Apr 08, 2019 11:14
Тележурналист Владимир Познер поискал национальную идею, которая могла бы сплотить Россию. И пришел к выводу, что выбор невелик. Если, конечно, он вообще есть. Потому что "национальной идеи нет ни у Франции, ни у Англии. А в США есть - так называемая "американская мечта" и вера в свободу и равенство - "в то, что в Америке любой человек может стать кем угодно, и что все равны, неважно откуда вы приехали», хотя сейчас эта идея «гораздо менее сильна, чем была когда-то». В Советском Союзе, как считает Познер, «была цель» - «построить социализм, а потом коммунизм», но со временем люди «стали понимать, что это неправда».
В православие как объединяющую силу известный журналист тоже не верит. Да и вообще, "объединить людей можно только вокруг правды". Поскольку, «когда у людей убеждение, что все равно ничего не будет, что бы я ни делал, как бы я не проголосовал», тогда «очень плохо».
Познера, которому исполнилось недавно 85 лет, в последнее время очень много и это, наверное, возрастное - хочется философских обобщений и провидческих прогнозов. Чем человек старше, тем ближе он к богу, а потому высказываются мысли, которые можно было бы потом занести на гранит памятника. Так что принимать слишком уж серьезно, не стоит, тем более, что у Владимира Познера три паспорта. Национальную идею он ищет в России, а жить, как много раз говорил, хочет во Франции или США.
Вместе с тем, насчет идеи, я с ним во-многом согласен. Православие - это не национальная идея, хотя бы потому, что религия вообще не может быть объединяющей идеей в государстве со столь пестрым национальным составом и преимущественно атеистически настроенным населением. Религия немыслима без догматов, а догматы никому и никогда не давали развития.
Но, увы, патриотизм, на который как на идею возлагаются большие надежды, тоже не годится в национальные стержни. Потому что если патриотизм - национальная идея, то Россия - превыше всего. Над чем посмеются тысячи представителей национальной же элиты, давно уже переместившие через границу и капиталы и детей. Капитализм и патриотизм - антагонисты, либо то, либо другое. Капитализм будет искать деньги по всему миру, всякие там флаги и гимны интересуют его только как инструмент поиска денег. Когда он говорит "Россия", то имеет в виду, что российская армия должна защитить на деньги налогоплательщиков его бизнес где-нибудь в Африке.
В либерально-капиталистическом обществе страна обречена жить без идеи - тут Познер катастрофически прав. Другое дело - национально-капиталистическое общество, тут скрепляющая идея - национализм, но какой может быть национализм с такой демографией у системообразующего народа государства? Да и к чему в России может привести национализм - это мы тоже хорошо знаем. Вот в Израиле национальная идея - но там довольно четко выраженная национальная структура государства. Да и рождаемость у основного народа совсем другая.
Получается, что мы обречены жить без национальной идеи. Что, наверное, плохо. Проводить торжественные парады, посвященные годовщине Победы, разумеется, можно еще двести лет и снимать кино про первых космонавтов - можно тоже, но вряд ли через много лет это вообще будет кого-то интересовать. Китай, у которого есть идея, уже собирается делить Луну, хотя двадцать лет назад про него как космическую державу никто даже и не вспоминал.
Да, у Британии нет национальной идеи. Но у них хотя бы есть королева - символ нации. Да, у Франции тоже нет национальной идеи. Но хотя бы есть "Марсельеза".
У нас есть трижды переделанный гимн, в тексте которого когда-то был Сталин, а теперь вместо него - бог. Ну и нефть тоже пока что есть...
Родина,
Россия,
патриотизм