Дзен-буддизм и восприятие непревосходой сингулярности
#2 kolarium « 14 авг 2010, 22:17
Сингулярность - это единичность некоего феномена, если я правильно понимаю. Следует ли понимать Юнга в том смысле, что речь идёт о каком-то единстве духа, или есть более специфические трактовки? Буду благодарна за разъяснения специалистов.
«Специалист» по дзен-буддизму, дающий «разъяснения»??? Круто!!!
Пример непревосходной сингулярности:
Наставник чань, ученик Ма-цзу, Дэн Иньфэн на смертном одре перед Алмазным гротом у горы Утайшань спросил:
- Я видел, как монахи умирают сидя и лёжа, но умирал ли кто-нибудь стоя?
- Да, некоторые умирали стоя, - ответили ему.
- Ну, а как насчёт того, чтобы умереть вниз головой? - спросил он.
- О таком не слыхивали, - ответили ему.
Тогда Дэн встал на голову и умер. Его сестра-монахиня, находившаяся рядом сказала:
- Когда ты был жив, ты всё время пренебрегал правилами и обычаями, и вот теперь, даже будучи мёртвым, нарушаешь общественный порядок!
Она толкнула его слегка пальцем, и он с глухим стуком упал."
#5 kolarium « 24 авг 2010, 10:04
Вы считаете, что непревосходная сингулярность - это и есть сатори? Могу понять, почему это сингулярность, но почему «непревосходная»? В смысле, что выше уже ничего нет?
Дело в том, что Юнг не отождествлял эти понятия, он писал, что «непревосходная сингулярность - главная проблема дзена».
И я, конечно же, не имела в виду, что специалисты дзен-буддизма будут объяснять мне дзенский смысл понятия. Речь шла о специалистах философского категориального аппарата. Юнг ведь не дзен-буддист.
Уважаемая Jashoda,
Собственно, меня приколола эта фраза - «специалист по дзен-буддизму», потому что показалась нелепой, чем-то вроде «специалист по жизни в целом».
Главная проблема дзена не в «непревосходной сингулярности», а в том, что находятся люди, пытающиеся подвести под него теоретическую базу, пусть даже такие гениальные как Юнг. Попробуйте разобраться с тем, чтó вы понимаете под терминами «объяснение» и «понимание».
#9 kolarium « 27 авг 2010, 07:31
Уважаемая Jashoda,
Прошу прощения за несколько несерьёзный тон, взятый мною изначально, поскольку для меня дзен-буддизм ассоциируется с юмором, с приколом, и потому вопросы, которые люди задают по тем или иным вещам, связанным с дзен-буддизмом, мною воспринимаются как вопросы типа «а в чём тут прикол?», «а что здесь смешного?», «объясните, пожалуйста, смысл этого анекдота...» и т.п.
В математике термин «сингулярность» используется в теории функций: точка сингулярности - нечто вроде критической точки: в ней функция может «рвануть» в бесконечность или резко «изломаться» и т.д. И в таких случаях нет смысла говорить о каком-то «движении», поскольку в данной точке производной функции либо не существует, либо оная так же, как и функция, уходит в бесконечность.
Я не нашёл у Юнга внятного объяснения термина «непревосходная сингулярность», но на примере функции могу сказать, что если точка сингулярности функции уходит в бесконечность (иногда математики используют бесконечность наравне с прочими вещественными числами), то такую сингулярность вполне можно назвать «превосходной», а если критическая точка представляет собою резкий излом или разрыв (в такой точке производной не существует, если конечно, не считать «производную до...» и «производную после...») - то в данном случае сингулярность будет непревосходной.
А теперь попробуем перенести этот принцип на обычную жизнь. Пусть у нас условно на оси абсцисс откладывается время, а на оси ординат - духовный уровень (ну или, скажем, просто уровень развития человека)... Не очень заумно выражаюсь? Тогда жизнь человека между критическими точками можно рассматривать как «нормальную»: он как бы живёт «обычной жизнью»: учится, работает, занимается духовными практиками, ищет истину, философствует и т.д. При этом его конечная цель (назовем её Истиной) как бы находится где-то в бесконечности (превосходная сигнулярность). С точки зрения развития он может то идти вверх (производная функции больше 0), то немного деградировать, падать (производная меньше 0). Но тут всё на месте: с песнями вперёд к светлому будущему. Наша жизнь из настоящего без проблем экстраполируется в будущее.
Когда же человек проходит точку непревосходной сингулярности (точку резкого излома или разрыва функции), то его жизнь переводится в форсированный режим: какое-то одно неожиданное событие - и вся прежняя жизнь летит к чертям, человек переживает стресс, его прежние цели, представления о мире, о жизни, об истине превратились в пшик, и человек замирает в растерянности: что делать? куда идти? Логика здесь не работает, и потому нужно включать какие-то иные пласты сознания, которые прежде спали. И ИМЕННО В ТАКОМ СОСТОЯНИИ ВОЗМОЖНО ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ, ВХОЖДЕНИЕ В САТОРИ, и именно на такие состояния мастера дзен-буддизма провоцируют своих учеников, вгоняя в них чуть ли не силой (поскольку сам человек в «нормальном» состоянии никогда в них не полезет - свят-свят!). Однако войти в состояние сатори из точки «непревосходной сингулярности» человек может и должен САМОСТОЯТЕЛЬНО, никакой мастер не способен это сделать силой, он может лишь предоставить ученику шанс, сорвав с него покровы психологической защиты.
Поясню ещё более просто. Сколько времени нужно человеку, чтобы постичь Истину (на другом языке - достичь просветления)? Честно говоря, вопрос поставлен некорректно. В «нормальном» (несингулярном) состоянии Истина представляет собою бесконечно удалённую цель, к которой человек обречён стремиться вечно (на деле - до первой точки непревосходной сингулярности), но живёт надеждой её найти. А вот когда человек находится в форсированном режиме... у него есть шанс понять, что Истина - везде, повсюду, и что некуда стремиться, она здесь и сейчас, он сам - и есть Истина! Но это - лишь только шанс, который человек не обязательно реализует. Так человек, потерявший свои очки, безуспешно ищет их по всей комнате, а потом обнаруживает... что они у него на носу, надеты и вообще не были потеряны. Что он при этом про себя подумает, когда догадается ощупать собственный нос?