«Бабочка, взмахнувшая крыльями» - такой увидел галеру с гребцами на веслах Игорь Мельник, директор Центра исследований древнего мореплавания, на счету которого 6 реконструкций античных судов.
И следующим должна стать галера «Джинестра» - символ рождения Одессы, с которой начался порт и город. О галерах, заходивших в генуэзское поселение на месте Одессы, - рассказ из новой книги писателя.
Итальянское прошлое Черноморского побережья
В кабинете у Игоря Мельника замерли во времени модели античных судов. Взмах весел генуэзской галеры - и мы окунаемся в глубины средневекового прошлого нашего края.
- В Средние века за преимущество на Черном море боролись Генуя, Венеция и Византийская империя, имея огромные галерные флоты. Вытеснив венецианцев и получив у Византии исключительные экономические права в Черном море и на побережье Крыма, генуэзцы несколько столетий были единственными хозяевами торговых путей в Черном море. Именно с генуэзцами связан второй после античности культурный и социальный подъем земель от Дуная до Днепра, где были основаны новые колонии и восстановлены греческие.
Главным товаром из Северо-Западного Причерноморья, наряду с пшеницей, была соль. Ее выпаривали на мелководьях Куяльницкого и Хаджибейского лиманов, - отмечает Игорь Кириллович. - Именно соль становится тем самым ключом, который открывает генуэзцам дорогу к нашим берегам. Они основывают на месте современной Одессы поселение, которому дают название Джинестра (Ginestra). На портоланах средних веков, Джинестра, (в переводе с итальянского - метла), появляется с начала 14 века. Кстати, споры о происхождении названия поселения - Джинестра не утихают по сей день, кто-то привязывает его к названию растения - дрок, правописание - Ginesta (без буквы «r»), другие считают, что название перекликается с названием реки Днестр. Я считаю, что поселение назвали в честь города Ginestr в Тосканской области в Италии, где также буйно цветут травы, из которых делали метлы.
Генуэзские купцы почти двести лет торговали пшеницей, шкурами и солью с причалов Джинестры. Эти грузы каботажными маршрутами вдоль берегов отправлялись в более крупные порты Крыма или в Маврокастро (Белгород-Днестровский). Оттуда уже большие торговые галеры везли их в Европу. Известны заходы больших торговых судов и в самую Джинестру. Какими же были эти суда?
Тайна венецианской галеры
На праздновании в Генуе 500-ой годовщины открытия Америки Христофором Колумбом, уроженцем Италии (фестиваль «Columbus-500») Игорь Мельник и его команда прибыли на диере «Ивлия» и преподнесла в дар мэрии модель галеры. Экипаж подсчитал, что, выйдя из Одессы, только на третий год экспедиции приплыл бы в Геную. А генуэзцы ходили гораздо быстрее, они за одну навигацию умудрялись из Генуи дойти до берегов К-рыма, погрузиться и вернуться назад.
- Дома я засел за средневековое кораблестроение, - объясняет историк, - и убедился, что созданный людьми корабль, получивший название «галера», собрал все самое передовое, что было придумано мастерами-корабелами во времена античности и раннего Средневековья.
Впервые галера была построена в Венеции; прототипом для нее послужило римское морское судно - либурна. История создания галер в Венеции, которую именовали владычицей морей, покрыта тайной. Мы не знаем имени мастера, изменившего вид либурны, не знаем и названия первой галеры. Прошло несколько столетий, прежде чем эти суда покинули Средиземное море и были приняты во флоты других стран, вплоть до далекой Скандинавии. Летопись XII столетия гласит, что норвежский король Эрик XII снабдил короля Филиппа Красивого 200 галерами для борьбы против Англии.
Венеция подарила миру не только замечательное судно, но и обряды, связанные с ним. Так, с далеких времен в Венеции, а затем и в других странах существовали особо крупные, роскошные галеры, которые не только использовались как флагманские корабли королевских флотов, но и бывали участницами специальных торжеств. К примеру, галера «Буцентавр» раз в год служила верховному властителю Венеции, дожу, во время его торжественного выезда для обручения с морем. Выйдя в залив, пышно украшенная галера замедляла ход. Дож опускал в море обручальное кольцо, обращаясь к морской стихии с просьбой не губить суда, даровать победы над врагами и успех в торговых делах. Он клялся в верности морю и морскому делу.
