В предыдущей части я показал, что Страсбург - это не только бесконечный фахверк и знаменитый Собор, сейчас продолжу развивать этот тезис. Думаю, что каждый читатель слышал про Суд по правам человека и Европарламент, так вот, эти учреждения расположены именно в Страсбурге. Для всей этой евробюрократии специально построен современный район на севере города. Но начну я с кота, который очень любит купаться в реке Аар.
Гигантская статуя кота находится недалеко от трамвайной остановки Rives de l'Aar. По выражению его морды и не скажешь, что кот получает удовольствие от воды, но ласты и круг в виде лебедя, как бы говорят об обратном.
На самом деле с котом чуть не получилось также, как и с Женщиной, идущей в небеса. Я решил, что я приеду на остановку и там сразу увижу кота. Но ничего подобного, когда мы с товарищем вышли из трамвая на намеченной остановке, то никаких намеков на современное искусство не было. Такой тихий зеленый пригород с небольшой речкой. Мы походили кругами, но безуспешно. Однако третьего облома c потерянной достопримечательностью я бы уже не пережил, поэтому нашел на телефоне картинку кота и попросил товарища скоммуницировать с местными жителями. Вокруг было совсем безлюдно, но через пару минут мы нашли какую-то совсем древнюю бабушку и показали ей кота с кругом в виде лебедя. Я подумал, что со стороны выглядело все это, как некий сюр, двое русских приперлись в местное "бутово" и показывают жителям на телефоне дурацкие картинки. Но бабка совершенно не удивилась и махнула рукой куда-то вдоль набережной Аар. Пара минут пешком от остановки, и вот он 4-х метровый пластиковый кот у речки Аар (Le Chat des Rives de l'Aar). Оказалось, что он спрятался в густых деревьях, поэтому от остановки мы его не смогли обнаружить.
Так, тут пора объяснить, какого черта из прекрасного центра Страсбурга мы поперлись на окраину смотреть этого самого кота. Во всем виноваты... трамваи.
В 1994 году в Страсбурге решили восстановить трамвайное движение, которое было закрыто в начале 60-х, причем сделать это на самом современном уровне. Главными противниками трамвая были владельцы магазинов в центре, их основной аргумент состоял в том, что пути сожрут все места для парковок перед магазинами, и поток клиентов явно убавится. В качестве альтернативы предлагалось построить легкое метро, но оно выходило примерно в четыре раза дороже. Так что трамвай победил. В итоге проект оказался весьма успешным и другие города Франции стали повторять пример Страсбурга, например,
Ницца.
Обычно я крайне редко пользуюсь общественным транспортом при поездках в Европу, но тут пришлось сделать пару поездок. И, действительно, мне показалось, что страсбургский трамвай весьма достойный транспорт, современный, быстрый, комфортный, тихий. Правда, надо понимать, что такая роскошь возможна только в условиях евросоциализма. Трамвай - глубоко убыточное предприятие, в Страсбурге билеты покрывают только четверть всех затрат. Так что это такой подарок жителям города от государства. На картинке ниже распространенная в Страсбурге модель трамвая Citadis 403.
Возвращаюсь к нашему коту. Что мне понравилось в подходе властей Страсбурга к организации трамвайного движения, так это не только материальная сторона дела, но и то, что была не забыта культурная часть. На многих остановках размещены объекты культуры и искусства. Один из примеров - это комиксы художника Алена Сеша. Главными героями его рисунков, украшающих остановки, являются комичные антропоморфные коты. Как правило на остановках размещены парные картинки. Признаться не во всех случаях я понял, в чем там юмор. Вот, скажем картинка "Родители пьют пиво", парная к ней на другой стороне остановки назвается "А дети бреются". Пена от пива и пена для бритья на мордах кошаков похожа или в чем там еще прикол? Кроме рисунков, художник установил еще и того самого кота у реки Аар.
Конечно, попсовыми котами в Страсбурге не ограничились. К украшению трамвайной инфраструктуры также привлекли улипитов (Oulipo). Это такое сообщество слегка безумных поэтов, типа наших футуристов начала 20-го века, но только с математикой и компьютерами. Скажем, для каждой станции они придумали связный текст с использование только букв, входящих в название станции. Но конечно, чтобы воткнуть в эту фишку надо очень хорошо знать французский. Вот пример, из остановки на площади Железного человека, точнее мой примитивный перевод:
О, женщина... о, формы, бронзовая кожа... Дайте мне..
- Ромео - ты старый кусок дерьма!
- Гомер, мне...
- Дерьмо-передерьмо!
Для части станций они придумали нелепые истории о происхождении названия станции, где-то это выдуманные пословицы или еще какая-то игра слов. В общем, если вы знаете французский, то не проходите мимо трамвайных остановок, там можно проверить свои навыки на таких сложных образцах.
Мы искали кота, но первым делом наткнулись на жирную ондатру. Тварь была совершенно ручная и не боялась людей. Она сама без спроса вылезла из реки Аар и пошла с нами знакомиться. Я был в шоке, тут не было никакого зоопарка, обычная жилая зона, сзади в пяти метров проходит трамвайная линия, и тут на тебе - ондатра!
