Чтение Кальвина навело меня на мысль, что мы находимся в начале реформации марксизма. Его надо очистить от нелепых обрядов, глупых верований и предписаний; это в некотором смысле возвращение к Марксу, о чем я пишу в книге "Капитализм кризисов и революций: как сменяются формационные эпохи, рождаются длинные волны, умирают реставрации и наступает неомеркантилизм" относительно casus 1873 г. Здесь не возвращение к истокам веры, что делают многие неокоммунисты "изучая марксизм" и поклоняясь "Манифесту", а возвращение к методам и непредвзятости познания. Поскольку этот мир нужно научиться понимать, и знать где и как он может меняться. Естественно, мы с коллегами понимаем, что для многих марксизм сводится к символам веры и предписаниям к деяниям. Этих людей не переубедить, но не в том задача ныне, а в том, чтобы сделать инструментарий применимым и эффективным. Как это возможно показывают моя книга, книга Андрея Коряковцева и Сергея Вискунова "Марксизм и полифония разумов". Впрочем аналогия с реформацией 16 в. весьма относительная и даже ироничная. Однако это не снимает противоречия между теми, кто "изучает" и кому "все понятно" и у кого "все написано", и теми, кто открывает и узнает, сомневается и ставит новые вопросы, оживляя метод. Не обязательно тенденции эти пересекутся или будут враждебны на деле, слишком разное ищут их представители.