Подобные преклонения перед морской стихией существовали и в Барселоне, и в Генуе. Просили заступничества у моря для своих галер и владыки восточных стран. Арабы и турки быстро перенимали достижения христианских кораблестроителей. Бывало и так, что Восток вносил свои изменения в конструкции судов, а затем эти новшества прививались в Европе.
Средневековые летописцы отмечали, что галеры несли множество флагов: гербовый, капитанский, королевский и адмиральский. Считалось особой честью иметь флаги такой длины, чтобы концы их плыли по воде. Все уключины также снабжались небольшими флагами с гербом капитана. Стяги развивались и на обеих мачтах.
Хроника отмечает, что флаг на борту галеры, которой командовал будущий король Франции Людовик II, был длиною более двадцати, а шириною в двенадцать метров. Борта и надстройки кораблей покрывались резьбой и декором, часто на сюжеты греческих мифов и библейских сказаний.
Почему же так важны эти галереи? Дело в том, что средневековые мастера нашли необходимую пропорцию, между тем, насколько корпус корабля сидит в воде, и какое усилие необходимо приложить, чтобы преодолеть сопротивление воды во время движения. Чем выше будет скорость корабля, тем большим будет сопротивление, и тем большими будут энергетические затраты на то, чтобы его преодолеть. Если просто увеличивать ширину корабля, чтобы усадить максимальное количество гребцов, то корабль вскоре превратится в неповоротливую баржу. Выход был только один: строить, не увеличивая ширину, однако построить такое длинное и острое судно, да еще и усадить туда по шесть человек на каждое весло с обеих сторон, просто невозможно. Выход был только один - строить так, чтобы верхняя часть корабля была значительно шире и выше воды, то есть строить выступающие балконы, в которых размещаются гребцы.
Блеск и нищета средневековой галеры
Изучению галер поспособствовало мое путешествие в Барселону, где в Морском музее находится великолепно выполненная реконструкция галеры «Реал». Длина весла, которым гребли шесть человек одновременно - двенадцать метров; а приводили в движение галеру триста гребцов, добиваясь скорости в 10 узлов, что составляет 18,52 км/час. Этот тип судов просуществовал во флотах европейских и азиатских стран более тысячи лет, с VII по XVIII столетия.
Во всей этой конструкции чувствуется мощь! Просто диву даешься, до чего основательным выглядит корабль, - восхищается Игорь. - Когда его весла подняты над водой, он точно выглядит, как бабочка, взмахнувшая крыльями. Галера «Реал» была флагманским кораблем дона Хуана Австрийского. С именем этого человека связана победа объединенного европейского флота над эскадрой Османской империи. Дон Хуан был сводным братом короля Испании Филиппа II, возглавлявшего борьбу коалиции европейских стран против туров. В объединенный флот из 211 галер и галеасов входили корабли Испании, Венеции, Генуи и Ватикана. Европейцам противостоял турецкий флот из 210 галер. Умелыми действиями дон Хуан добился полного поражения турецкого флота. Это сражение состоялось в Коринфском заливе, недалеко от местечка Лепанто в 1571-ом году. Флагман же был построен для дона Хуана по приказу Филиппа II в 1568-ом году.
Из хроник того времени известно, что, не только корму флагманской галеры, но и других кораблей украшали рельефные галереи, рассказывавшие об истории античных героев. Внутреннее помещение украшали статуи Марса, Меркурия, Одиссея. На фризах были изображены тритоны, русалки, морские чудовища, дельфины и черепахи. Всего на каждой галере могло быть до ста резных фигур и украшений. Так что, флагманская галера дона Хуана была не единственной в своём роде. Блеском и великолепием отличались не только флагманы, но также и простые военные галеры, и корабли богатых аристократов.