Оказалось, что их тут целое стадо, этот снимок уже сделан в полукилометре от предыдущего. Дети с руки кормят ондатр яблоками и фоткаются с ними. Страсбург - город ондатр!
Не скажу, что это был мой хитрый план, но оказалось, что от кота на реке Аар пешком не так далеко до Европейского квартала. Так что мы решили прогуляться и посмотреть на современную архитектуру Страсбурга. Маршурт нашей прогулки
на гуглмапс:
Район тут по своему живописный, кругом каналы и парки. Вдали виднеется "недостроенная" башня Европарламента. Своей незаконченной восточной частью она как бы намекает на планируемое расширение в сторону Восточной Европы.
Очень спокойно и красиво.
Кому-то Европарламент напоминает Колизей, кто-то считает, что это Вавилонская башня (см. картину Брейгеля), а кто-то видит в этом нечто готическое в память о Страсбургском соборе.
По мне так очень приятное здание, отлично вписанное в местный ландшафт.
А это Европейский суд по правам человека. По задумке архитектора (кстати, автора
центра Помпиду в Париже), здание должно напоминать океанский лайнер с двумя трубами.
Европейский квартал мне понравился, но надо было возвращаться в центр, до поезда в Оберне оставалась всего пара часов. Мы снова сели на трамвай и вернулись в центр. Поездка заняла минут десять максимум, поэтому я решил выйти чуть раньше и еще немного прогуляться по Страсбургу. Мы вышли на остановке Gallia, которая находится на мосту прямо напротив неоготической церкви св. Павла. Не то, чтобы она отличалась какой-то архитектурной или исторической ценностью, но вот расположена церковь очень выигрышно. Вокруг ничего большого нет, река, деревья, в общем, виды супер.
Солнце садилось, и в его закатных лучах Страсбург стал таким теплым и почти родным. Отличный город, поездка по Эльзасу начиналась весьма позитивно.
Теплый ноябрьский денек.
Я расслабился и мне стало лень смотреть на свою карту с отмеченными достопримечательностями. Да и зачем все это, вот нужны кому-нибудь такие тексты?
Paroisse SAINTE-MADELEINE Это католическая церковь, построенная в готическом стиле в конце 15-го века. Ее дважды перестраивали. Сначала из-за разрушительного пожара в 1904 году, затем после бомбардировок во время Второй мировой войны. В 1989 году церковь причислили к памятникам исторического значения.
Скука!
Один из недоступных моему пониманию вид туристического времяпровождения - это катание на корабликах. Конечно, если этот город не называется
Венеция.
Так я снова вернулся в Маленькую Францию к дому Кожевников, с которой в этот день
начинал свое знакомство со Страсбургом.
Ну, что вам сказать про Страсбург? Очень приятный город и интересный город. Я по своей привычке попытался оббежать все за один день, но результат получился несколько поверхностный. На пару дней тут смело можно оставаться даже, если вы быстры, как я, и игнорируете музеи.
Я обещал, что буду по возможности выкладывать фоточки еды, которую я ел во время поездки. В Страсбурге, кроме убойного шукрут-обеда мы еще успели пополдничать. Сели прямо напротив дома Кожевников в кафешке
La Corde à Linge (бельевая веревка?). Вид был шикарный, еда нормальная, обслуживание тормозное. В общем, такое типичное туристическое место. Я взял фуа-гра с тостами и кугельхопф на десерт. Фотки не нашел, да и что там, думаю фуа-гра все видели, никого не удивишь. Я бы не стал про этот эпизод писать, но я прочитал, что фуа-гра полагается запивать вином из винограда с плохопроизносимым названием Гевюрцтраминер. Мне принесли вино в местном эльзасском бокальчике на зеленой ножке. И тут-то тут на берегу реки Илль в Маленькой Франции и начался мой большой эльзасский роман с этим напитком. У меня слабое обоняние и отбитый вкус, но у этого вина такой мощный аромат и взрывной вкус, что это сочетание пробило и покорило даже мои слабые органы чувств.
Через три дня мы вернулись в Страсбург и успели еще один раз тут поужинать. Мой товарищ очень хотел есть, так что выбирать заведение времени совершенно не было, в итоге засели в первый попавшийся ресторанчик
Aux Armes de Strasbourg на площади Гутенберга. Опять таки место совершенно попсовое и туристическое, но мне все понравилось, включая интерьер под старину и весьма расторопное обслуживание.
Я взял петуха в рислинге и шпецле на гарнир. Шпецле - такая эльзасская (точнее швабская) лапша, на вид совершенно бесформенные комочки теста, как будто их отщипывали руками от большого куска. Как вы уже поняли, после первого бокала я влюбился в гевюрцтраминер и дальше варварски запивал им любое блюдо. Петух в рислинге не избежал этой участи, к нему я тоже заказал бутылку своего фаворита.
Вокзал Страсбурга одели в стеклянный купол.
Внешне смотрится очень футуристично и эффектно.
На этом заканчиваю со Страсбургом, и в следующей серии ждите отчет по городу Оберне.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (c) kolllak.livejournal.com