Заметки на манжетах. Армейские истребители Императорской Японии. ВМВ. Часть первая.

Jan 18, 2014 06:19

Начинать рассказ об армейских истребителях Японии Второй Мировой следует прежде всего с самолёта компании «Накадзима» Ки-27 армейский тип 97 (кодовое имя союзников «Нейт»). Несмотря на то, что его производство было прекращено в метрополии уже к середине 1940-го года, истребитель прошёл всю войну до самого её последнего дня, а в КНР простоял на вооружении как учебно-тренировочный вплоть до 1954-го года, после чего был передан вьетнамцам.

Применяясь японцами весьма ограниченно в Индокитае и Юго-Восточной Азии, Ки-27 не смог сыграть сколько-нибудь заметной роли во Второй Мировой, но тем не менее, оставался весьма грозным противником для авиации объединённых наций в этом регионе. Однако упомянуть этот самолёт хотелось бы в связи с тем, что «Нейт» стал для японской авиапромышленности чем-то вроде отправной точки в разработке истребителей нового поколения. Кроме того, поступление этого самолёта на вооружение японской армии, как и его «старшего брата» A5M флотский тип 96 на вооружение флота, положило конец зависимости японской авиационной промышленности от западных разработок.

А началось всё с того, что в 1935-м году был объявлен конкурс на создание перспективного скоростного истребителя-моноплана, универсального для армии и флота. В конкурсе принимали участие три главных японских авиастроительных компании: «Кавасаки», «Мицубиси» и «Накадзима». Перед этим и в конструкторских кругах, и в кругах высшего командования авиации, шла нешуточная борьба между сторонниками «маневренной» схемы, утверждавшими, что основным истребителем должен стать биплан, и сторонниками «скоростной» схемы, делавшими упор на конструкцию моноплана. Тогда «победили» сторонники «маневренной» схемы, и командование армейской авиации выдало фирме «Кавасаки» контракт на строительство биплана Ки-10 тип 95, который стал основным армейским истребителем вплоть до 1937-го года. Между тем, самолёт Ки-11, построенный компанией «Накадзима» по схеме моноплана, был забракован армейским командованием и в серию не пошёл.



Основной истребитель японской армии до 1937-го года «Кавасаки» Ки-10 тип 95 («Пирри»). Захвачен советскими войсками у реки Халхин-Гол.


Прототип нового армейского истребителя «Накадзима» Ки-11, впервые построенного по схеме моноплана. Испытания четвёртого прототипа с закрывающейся кабиной, 1935-й год.


Первый японский палубный истребитель, построенный по схеме моноплана «Мицубиси» А5М1 тип 96 «Киуроку-Сен» («Клод»), 1937-й год.


Прототип армейского варианта А5М - «Мицубиси» Ки-18, так и не пошедший в серийное производство. 1935-й год.
А вот созданный «Мицубиси» прототип Ка-14 пошёл в серийное производство и поступил на вооружение императорского флота в середине 1937-го года под обозначением A5M1 флотский тип 96. «Клод» (так союзники впоследствии окрестили этот самолёт) настолько понравился армейскому командованию, что было принято решение изготовить его армейский вариант, получивший обозначение Ки-18. Испытательные полёты Ки-18 проводились вплоть до конца 1935-го года. Самолёт участвовал в учебных боях с бипланом Ки-10 и неизменно проигрывал. Однако, несмотря на неудовлетворительные результаты, испытания окончательно поколебали веру армейского руководства в «маневренную» схему. Это позволило «Мицубиси» подготовить требования к новому перспективному армейскому истребителю Ки-33. Именно этот самолёт и был представлен на конкурс.



Участвовавший в конкурсе прототип истребителя «Кавасаки» Ки-28, 1936-й год.


Основной армейский истребитель «Накадзима» Ки-27 тип 97 («Нейт»). Китай, 1939-й год.
Конкуренты «Мицубиси» тоже не дремали. После неудачи с Ки-11 «Накадзима» представила свою новую разработку Ки-12. Этот самолёт, плод сотрудничества с французскими инженерами фирмы «Девуатин», обещал стать самым передовым в Японии. Оснащённый двигателем жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» 12Ycrs, он мог вооружаться пушкой в развале цилиндров, имел убирающиеся шасси и щелевые закрылки. Обладая такими новшествами, самолёт мог стать весьма перспективным, но армейское руководство посчитало этот проект слишком сложным в реализации. «Более простой» проект с неубираемыми шасси, получивший обозначение «тип Р.Е.», и явившийся логическим продолжением Ки-11, был признан более перспективным. Впоследствии проект «тип Р.Е.» получил стандартное армейское обозначение Ки-27. Так к середине 1937-го года на вооружении японской армии появился первый истребитель нового поколения, созданный по схеме моноплана.