За внешним блеском и роскошью гордо плывущих галер скрывался тяжелый труд. Команды гребцов состояли из трех разрядов людей: каторжников, невольников и добровольцев. Каторжники, приговоренные судом, были прикованы за одну ногу; их никогда не отпускали на берег, им было запрещено носить волосы, бороду и усы. Ко второму разряду гребцов относились невольники: мавры (арабы), турки, негры и даже индейцы ирокезы. Невольников также держали прикованными. На макушке при бритье им оставляли клок волос, чтобы отличать от каторжников. Добровольцы, составлявшие немногочисленный отряд гребцов, находились в привилегированном положении. Они получали жалование и могли сходить на берег. Но все же их брили, оставляя только усы, и на ночь приковывали цепью.
В отличие от Венеции и Генуи, Франция использовала на галерах только каторжников и невольников. Их покупали в Ливорно, на Мальте или Майорке. Часть их называли просто «турками», потому что многие из них были выходцами из провинций Османской империи. Они исповедовали мусульманскую религию, тогда как пленники на судах мусульманского государства были христианами. Многие из рабов были захвачены на севере Африки. Это были не только корсары, но и простые рыбаки, торговцы или паломники.
Чиновники морского министерства сотрудничали с авантюристами всех мастей, следя за перевозкой «живого товара» в Средиземном море. Французские консулы были поставщиками каторжников. Использовали французы на галерных работах даже индейцев Антильских островов, протестантов, и, конечно же, преступников.
Не обошел галерный флот и Северную Европу: использовали галеры шведы, голландцы и русские. В Россию первые галеры привезли из Венеции разобранными. Впоследствии образцом для подражания стали не венецианские галеры, а так называемые галеры «голландского манира».
Назовем мы корабль «Джинестра»
Возвращаясь из Барселоны, я точно решил, что хочу воссоздать не стоящую в музее копию галеры, а реконструкцию, способную плавать под парусами и веслами, как вблизи берегов, так вдали от них. В самой галере я вновь увидел бабочку, взмахнувшую крыльями, как мотыльки пролетели два гребных античных корабля - диера и триера. Именно с ними было связано открытие для мира Северо-Западного Причерноморья в античности, повторное же открытие этих земель было сделано уже в Средневековье благодаря другим бабочкам, теперь уже венецианским и генуэзским.
Я обратился за помощью к семье Бризинских, которые дали мне ценную историческую информацию о средневековых судах и разработали модель генуэзской галеры-зензиль: длиной 34 метра, шириной - 6,5 метра, высотой борта - 2 метра 20 сантиметров, осадкой в полном грузу - 90 сантиметров. Галера будет нести один латинский парус на двенадцатиметровой мачте, основным движителем будут весла. Три весла на одну скамью, всего девяносто весел, общий экипаж 105 человек. Внутренние помещения будут разделены на кубрики по восемь человек. В центральной части расположится большое помещение для камбуза. Галера-зензиль пойдет на веслах до 5 узлов, а под парусом около 7. Это судно подчеркнет всю красоту этих кораблей, - уверен Игорь Мельник.
- И будет названа «Джинестра» в честь генуэзского предшественника Одессы. Осуществление этого проекта очень важно для одесситов, потому что именно эти суда олицетворяли наш регион в средневековые времена. Именно они способствовали экономическому подъему поселений и городов Северо-Западного Причерноморья, галеры посещали Белгород-Днестровский - Маврокастро более 250 раз, Джинестру - более 20, Килию, Ликостому и Илличе - не менее ста. Известен, к примеру, такой факт, что в 1415-ом году Литовский князь Витовт заплатил генуэзцам за три груженые галеры, которые из Джинестры доставили зерно в осажденный турками Константинополь. Сосчитать каботажные плавания для доставки товаров из одесского региона в главные генуэзские порты в Крыму - просто невозможно. Так, к примеру, только Каффа посещалась несколько тысяч раз и это в далеком Средневековье.
На смену галерным флотам Венеции и Генуи в наш регион приходят галерные флоты турецких флотоводцев и купцов. Но это уже другая история, а для меня семья Бризинских остается в памяти, как великолепнейший тандем инженеров-кораблестроителей, создавших, пожалуй, один из самых уникальных проектов по реконструкции Средневекового судостроения и мореплавания, которому, надеюсь, суждено сбыться.
Подготовила к печати Инна Ищук,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 42 от 28.10.15