Поэксплуатирую приставку кибер, которую сейчас суют во все вопросы информационной среды, к месту и нет.
Конечно, спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины происходит, в первую очередь, в классической сфере. Также очевидно противостояние с экономической и политической сферах.
Но столь же, на мой взгляд, явно выглядит информационное противостояние. Как борьба за умы, так и кибероперации. Некоторыми поверхностными наблюдениями за последним и хотел бы поделиться.
Многие страны насоздавали себе кибервойска. Это хоть и кибер, но армии. А армии должны воевать. Пока мы были в относительно спокойной ситуации, все было не так заметно.
21 февраля было объявлено о признании ЛНР и ДНР. 24 февраля было объявлено о начале спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины.
С последним, кстати, ещё долго разбираться. Надо разобраться что такое Украинства и как разбираться с этим украинством в головах украинцев. Даже нацистская пропаганда в Германии работала меньше по времени.
После 24 февраля многие англоязычные ИТ-издания писали - сейчас число киберинцидентов резко вырастет. И чуть позже, что
сетевое подполье разделилось на два лагеря.
Затем Anonymous объявили войну российской власти. С этими кадрами до нельзя очевидно, что они -
ширма. Рыхлое сетецентрическое сообщество хактивистов, которое само мало, что может. И ширма для киберопераций более серьезных структур.
Killnet ответили Anonymous. Killnet явно связывают с Россией, как и ещё пару группировок, засветившихся за последние две недели. Точно также APT41 связывают с Китаем. Конечно, Китай нам не союзник, у него свои цели и задачи. Но в мутной воде все рыбку ловят.
Отдельный сериал устроила латиноамериканская группировка Lapsus$ (или LAPSU$ - пишут по-разному). Сначала вокруг
Nvidia, затем с
Samsung. Но конкретно кто за этими ребятами стоит - тоже вопрос.
Последовательность ударов в случае Lapsus$, координация, которую не может выдать сетецентрическое сообщество Anonymous, характер ударов типа - атака-контратака со стороны Killnet и других - все это, скорее, характерно для действия организованных структур.
Ничего пока утверждать точно не могу. Но армии создаются, чтобы воевать, даже если это киберармии.