Олимпийский диалог под угрозой. Международное обозрение

Feb 23, 2018 00:42



Олимпийские игры в Пхёнчхане дали шанс урегулированию межкорейских отношений. Противниками сближения выступают Соединённые Штаты, пытающиеся столкнуть лбами Пхеньян и Сеул. В ЮАР об отставке объявил президент Джейкоб Зума. Событие стало следствием серьёзного кризиса, о завершении которого, однако, говорить пока рано.

Спортивно-музыкальная дипломатия

Выражение «олимпийское перемирие» известно каждому. 25 лет назад Генассамблея ООН приняла специальную резолюцию. В ней она призвала страны мира возродить традицию, существовавшую ещё в Древней Греции: на время Олимпийских игр прекращать все конфликты. К сожалению, до последнего времени этот призыв так и не был воплощён в жизнь, а «олимпийское перемирие» оставалось лишь красивой крылатой фразой. Например, 8 августа 2008 года, в день открытия XXIX летних Олимпийских игр, начался вооружённый конфликт в Южной Осетии, а зимняя Олимпиада в Сочи совпала с профашистским переворотом в Киеве…

Уникальная возможность наполнить призыв реальным содержанием появилась в начале этого года. Во время новогоднего обращения к народу руководитель Северной Кореи Ким Чен Ын призвал Сеул к диалогу и заявил о готовности Пхеньяна принять участие в Олимпиаде. Вслед за этим состоялось несколько раундов переговоров, в ходе которых делегации двух стран обсуждали связанные с играми вопросы, а также договорились о концертах северокорейского ансамбля «Самджиён». Серьёзным шагом стал мораторий на проведение американо-южнокорейских учений до окончания Паралимпийских игр - 18 марта.

В результате праздник спорта превратился в долгожданный шаг двух частей полуострова навстречу друг другу. На церемонии открытия Игр спортивные делегации Пхеньяна и Сеула шли вместе, под общим «флагом объединения». Также стороны договорились о создании единой сборной в женском хоккее. И хотя больших успехов команда не добилась, сам факт говорит о многом.

В целом КНДР представлена на Олимпийских играх весьма достойно. Квалификационный отбор успели пройти всего два спортсмена из Пхеньяна: фигуристы Ём Тхэ Ок и Ким Чу Сик. Однако МОК принял решение в исключительном порядке предоставить квоты другим атлетам. Таким образом, в Пхёнчхан прибыли 22 северокорейских спортсмена в пяти дисциплинах: беговых и горных лыжах, фигурном катании, женском хоккее и шорт-треке. По единодушному свидетельству наблюдателей, их выступления вызывают огромный интерес. Причём поддерживают северокорейских атлетов не только соотечественники

(в Пхёнчхан прибыли свыше 200 болельщиков из КНДР), но и граждане Южной Кореи. Например, журналисты зафиксировали, что во время выступления фигуристов с севера в секторе южнокорейских болельщиков раздавалось дружное скандирование лозунга «Корея едина!».

Не меньшее значение имели события, разворачивавшиеся вне спортивных арен. Делегацию КНДР возглавили Председатель Президиума Верховного народного собрания Ким Ён Нам и член Политбюро ЦК Трудовой партии Кореи Ким Ё Чжон - родная сестра Ким Чен Ына. Столь высокопоставленных миссий Пхеньян не отправлял за всю историю существования двух государств. С гостями несколько раз встретился президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин - причём не только в Пхёнчхане, но и в своей резиденции в Сеуле. Там Ким Ё Чжон официально передала ему приглашение посетить Пхеньян для участия в двустороннем саммите. «Отношения между Севером и Югом могут улучшиться настолько быстро, что вчерашний день будет казаться далёким прошлым», - сказала при этом Ким Ё Чжон.

По итогам продолжавшихся около трёх часов переговоров Мун Чжэ Ин заявил о готовности посетить Пхеньян, «когда будут созданы необходимые условия». О начале подготовки встречи на высшем уровне сообщило и министерство объединения (Республика Корея). «Стремление КНДР к улучшению межкорейских отношений очень сильно», - отметили там, поставив в число приоритетов снижение военной напряжённости и воссоединение разделённых семей.

Нельзя не сказать и о выступлениях оркестра «Самджиён» - популярного северокорейского ансамбля под руководством известной исполнительницы Хён Сон Воль. Его концерты в Сеуле и Канныне вызвали огромный ажиотаж, а количество желающих попасть на них многократно превышало число проданных билетов.

Делать выводы о полной нормализации межкорейских отношений, конечно, нельзя. Для этого стороны должны предпринять ещё много усилий. Но и преуменьшать значение последних событий тоже не следует. После возвращения политической делегации, доложившей о результатах поездки, Ким Чен Ын заявил о намерении «укреплять тёплый климат примирения и диалога».