На Ки-27 впервые для японского авиастроения были применены такие новшества, как закрывающийся фонарь кабины, бронеспинка и радиостанция (приёмо-передающая на командирских самолётах и принимающая на остальных). Он был принят на вооружение и в марте 1938-го года уже появился в небе над Китаем.

Понимая необходимость постоянного наращивания характеристик своей авиации, армейское руководство к концу 1937-го года решило подыскать ему приемника.

Так началась история одного из лучших истребителей своего времени Ки-43 тип 1 «Хаябуса». Сразу после принятия на вооружение Ки-27 в декабре 1937-го года «Накадзима» получила заказ на новый самолёт, призванный заменить его в строю. Однако Ки-27 был настолько хорош, что штаб армейской авиации не смог вразумительно сформулировать тактико-техническое задание на новый истребитель - военные просто не знали чего им ещё хотеть. Дошло до казуса - не было даже объявлено никакого конкурса, заказ сразу и безоговорочно был передан «Накадзиме». Невразумительное тактико-техническое задание, ограничивавшееся смыслом «всё должно быть как у Ки-27, только больше и лучше», развязало руки Хидео Итокаве - «отцу» Ки-27. Итокава, освободившись от консерватизма армейского руководства, с воодушевлением принялся конструировать ему «младшего брата». Все передовые идеи, не нашедшие места в Ки-27, реализовались в «Хаябусе». Особое внимание было уделено снижению веса и уменьшению аэродинамического сопротивления. Впервые в японском авиастроении Итокава применил такое новшество, как полностью убирающиеся главные стойки шасси. Разумеется, что был выбран значительно более мощный, чем на предшественнике, двигатель - «Накадзима» Ха.25 «Сакай», развивавший до 975 л с взлётной мощности.

Однако не всё так гладко складывалось для нового истребителя. Первый прототип Ки-43 вышел из ангара «Накадзимы» в городе Ота северо-западнее Токио 12-го декабря 1938-го года и в январе 1939-го уже успел пройти заводские испытания. Два других прототипа были переданы в авиационный центр в Тачикаве. Результат проведённых армейскими лётчиками испытаний был обескураживающим. Ки-43 не только ничем не превосходил своего предшественника, но и уступал ему в горизонтальной маневренности, а самое главное был тяжелее и хуже в управлении. Привыкшие к лёгким и маневренным машинам, армейские лётчики своим вердиктом заставили штаб армейской авиации задуматься о целесообразности дальнейших разработок. Но профессор Итокава убедил испытателей в том, что недостатки легко устранимы, и достижение заданных характеристик - лишь вопрос времени. В результате «Накадзима» всё-таки получила заказ на постройку ещё десяти предсерийных машин.

Последний предсерийный самолёт, выпущенный в сентябре 1940-го года, был избавлен от всех «детских болезней» прототипа. Прежде всего, самолёт был вооружён боевыми закрылками типа «фаулер», позволившими ему превзойти Ки-27 в маневренных характеристиках. Более мощный экспериментальный двигатель «Накадзима» Ха.105 взлётной мощностью 1150 л.с. с двухступенчатым нагнетателем позволил увеличить максимальную скорость на 45 км/ч по сравнению с предшественником. Был установлен двухлопастной металлический винт изменяемого шага и фонарь кабины с круговым обзором, чего не было ни на одном из аналогичных зарубежных образцов! Вооружение было усилено сменой двух синхронных пулемётов тип 89 винтовочного калибра на два 12,7 мм пулемёта Хо.103. Самолёт был оборудован приёмо-передающей радиостанцией.

9-го января 1941-го года Ки-43 был принят на вооружение как «армейский истребитель-перехватчик тип 1 модель 1А», и, получив грозное имя «Хаябуса» («Сокол-сапсан»), пошёл в серийное производство. Однако серийные самолёты несколько отличались. Прежде всего в серии было невозможно устанавливать экспериментальные двигатели, поэтому конструкторы снова вернулись к Ха.25 «Сакай». Пулемёты также устанавливались не экспериментальные Хо.103, а серийные 7,7 мм тип 89. Постепенно с июня-августа 1941-го года Ки-43-Iа стал вытеснять в строевых частях Ки-27.



