Оригинал взят у
moryakukrainy в
Спасительный огонь древних маяков Фото Анатолий Венгрук 200 лет назад в Одесской бухте начали строить первый маяк.
Он был возведен в 1827-ом году и назван в честь генерал-губернатора, князя Михаила Воронцова. Современный маяк, после взорванного во время войны, отстроили. Он встречает и провожает суда в Одесском заливе. Какие маяки встречали наших предков-мореходов описал в своей новой книге «Бабочка, взмахнувшая крыльями» Игорь Мельник, директор центра исследований древнего мореплавания.
Первые «маяки» зажигали жены моряков?
- В Бискайском заливе туман. Весла финикийского судна «Мелькарт» шлепают о воду, океан молчалив. В таком «молоке» я никогда в своей жизни не был, - вспоминает Игорь Мельник. - Туман такой, что не видно не только носа суденышка, но и до мачты дойти можно только на ощупь. Наш «Мелькарт» пребывает, как сказали бы древние, у края Океана, «вблизи берегов Гипербореи, где вода вливается в земную твердь», и откуда рукой подать до входа в подземное царство Аида. Где-то рядом остров Бель-Иль. По карте вход вот-вот должен открыться, да как его разглядишь. Мы не видим ничего, только зычной октавой «до» улавливается посторонний звук. Нет, он не посторонний. Он самый что ни на есть родной. Звук этот издает маяк, оповещая мореходов об опасности. Весла шлепают по воде веселее, звук горна громче, а чуть рассеявшийся туман наконец-то открывает проблески двух створных огней на входе в спасительную бухту. Как только мы входим, порыв ветра клонит «Мелькарт» на бок. К счастью, нам он уже не страшен. Привел нас к долгожданному берегу звук маяка.
- Даже не представляю, как тяжело было мореходам без маяков, наверное, так же, как и без путеводных компасов, - рассуждает историк. - Вероятнее всего, организаторами первой аварийной службы были прибрежные рыбаки. Далекие предки, застигнутые ночью в море, благодаря случайно разведенному на берегу костру могли найти путь в спасительную бухту. Случайное открытие стало жизненно необходимым. Скорее всего, первыми служителями примитивных маяков были жены рыбаков и мореходов.
Башня Неоптолема в Белгород-Днестровском и храм Ахилла на Змеином
Первые указания на то, что моряки при плаваниях в ночное время в древние времена пользовались огнями обыкновенных костров, мы встречаем у Гомера, который в «Одиссее» рассказывает, что жители Итаки зажигали огни для того, чтобы Одиссей мог узнать родную гавань.
После легендарных времен Троянской эпопеи греки стали строить специальные каменные башни и разводить огонь на их кровле. Ночью было видно пламя, днем - столб дыма. Вероятно, уже в VII - VI вв. до н.э. сигнальные огни появились на берегах Черного моря в эллинских городах-колониях.
Доподлинно известно о башне-маяке, которая носила имя греческого героя Неоптолема. Она находилась у входа в Белгород-Днестровский лиман, где в те далекие времена существовали сразу несколько крупных поселений - Тира, Никоний, и десяток мелких. Вполне вероятно, что величественный храм на острове Змеином, в те времена носившем имя Ахилла, в ночи также выполнял функции маяка. На его крыше жрецы разводили спасительный огонь.
Колосс Родосский пропускал между ног корабли?
Маяки-башни были известны в Александрии, Остии, Равенне и других портах Средиземного моря, о чем сообщает римский историк Плиний Старший в «Естественной истории». Часть исследователей считает, что первым большим маяком был знаменитый Колосс Родосский - бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, построенная около 290-го года до н.э. при входе в Родосскую гавань. При этом полагали, что Колосс с факелом в руке стоял над входом в гавань с расставленными ногами, образовывавшими ворота, через которые свободно проходили корабли.
