Легендарный "Урал". Часть 3: Лихие девяностые.

Oct 08, 2021 19:27

В девяностые годы Уральский автомобильный завод вошел относительно хорошо: с отработанным семейством Урал-4320 на конвейере, и новым Урал-43223 в перспективе. И не вина конструкторов в том, что распался Советский Союз. И начались проблемы.

Во-первых, завод двигателей в Кустанае остановился, так и не выйдя на мощность. Так Урал-43223 лишился основного мотора, под который он разрабатывался. Во-вторых, в 1993 году произошел сильнейший пожар на заводе двигателей КамАЗ - и прекратились поставки вообще всех силовых агрегатов к "Уралам". В-третьих, на КамАЗе отказались поставлять кабины для семейства Урал-43223, решив не помогать конкурентам. Но "Урал" выстоял.

1.


Урал-43223 и Урал-4320-01.

В качестве временной меры завод в 1993 году на короткий срок вернулся к выпуску модификаций Урал-375Д с бензиновым двигателем ЗИЛ-375. Тут же были начаты работы по адаптации семейства Урал-4320 под двигатели Ярославского моторного завода ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. К сожалению, на перспективном Урал-43223 был поставлен крест - зависимость от КамАЗа оказалась фатальной.

А вот ярославские моторы на "Уралах" прижились. Правда, возникли вопросы с компоновкой. При размещении на Урал-4320 шестицилиндрового ЯМЗ-236 пришлось вынести на крыло воздушный фильтр - под капот он попросту не помещался. Такой двигатель имел мощность 180 л. с., базовый автомобиль с ним назывался Урал-4320-10.
Для установки же восьмицилиндрового ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. пришлось кроме того еще и удлинять капот. Это несколько ухудшило обзор из кабины водителя, но иначе добавить машине мощности было невозможно. Автомобиль с ЯМЗ-238 получил наименование Урал-4320-31. Машины с обеими силовыми установками выпускались параллельно.

2.


Отличия во внешнем виде "Уралов" с разными двигателями. Слева автомобиль с мотором КамАЗ-740. Справа Урал с ЯМЗ-238, на нем заметны воздушный фильтр на правом крыле и удлиненный капот.

Нужно заметить, что новые времена породили и новые варианты развития. Уход от жесткой директивной привязки к одному классу машин позволил расширить модельный ряд. Технически этому способствовало применение шин ИД-П284 с грузоподъемностью до 4 тонн и возможностью подкачки из кабины водителя. Новая резина сделала возможной как разработку более грузоподъемных модификаций, так и двухосных версий с пониженным расходом топлива. Разнообразие "Уралов" с различными колесными формулами, базами, и комплектациями стало расти буквально на глазах. И, что главное, на эти машины сохранился спрос. Покупатель проголосовал рублем, и проголосовал позитивно.

Со временем модификаций становилось все больше. Менялись названия моделей, кабины, двигатели. Фары головного света "переехали" в бампер измененной формы. В двухтысячных в целях унификации отказались от "короткого" капота, и все машины стали выпускать с "длинным" моторным отсеком от ЯМЗ-238. Но в принципиальных моментах конструкция "Уралов" оставалась неизменной. В 2021 году, когда пишутся эти строки, варианты "классического" Урала-4320 все еще находятся в производстве - и это более чем через 60 лет после начала серийного выпуска первых машин Урал-375. Технические решения, заложенные советскими конструкторами в конце 50-х годов, оказались правильными. Автору не известно, дожил ли до наших дней кто-либо из приложивших руку к первым "Уралам". Но их детище трудится до сих пор и, похоже, на заслуженный отдых не уйдет еще долго.

3.


Урал-4320-0911-30 (1995 г.) и Урал-375 (1960 г.).

И ниже еще несколько фото различный моделей:

4.


КУНГ на базе Урал-4320 с двигателем ЯМЗ-236. Шасси носит индекс Урал-43203-10.

5.


Двухосный Урал-43206 с ЯМЗ-236.

6.


Урал-43202-0351-31 с ЯМЗ-238.

7.


"Уралы" на разной резине. Слева направо:
- Урал-375Н на О-47А;
- Урал-4320-01 на ОИ-25;
- Урал-43202-0351-31 на ИД-П284.

8.


Урал-4320-0911-30 с удлиненной колесной базой.

9.


Многообразие "Уралов" для решения разных задач. Хорошо видно различие длины кузовов у машин различной грузоподъемности. Сверху вниз:
- Урал-43206 (грузоподъемностью 4 тонны);
- Урал-43202-0351-31 (7 тонн);
- Урал-4320-0911-30 (10 тонн).

Назад | Содержание

_

Урал, моделизм

Previous post Next post
Up