4. Контент к теме: Знаковая система...

Oct 03, 2011 15:14

6) Знаковая система и знание.
ГП: «Следующая группа вопросов, которая здесь возникает, касается подключения человека к деятельности. Не нужно доказывать, что с этой новой точки зрения меняется понимание и интерпретация всех наших схем, в частности, мы должны дать новую трактовку нашим исходным схемам замещения. Мне представляется важным показать в этой связи, что наша трактовка схем замещения как знаний была ошибочной, по меньшей мере наполовину. Сейчас мне представляется, что знания возникают в тех случаях, когда поверх связей замещения возникают еще отношения к смыслу, которые связывают человека с отношениями замещения, и отношения замещения с человеком. В связи с проблемами подключения человека к деятельности, мы должны будем выйти к проблемам собственно психологии и теории сознания. Нам придется заниматься ими в значительно большей мере, чем мы это делали до сих пор».
ПГ (Лекция в Тольяттьи 1996):
Как мы попадаем в регион реализации? В этом смысле проблема реальности не очень сложна и констатация реальности это, в общем, две операции: первая операция - это принятие некоторых представлений, знаний более значимыми, чем другие. В этом смысле чисто семиотическая процедура. Мы маркируем определенный круг знания как более значимый, чем другие, для нас. И уже в этом проявляется региональность любой реализации. Например, мы говорим, что верим в мыследеятельность и будем реализовывать принцип мыследеятельности в своей деятельностной практике, т.е. будем строить себя мыследеятельностно; или мы верим в рынок и будем строить свою деятельность рыночно; или мы верим в постиндустриальную форму организации хозяйства и будем строить свою деятельность постиндустриально. Это ничто иное, как маркировка одних представлений как более значимых, чем другие - чисто семиотическая операция, но только на одной этой операции не возникает проблема реальности, поскольку должна быть еще вторая операция, которая иногда называется самоопределением.
После того, как я маркировал какие-то знания и представления как более значимые, чем другие, я должен в соответствии с ними выстроить свое действие. А следовательно, я должен еще и себя трансформировать в соответствии с этим знанием, которое я на первом шаге чисто семиотически посчитал более значимым, чем какие-то другие знания. Тут начинаются страшные вещи, потому что в какой-то момент Сократ должен выпить цикуту, несмотря на то, что ему все предлагают сбежать. И ответ его очень прост, он говорит: если я убегу, то чего стоят все 20 лет моих разговоров о том, что есть благо и что зло, которые я вел с молодежью?
Дальше схема реализации проходит через всю историю, люди идут на костер. Они утверждают, что признание чьего-то знания более значимо, чем другие группы знаний, это оборачивается потерей жизни. Я же должен платить жизнью за знание. И как только я или кто-то другой готов заплатить жизнью за знание, этот регион реализации уже фактически обозначен. Я же теперь буду это делать в своей деятельности. Вот она и реальность.
Реальностей много, потому что разные группы людей, разные люди разное считают более значимым, чем другие, и разное реализуют в своей деятельности. В этом смысле реальность разворачивается как популятивное образование, т.е. как много таких регионов реализации.

Previous post
Up