Ки-43-I тип 1 модель 1 на заводском аэродроме. Один из первых серийных экземпляров с двухлопастным винтом.


Основной армейский истребитель «Накадзима» Ки-43-I «Хаябуса» на одном из полевых аэродромов, 1941-й год.
Первые два полка, перевооружённых на Ки-43, были переброшены в район наступления Малайзия-Бирма, а затем, в начале декабря 1941-го года, - для поддержки десанта в Малайзии-Таиланде. (Истребительный полк - сентай, состоял из трёх эскадрилий, чутаев, в каждой по 9 самолётов. Чуть позже, когда изменилась тактика применения истребителей не тройками, а парами, структура эскадрильи будет иной - в чутай будет входить 3 звена, шотая, по 4 самолёта в каждом, а в сентай добавится ещё одна эскадрилья.) Первое столкновение Ки-43 с самолётами союзников произошло на Бирме. Это были «Кёртис» Р-40 «Киттихок» Американской Добровольческой эскадрильи и «Брюстер Буффало» 67-го истребительного дивизиона Королевских ВВС. А первое серьёзное сражение с участием «Хаябус» произошло 22-го декабря 1941-го года в Малайзии. 18 Ки-43 64-го истребительного сентая перехватили 12 «Буффало» 453 эскадрона Королевских ВВС, уничтожили 5 из них и повредили 4, потеряв при этом всего один самолёт.



Проекции Ки-43-I.(Увеличить)


Приборная панель Ки-43-II.(Увеличить)

Эффект от появления «Хаябусы» на Тихоокеанском театре военных действий стал для союзников ещё более ошеломляющим, чем от появления «Зеро», а его лётные характеристики стали для них просто откровением. Они никак не ожидали встретить моноплан, накручивавший петли на таких скоростях! Тем более, как такой самолёт мог взлетать с заболоченного клочка земли в джунглях, который союзники назвали бы «аэродромом» только в приступе белой горячки. Самолёт очень быстро завоевал популярность и вскоре стал самой любимой машиной армейских лётчиков.

Однако на горизонте у Ки-43 начали сгущаться тучи. Прежде всего, в боевых условиях очень сильно проявился основной недостаток «Хаябусы» - слишком большая уязвимость. В конструкции самым «больным» местом стало бронирование, а точнее его полнейшее отсутствие. Для снижения общей массы самолёта, Итокава вынужден был отказаться от установки бронеспинки и протектированых бензобаков, что привело, в итоге, к высоким потерям личного состава. Вооружение, состоявшее из двух пулемётов винтовочного калибра, также не выдерживало никакой конкуренции с истребителями союзников. Необходимо было срочно проводить доработки.

Из-за недостаточного объёма выпуска 12,7 мм пулемётов Хо.103, на версию Ки-43-Iб, выпускавшуюся параллельно с Ки-43-Iа, приходилось устанавливать всего один такой пулемёт в паре с 7,7 мм тип 89. И хотя было ясно, что этого совершенно недостаточно, новая версия Ки-43-Iц, вооружённая двумя 12,7 мм пулемётами, вышла с большим запозданием. К моменту её выпуска она уже была устаревшей и рассматривалась как переходной вариант к более совершенной модели Ки-43-II. К тому времени экспериментальный двигатель «Накадзима» Ха.105 уже вошёл в серию под обозначением Ха.115 тип 2. Именно он и пошёл в новой серии. Двигатель развивал взлётную мощность 1130 л.с., 1150 л.с. на высоте 2800 м и был оснащён двухступенчатым приводным нагнетателем.

В ноябре 1943-го года новый самолёт пошёл серийное производство под обозначением Ки-43-IIа. Истребитель наконец то получил протектированые баки, а пилот 13 мм бронеспинку и бронезаголовник. Двухлопастной винт был заменён на трёхлопастной. Крыло было усилено, что позволяло подвешивать два 200 л бензобака, увеличивавших дальность более чем на 500 км. Вооружение по-прежнему состояло из двух крупнокалиберных пулемётов. Вместо баков имелась возможность подвески двух 250 кг бомб.



Основной армейский истребитель «Накадзима» Ки-43-IIa тип 1 модель 2А с трёхлопастным винтом.


Двигатель «Накадзима» Ха.115 тип 2, взлётной мощностью 1130 л.с., применявшийся на поздних моделях Ки-43-IIц.


Одна из позднейших моделей Ки-43-IIц с двигателем Ха.115 и индивидуальными выхлопными патрубками. Под крыльями несъёмные пилоны с подвешенными под них 200 л топливными баками.

