 18 человек из 3 населенных пунктов обучено в рамках КИБО, еще 6 человек - по курсу «Электронное правительство и госуслуги», - рассказывает Юлия Селезнева, заведующая Центром общественного доступа межпоселенческой библиотеки Нижневартовского района.
Обучившись компьютерной грамотности, можно не только общаться в социальных сетях, но и получать государственные и муниципальные услуги на сайте единого Портала. Артем Мелихов, заместитель директора департамента информационных технологи отметил, что сейчас реализуется план посвященный популяризации государственных и муниципальных услуг, в частности ознакомление студентов и школьников на уроках информатики с единым Порталом получения услуг.
Заместитель директора департамента информационных технологи напомнил, что Ханты-Мансийский округ занимает второе место в тройке лидеров субъектов РФ по использованию систем межведомственного взаимодействия. В Югре открыто 9 многофункциональных центров, которые помогают жителям получить государственные и муниципальные услуги. И еще одно интересное направление развивается в округе - активно внедряются универсальные электронные карты. На сегодняшний день гражданам выдано более 600 электронных карт.
Представители Томска поделились своим опытом в сфере реализации единой комплексной системы по созданию лесопожарной охраны. Система была создана в 2011 году, ею оснащены уже более 22 субъектов России.
Итог видеоконференции подвел Андрей Бородин, директор департамента информационных технологий ХМАО-Югры: «Основная цель конференции была поделиться опытом и, как подчеркнули представители Томской области, в нашем округе некоторые электронные программы развиваются быстрее, и поэтому у нас больше опыта. Округу есть чему поучится и у Томской области, например, опыт мониторинга лесных пожаров интересен Югре. У нас есть свои наработки, но советы коллег имеют ценное значение».
Источник:
http://www.informugra.ru/news/society/s-internetom-na-ty-v-yugre-deystvuet-173-tsentra-obshchestvennogo-dostupa/