Материнские платы с процессорами Эльбрус-8С на сборке
Вычислительная техника - это две взаимосвязанных части - оборудования и программного обеспечения (ПО), которое работает на этом оборудовании. Рассматривать тенденции имеет смысл отдельно с указанием некоторых связей.
Оборудование
Тех вычислительных средств, которые разрабатываются в России минимально достаточно. Но производить их негде. Имею ввиду достаточно производительные центральные, графические и сигнальные процессоры, нейроускорители и необходимую для их работы обвязку. Есть серьезнейшие проблемы с системами хранения данных и оперативной памятью.
Возможно, получится договориться с китайской SMIC. Но ей угрожают очередным пакетом санкций со стороны США за взаимодействие с российскими компаниями и мощности компании перегружены. К тому же, перевод документации, адаптация под особенности техпроцесса SMIC и другие задачи займут несколько лет.
Другой возможностью является производство небольшими партиями на отечественных мощностях. Большими не получится, так как существующие мощности с техпроцессом до 90 нм загружены и так основательно. В отрасли ходят слухи, что НМ-ТЕХ успел закупить еще одну б/у линию еще до шквала санкций. Но на ее запуск потребуется пара лет, вряд ли меньше. А есть еще и дефицит кадров.
В теории используемые линии можно перевести на более тонкий техпроцесс. Используемые 193 нм лазеры это позволяют. TSMC вытянула на многопроходной DUV-литографии в иммерсионной среде первое поколение 7 нм техпроцесса. Но это опять время, множество проблем и кадры.
В этих условиях компаниям, занятым разработкой вычислительных средств, можно пока заниматься адаптацией под потенциальные места производства и дальнейшее развитие имеющихся линеек продукции, а также затыканием пробелов. Сложности вызовет невозможность белых поставок ПЛИС и необходимого ПО. Придется работать с серыми схемами.
Ключевой проблемой являются даже не множество упомянутых и неупомянутых технических и кадров проблем, а позиция «элиты». Пока наши госдеятели много заявляют в стиле «Ничего, проморгается». Исходя из позиции, что санкции достаточно скоро снимут, решать сложные проблемы невозможно, а имеющиеся компании рисковать не будут. Залить деньгами можно далеко не все.
Программное обеспечение
С ПО несколько проще. Да, дыр гигантское количество, но свое ПО есть и достаточно много специалистов. На первом этапе уже выполняется важнейшая краткосрочная задача - перевести все, что возможно, на российское ПО.
Тут же возникает вторая задача - разработка ПО, которого нет. Как правило, это сложное ПО для проектирования, управления производствами, системное и встраиваемое ПО. Здесь работы на годы вперед. Что-то можно будет адаптировать китайское, но не все можно и не все нужно. Слишком закладываться на китайцев - риск.
Третья задача - оптимизация ПО под российские вычислительные средства и оптимизация производительности вообще. В условиях поставок по серым схемам железа будет меньше, и оно будет дороже. В этих условиях из железа надо выжимать больше. Значит, оптимизировать. Плюсом этого процесса станет рост квалификации всех задействованных инженеров.
Оптимизация под отечественное «железо» - задача немного больше на перспективу, но не менее важная. Либо мы построим свою экономику более или менее автономную, либо нас снесут. Снести Россию могут и по множеству других направлений, но экономика в их числе. Существующее ПО чаще всего работает не оптимально на тех же «Эльбрусах». С «Байкалами» и другими Arm-процессорами чуть легче, но тут есть проблема с лицензионной зависимостью. Если не получится переключиться на мятежный Arm China, конечно.
Запись в канале Telegram «
Политический ИТ-журналист».