В начале 1943-го года выпуск модели 1 был полностью прекращён, что составило 716 экземпляров. Для выпуска модели 2 помимо завода в Оте специалисты «Накадзимы» организовали серийный выпуск Ки-43 в Тачикаве. К концу 1943-го года «Хаябуса» стал самым распространённым армейским истребителем. Завод в Оте вышел на плановый рубеж в 135 самолётов в месяц, «Тачикава» изготовила за год 420 машин. Производство модели 2, ставшей самой массовой, продолжалось до последнего дня войны.
Тем не менее, становилось ясно, что самолёт катастрофически быстро устаревает, и перспективы модернизации видятся весьма туманно. Ближайшей замены Ки-43 на посту основного армейского истребителя оставалось ждать ещё довольно долго. Поэтому в начале 1944-го года конструкторами была предпринята попытка создать новую модель Ки-43-IIIа, отличавшуюся от предшественника более мощным двигателем Ха.115-II взлётной мощностью 1190 л.с. и 1230 л.с. на высоте 2800 м, также оснащённый двухступенчатым нагнетателем. Но дальше предсерийной партии в 10 самолётов дело не пошло. Да и к этому времени уже подоспела смена - Ки-84.

Всего до конца войны было передано в войсковые части 5751 истребитель Ки-43 из 5918 произведённых. Заводом «Накадзимы» в Оте было произведено 3238 экземпляров, из которых было передано в войска 3185, заводом «Тачикава» 2631 - 2544, и компанией «Рекугун» 49 - 22, соответственно.

«Хаябуса» стал тем самолётом, который прошёл всю Тихоокеанскую войну от самого её первого дня до последнего. Он воевал на всех фронтах от Охотского моря до Индии и Новой Гвинеи, сражался в небе Китая, Бирмы, Таиланда и Индонезии. Везде и всегда он был востребован и оставался самым любимым самолётом японских армейских пилотов. Ки-43 сыграл значительнейшую роль в Бирманской компании весны 1944-го года. Он использовался даже в Манчжурии для перехвата Б-29, бомбивших Мукден. За «Хаябусой» навсегда закрепилось прозвище «рабочая лошадка».

Подходя к Ки-43 объективно, следует всё же отметить, что этот истребитель не был верхом совершенства, более того, на момент своего выхода в серию он уже являлся устаревшим и был не в состоянии составить конкуренцию новейшим образцам зарубежной техники. Успех этого самолёта был достигнут за счёт совокупности нескольких факторов: уникальной горизонтальной маневренности, мастерства японских пилотов и, разумеется, тотального превосходства японской авиации на начальном этапе войны.

Здесь следует снова вернуться в 1939-й год и сказать несколько слов о самолёте, не упомянуть который было бы совсем несправедливо. Дело в том, что штаб армейской авиации предполагал, что упор в создании истребителей нового поколения в грядущей войне будет делаться не на манёвренные, а на скоростные характеристики. Поэтому на всякий случай, параллельно с выдачей заказа на Ки-43, армейское начальство выдало «Накадзиме» ещё один заказ - на разработку скоростного неманевренного (по японским понятиям) перехватчика. Следует отметить, что задание было выдано на разработку именно специализированного самолёта - перехватчика, способного вести борьбу с бомбардировщиками противника.

Руководил коллективом конструкторов главный инженер Тамура Кояма, принимавший самое непосредственное участие в создании Ки-27. Прежде всего, Кояма озаботился выбором более мощного, чем на Ки-43 двигателя. Для этих целей была выбрана 14-тицилиндровая «двойная звезда» «Накадзима» Ха.41, развивавшая взлётную мощность до 1250 л.с. Двигатель был слишком громоздким и предназначался в основном для бомбардировщиков, поэтому установить его на миниатюрный планер истребителя стало весьма нетривиальной задачей. Тем не менее, конструкторы блестяще с ней справились. Двигатель большого диаметра был удачно скомпонован с фюзеляжем очень небольшого сечения, а для компенсации его массы киль был отодвинут максимально назад. В целом внешне самолёт очень напоминал бы Ки-43, если бы не очень короткое крыло. Разумеется, истребитель приобрёл все возможные технические новшества: полностью убираемые основные стойки шасси, радиостанцию, фонарь кабины с круговым обзором, бронирование, протектированые баки и боевые закрылки типа «фаулер».