- Правда, нигде в исторических документах не упоминается об огне, который был виден на Колоссе, - уточняет Игорь Мельник. - О том, как выглядели древние маяки, удалось узнать из изображений на монетах, барельефах, описаниям некоторых историков и путешественников. В основном это были крытые башни, собранные из нетесаного камня. В направлении моря башня имела открытый створ в виде узкого окна. Через эту прорезь моряки видели мерцающий огонь. В крыше делалось небольшое отверстие. Через него выходил дым, который в дневное время был также хорошим ориентиром. Один из немногих сохранившихся маяков находится в испанской бухте Виго.
- Вскоре древние зодчие поняли, что башня может быть не только примитивной формы, но и стать произведением архитектурного искусства, - подчеркивает историк.
Александрийский маяк - седьмое чудо света
Первым в ряду маяков-башен стал величественный Александрийский маяк, названный в честь Александра Македонского. На своем военном пути из Македонии в Индию Александр основал город Александрия Египетская. В Древнем мире он был крупнейшим портом, известным по всему миру. Царь Птоломей I (323 - 385 гг. до н.э.), потомок одного из сподвижников Александра, решил возвести в Александрийской гавани маяк, достойный столицы Египта.
На острове перед входом в порт по проекту архитектора Сострата, руками десятков тысяч рабов была возведена башня высотой, по одним данным, около 110, а по другим - даже около 180 метров! Каменные блоки, из которых строили маяк, достигали 75 тонн веса. Восьмигранная башня выглядела роскошной, словно дворец. Ее венчали мраморные статуи и крытая колоннада, в которой разводился огонь. Около трехсот человек постоянно обслуживало гигантский «фонарь», доставляя на вершину маяка дрова и другие горючие материалы. Маяк был завершен в 283 г. до н.э., его сооружение стоило 800 золотых талантов (1 талант - 26,2 килограмма), то есть около 21 тонны золота, что по сегодняшним ценам составило бы баснословную сумму - почти 200 млн. долларов.
Свет Александрийского маяка был виден за двадцать пять миль. Маяк, причисленный к семи чудесам света, служил мореходам почти тысячу лет. Но землетрясение 1326-го года разрушило его до основания. Сегодня о Форосском диве напоминает лишь международное название автомобильного фонаря - «фара»...
Свет берегов римского владычества на рейде современности
До наших дней сохранилась башня Геркулеса на рейде порта Ла Корунья, на северо-востоке Испании, которая была построена во время правления Траяна в І столетии до н.э. По одной легенде, она была построена финикийцами, а по другой - воздвигнута трудами самого Геркулеса, откуда и получила свое название. В 1797-ом году она была почти заново перестроена и продолжает до наших дней служить маяком. Ее высота 41 метр.
В начале І столетия во время правления императора Калигулы была построена башня-маяк в Болонье. Вследствие выветривания берегового склона она разрушилась в 1664-ом году. По преданию, Карл Великий пользовался этой башней для ночных сигналов, чтобы собирать береговую флотилию против набегов эскадры норманнов.
Такие же памятники римского морского владычества есть на берегах Англии. В Дуврской крепости, построенной в 53-ем году и сохранившейся до настоящего времени, находятся развалины маяка. Другой маяк возвышался на берегу Флинтшайра на английской стороне, третий находился на противоположном, французском берегу, на одной из высот Булона, четвертый - на мысе Фламборохэд.
В общем итоге, к началу нашей эры существовало 27 маяков, освещавших берега Дарданелл, Босфора, Апеннинского полуострова, Южной Франции, Испании и Ла-Манша. Такое незначительное их количество объясняется тем, что ночные плавания в те времена были редкостью. Моряки с наступлением ночи предпочитали ложиться в дрейф, продолжая движение с первыми лучами солнца, и только самые смелые продолжали путь по звездам.
Подготовила к печати Инна Ищук,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 44 от 11.11.2015-го
Галерное прошлое одесских берегов «Бабочка, взмахнувшая крыльями» - такой увидел галеру с гребцами на веслах Игорь Мельник, директор Центра исследований древнего мореплавания, на счету которого 6 реконструкций античных судов.
И следующим должна стать галера «Джинестра» - символ рождения Одессы, с которой начался порт и город. О галерах, заходивших в генуэзское поселение на месте Одессы, - рассказ из новой книги писателя.
(
Читать дальше... )