Гость с недобрыми намерениями

Jan 27, 2020 22:37


Новая стратегия США по Центральной Азии будет опубликована в ближайшее время. Это отражает возросшее внимание Вашингтона к региону, в том числе в рамках своей антикитайской политики. Важная роль при этом отводится Казахстану как главному объекту интересов Белого дома.

СРАЗУ ПОСЛЕ развала Советского Союза все без исключения республики Центральной Азии стали объектом хищнических аппетитов американских правящих кругов. В США рассматривали регион как перспективное пространство для своей неоколониальной политики. Особая ставка делалась на Казахстан как крупнейшую центральноазиатскую страну и обладателя богатейших стратегических ресурсов - от нефти и газа до урана. Уже в декабре 1991 года в Алма-Ату прибыл госсекретарь США Джеймс Бейкер, а в мае следующего года состоялся визит Нурсултана Назарбаева в Вашингтон. Одним из результатов этих контактов стал отказ Казахстана от ядерного оружия и проникновение американского капитала в экономику страны. Корпорации «Шеврон» и «ЭкссонМобил» участвуют в разработке крупнейших нефтегазовых месторождений. Кроме того, республика присоединилась к программам НАТО и проводит ежегодные казахстанско-американские военные учения «Степной орёл».

Новый этап двусторонних отношений начался в январе 2018 года. По итогам встречи Назарбаева с Дональдом Трампом было принято совместное заявление «О расширенном стратегическом партнёрстве в XXI веке». Стороны договорились укреплять отношения в сфере обороны и безопасности, наращивать экономическое сотрудничество и способствовать увеличению американских инвестиций.

То, что это не простой обмен любезностями, стало ясно из дальнейших событий. Например, Казахстан предоставил свои каспийские порты Актау и Курык для транспортировки американских грузов в Афганистан. А в последнее время делегации из Нур-Султана буквально сменяют в США одна другую. В декабре прошлого года заокеанскую державу посетил премьер-министр Аскар Мамин. Он подписал соглашения об открытии в Казахстане совместных предприятий по переработке мяса, а также о сотрудничестве в развитии оросительных систем.

Ещё более продуктивным стал визит в США главы МИД Мухтара Тлеуберди. За время своей поездки он провёл переговоры с руководством Совета национальной безопасности и группой конгрессменов, а также посетил штаб-квартиру Всемирного банка. Но наиболее важной можно считать встречу Тлеуберди с госсекретарём США Майком Помпео. Сделанные в ходе неё заявления позволяют понять, какие именно цели преследует Вашингтон - как в отношении Казахстана, так и всего региона.

По словам Помпео, Соединённые Штаты полагаются на Нур-Султан как на надёжного партнёра Вашингтона в Центральной Азии и рассматривают республику как ключевого союзника в поддержании региональной безопасности. В связи с этим, продолжил глава американской дипломатии, стороны усиливают стратегическое партнёрство. Одной из тем обсуждения стало нару-шение прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Напомним, США обвиняют Пекин в массовом преследовании мусульман и создании «концлагерей», в которых якобы содержатся 2 миллиона человек. Помпео выразил удовлетворение позицией Казахстана, который принимает людей, бежавших из Китая в поисках убежища.

Для закрепления успеха госсекретарь США намерен в ближайшее время посетить Казахстан. Очевидно, что в ходе этого визита будут сделаны не менее резонансные заявления. Например, обнародована стратегия американской администрации по Центральной Азии. О её подготовке было сообщено на брифинге, проведённом госдепартаментом США вскоре после переговоров Помпео с Мухтаром Тлеуберди. «Центральная Азия была и остаётся важным перекрёстком человеческой цивилизации… и пребывает в центре глобальных транзитных маршрутов… Региональная и двусторонняя вовлечённость отражает цели и важные вопросы, обозначенные в новой стратегии администрации Дональда Трампа по Центральной Азии, которая будет обнародована в ближайшее время», - отметили американские дипломаты.

ЦЕЛЫЙ РЯД признаков позволяет предположить, каким именно будет содержание этого документа. Своей главной задачей Вашингтон наверняка поставит экономическое и политическое дистанцирование региона от Пекина и Москвы. На это указывает в том числе то, что саму необходимость принятия стратегии участники брифинга объяснили «влиянием Китая и России в богатом энергоресурсами регионе».

Добиваться снижения этого влияния США будут несколькими способами. Во-первых, разжигая ненависть к этим странам путём фабрикации мифов о «китайских концлагерях» и искусственным провоцированием исторических обид. Можно вспомнить в связи с этим предложенный депутатами Киргизии законопроект, реабилитирующий басмачей и прочих преступников (см. номер «Правды» от 1-6 ноября 2019 г.). В его подготовке приняли активное участие связанные с Западом неправительственные организации.

Во-вторых, Вашингтон активизирует экономическую экспансию. «США… поддерживают меры по созданию благоприятных условий для американских инвестиций», - отмечалось на брифинге. Финансироваться продвижение будет за счёт нового механизма, который объединит Корпорацию зарубежных частных инвестиций (OPIC) с Агентством США по международному развитию (USAID).

Основной упор при этом будет сделан на транспортную и энергетическую сферы. Выбор становится понятным, если вспомнить, что именно эти направления лежат в основе экономического сотрудничества Китая с Центральной Азией. Казахстан, Туркмения и Узбекистан экспортируют в КНР природный газ, по территории республик региона продолжены транспортные коридоры, ставшие составной частью проекта «Один пояс - один путь».

Базис для одной из таких инициатив уже создан. США и Казахстан подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий создание центральноазиатского регионального рынка электроэнергии. С американской стороны участником проекта будет упомянутое выше Агентство по международному развитию. Оно, как сообщается, поможет всем пяти республикам построить единую энергетическую систему путём привлечения иностранных инвестиций и экономической интеграции с Афганистаном и странами Южной Азии.

Последнее обстоятельство особенно важно. Уже много лет США работают над созданием единого экономического пространства Центральной Азии с Афганистаном, Пакистаном и Индией. Его «скрепами» должны стать, в первую очередь, газопровод ТАПИ (Туркмения - Афганистан - Пакистан - Индия) и линия электропередачи CASA-1000, по которой электроэнергия из Киргизии и Таджикистана должна поставляться в Афганистан и Южную Азию. Главной же целью стратегии является, опять-таки, отдаление региона от традиционных партнёров - России и Китая.

Негативные последствия американского проникновения США в Центральную Азию лежат на поверхности. Республики станут заложниками антикитайской, антииранской и антироссийской политики Вашингтона, который не остановится ни перед стравливанием народов региона, ни перед искусственным вскармливанием здесь религиозного экстремизма. И тревожнее всего, что эти риски игнорируют власти постсоветских государств, радушно распахивающие двери перед гостем-убийцей и гостем-грабителем.
https://gazeta-pravda.ru/issue/8-30940-28-29-yanvarya-2020-goda/gost-s-nedobrymi-namereniyami/

Америкосы, Казахстан, Центральная Азия, Статьи

Previous post Next post
Up