В августе 1940-го года первый прототип нового истребителя поднялся в воздух. Однако испытания выявили существенные недоработки. Скорость была меньше заданной почти на 50 км/ч, а высота 5000 набиралась почти за 6 минут. Из-за большой нагрузки на крыло, самолёт имел слишком высокую скорость на посадке, что требовало длинной взлётной полосы. «Накадзиме» было даже предложено закрыть этот проект как бесперспективный, однако конструкторы изыскали резервы для того, чтобы продолжить начатое. Только через год, в июле 1941-го года, после внесения ряда кардинальных доработок прототипу удалось достичь максимальной скорости 570 км/ч. А после окончательных усовершенствований самолёт со снятым вооружением достиг 626 км/ч.

Таким образом «Накадзима» получила заказ на постройку семи предсерийных машин нового самолёта, обозначенного как «скоростной истребитель-перехватчик Ки-44 тип 2». Машина получила имя «Секи» («Демон»), а впоследствии союзники прозвали его «Тоджо» (по имени японского адмирала Тодзио). В ноябре 1941-го года 7 предсерийных машин вместе с двумя доработанными прототипами были сведены в 47-ую отдельную экспериментальную эскадрилью и направлены в район боевых действий в Малайзии, для выявления возможных дефектов в реальных условиях. Вооружение на Ки-44 ограничивалось двумя 7,7 мм пулемётами тип 89 над капотом двигателя и двумя 12,7 мм пулемётами Хо.103 в крыле. Только в начале 1942-го года «Демон» впервые вступил в воздушную схватку с противником - в первом бою капитан Куро сбил австралийский «Буффало».



Один из первых серийных «Накадзима» Ки-44 тип 2 модель 1 «Секи» («Тоджо») с центральным подвесным топливным баком емкостью 200 л и телескопическим прицелом.

Несмотря на худшие, чем у Ки-43 маневренные характеристики, новый самолёт произвёл на пилотов весьма благоприятное впечатление. Особенно понравились лётчикам поперечная устойчивость во время стрельбы и штопорные характеристики «Демона». Ки-44 стал самым скоростным истребителем японкой армии. Однако командование ВВС не спешило с запуском его в массовое производство и для начала заказало «Накадзиме» ещё одну пробную партию из 40 машин, вооружённых уже четырьмя крупнокалиберными пулемётами. Первые серийные машины получили обозначение Ки-44-I и были поставлены на вооружение всё той же 47-й эскадрилье теперь уже преобразованной в сентай. Новая часть была размещена на аэродроме Наримацу близ Токио, как резерв командования ВВС.

Только в сентябре 1942-го года Ки-44 был окончательно принят на вооружение. По сути, он являлся на то время единственным перехватчиком в японской армии, способным выполнять свои конкретные задачи, и оставался таковым полтора года войны, вплоть до появления Ки-84.

Самолёт оказался более приспособлен к модернизации, чем Ки-43, и уже в августе 1942-го года, Кояма начал работы над усовершенствованной моделью Ки-44-II, которая должна была быть оснащена более мощным двигателем «Накадзима» Ха.109, взлётной мощностью 1520 л.с. с двухступенчатым нагнетателем. В результате максимальная скорость новой машины выросла с 580 до 605 км/ч.

С конца осени 1942-го года



Новая модель Ки-44-IIц с двумя подвесными топливными баками.


Ки-44-IIб с 40 мм пушками Хо.301 в крыле. Сохранился телескопический прицел.

новая машина начала всё шире применяться в ПВО метрополии, защищая крупные промышленные города, а к весне 1943-го Ки-44 уже использовался практически на всех фронтах, обороняя от налётов бомбардировщиков авиабазы на Тайване, Филиппинах и нефтедобывающие центры на Суматре. К концу 1943-го года на Ки-44 были полностью перевооружены пять истребительных сентаев.

В июне 1943-го впервые поднялся в воздух прототип новой серии Ки-44-III, оснащённый ещё более мощным двигателем «Накадзима» Ха.145 взлётной мощностью до 2000 л.с. Однако машины этого типа в серию так и не пошли - было произведено всего 4 экземпляра, после чего работы по модернизации истребителя было решено прекратить. Тем не менее, по скороподъёмности Ки-44 был лучшим среди японских истребителей до конца войны!

В январе 1945-го года после выпуска в общей сложности 1225 экземпляров производство Ки-44 было решено прекратить. Но самолёт продолжал оставаться в строю до конца войны.



Проекции Ки-44-IIа.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
http://komandante-07.livejournal.com/4154.html

Авиация, ВМВ, ТОТВД, Япония

Previous post Next post
Up