Маша, Медведь и Чебурашка с Геной как символы пропаганды

Nov 18, 2018 20:58

Когда известная английская газета пишет про то, что в знаменитом российском мультфильме "Маша и Медведь" есть элементы пропаганды, то она не так уж и неправа. Хотя бы потому, что пропаганда есть практически везде. Если, разумеется, ее искать. В свое время зубодробительный и начисто лишенный гуманизма американский мультсериал "Том и Джерри" произвел такое впечатление на советское руководство, что оно дало задание создать альтернативу. И появился морально ориентированный "Ну, погоди!" с недалеким волком, хитрым зайцем и неизменным социалистическим торжеством добра над злом.


Добрый крокодил Гена и плюшевый зверь неизвестного происхождения Чебурашка - несомненные пропагандистские символы. Гена - добра, которое может быть с кулаками, Чебурашка - абсолютного добра, которое нужно защищать, старуха Шапокляк - зла, которое может быть побеждено добром и только добром, кот Леопольд - силы, которая осознает свою миротворческую значимость. Все вместе - концепция советской идеологии борьбы за мир во всем мире. Здесь нет ничего плохого. Во всяком случае, пока идеология базируется на мультяшных образах.
Когда американцы показывают всему миру "Рэмбо", то это тоже пропаганда. Силы, которая может быть доброй к своим, но беспощадной и жестокой - к чужим. И здесь тоже нет ничего плохого. До того момента, когда выясняется, что враги говорят на русском языке.
Пропаганда как и природа не терпит пустоты. Когда с экранов исчезли мультфильмы про крейсер "Аврора" и Мальчиша-Кибальчиша с его военной тайной, то на смену им какое-то время ничего не пришло. Наше. А иностранное пришло. И оно, конечно, пришло со своими пропагандистскими концептами. И тут тоже все логично, если из детского мультика уходишь ты, то обязательно придет кто-то другой. Например, покемоны.
Потом появился деидеологизированный Лунтик и "тугарин-змей" - и это тоже было проявлениями пропаганды. В первом случае доказывающей возможность существования "вовне", а во втором - невозможность этого существования и необходимость срочно определиться - кто мы, где мы и зачем.
"Маша и Медведь" - очень русский мультфильм. Мне кажется, что в нем много Достоевского, несмотря на то, что ни Маша, ни, тем более, Медведь этого святого для русской культуры имени не называют. А почему бы, собственно говоря, и нет. И почему за это надо оправдываться? Вот англичане не оправдываются ведь за Шекспира с его, говоря мягко, странноватым Гамлетом. Почему же должны оправдываться за Машу мы?
Они ведь не оправдываются за сказку про Маугли, написанную расистом Киплингом. А в сказке, между прочим непрерывно издеваются над краснокнижным тигром, да и вообще много колониализма и начисто отсутствует экологический подход. В отличие, кстати, от "Маши и Медведя".
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Как бы сгоряча нам не запретили "Тома и Джерри". Классный мультфильм, между прочим, хоть и полон какой-то нечеловеческой пропаганды...

общество, культура

Previous post Next post
Up