Проблема в том, что у нормализации отношений есть могущественные противники. Сближение Сеула и Пхеньяна вызвало лютую злобу по ту сторону океана. В США открыто говорят о том, что не допустят урегулирования конфликта, пока КНДР не откажется от ядерной и ракетной программ. В конце января администрация Трампа объявила о принятии очередного пакета односторонних санкций. Под новые ограничения подпали министерство нефтяной промышленности и ещё 9 юридических и 16 физических лиц КНДР.

Ряд воинственных заявлений сделал и вице-президент США Майк Пенс. Представляя Вашингтон на открытии Олимпийских игр, он перед приездом в Пхёнчхан посетил Японию. Там Пенс пригрозил предъявить «самый жёсткий и агрессивный пакет экономических санкций» и добавил, что «США будут изолировать Северную Корею до тех пор, пока она навсегда не откажется от своих программ». В Южной Корее Пенс вёл себя не менее вызывающе. Например, он остался сидеть, когда трибуны встали, приветствуя объединённую корейскую сборную, а также отказался приветствовать делегацию из КНДР во время приёма иностранных гостей Мун Чжэ Ином.

Белому дому подпевают его сателлиты. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ обратился к США и Южной Корее с просьбой возобновить совместные военные учения. Истинная суть политики Вашингтона и его союзников проявилась и во время телефонного разговора Абэ с Трампом. Главы двух стран заявили о бессмысленности мирных переговоров с Пхеньяном и подтвердили намерение «продолжить максимальное давление». На это отреагировала северокорейская правительственная газета «Нодон синмун», сообщившая 19 февраля, что «США умышленно нагнетают ситуацию и пытаются разрушить атмосферу улучшающихся отношений между КНДР и Южной Кореей».

В этих условиях единственная надежда остаётся на твёрдость руководства Республики Кореи. Но, учитывая зависимость Сеула от Вашингтона, шансов на продолжение диалога очень мало…

Коррупционная ловушка для президента

Южно-Африканская Республика на прошлой неделе попала в сводку мировых новостей. Причина - отставка президента Джейкоба Зумы. Этот шаг стал одновременно неожиданным и закономерным, подведя черту под событиями нескольких лет.

После ликвидации режима апартеида к власти в ЮАР пришёл «трёхсторонний альянс» в составе Африканского национального конгресса (АНК), Южно-Африканской коммунистической партии (ЮАКП) и Конгресса южно-африканских профсоюзов (КОСАТУ). За двадцать с лишним лет им было достигнуто немало. Новые власти положили конец столетиям унижений, когда коренное население дискриминировалось и лишилось доступа к элементарным социальным благам, а любое недовольство жестоко подавлялось. Теперь миллионы людей были выведены из нищеты и смогли, наконец, получать образование и нормальную медицинскую помощь.

Но проблем в стране остаётся много. Значительная часть экономики ЮАР контролируется потомками колонизаторов, хотя их доля в населении - всего 8 процентов. Средний доход чернокожего работника в 7 раз ниже, чем у белого, и этот разрыв в последнее время только увеличивается. Безработица приблизилась к 30 процентам, а среди молодёжи её уровень достигает 50 процентов. Серьёзной бедой является преступность.

Несмотря на принятые «трёхсторонним альянсом» меры по увеличению роли государства, ключевые сферы - например, горная добыча - по-прежнему принадлежат крупному капиталу, в том числе иностранному. Но и в госсекторе накапливаются кризисные явления, связанные с коррупцией. Типичной стала ситуация, когда к прибыльным предприятиям «присасываются» сомнительные личности и структуры, выводящие доходы в офшоры. Естественно, в тесном сотрудничестве с продажными чиновниками.

Самыми известными дельцами являются бизнесмены индийского происхождения братья Гупта. Прибрав к рукам множество активов в сфере энергетики, авиаперевозок, СМИ и т.д., они сколотили огромные состояния и открыто вмешивались в политику. С фигурами братьев Гупта тесно связано имя Джейкоба Зумы, который занимал должность главы государства с 2009 года. Ещё в 1990-х годах, будучи вице-президентом, он обвинялся в махинациях при заключении оборонных контрактов, а уж после занятия им президентского кресла скандалы посыпались как из рога изобилия. По подсчётам оппозиции, Зума причастен к почти 800 коррупционным делам. Столь сомнительные достижения бросали тень на правящую коалицию. По итогам последних муниципальных выборов она получила менее 54 процентов голосов - наихудший результат за всю свою историю.

Южноафриканские коммунисты характеризовали ситуацию как «захват государства» крупным капиталом и коррумпированными чиновниками. По словам генерального секретаря ЮАКП Блейда Нзиманде, в ряды народно-освободительного движения проникли чуждые силы, пытающиеся взять под контроль богатства страны и подменить своей частной выгодой общенародные интересы. На прошедшем в июле прошлого года XIV съезде партии коммунисты потребовали создать независимую комиссию для расследования коррупционных преступлений, принять меры по оздоровлению госсектора, а кроме того, призвали президента оставить свой пост.

Критика Зумы звучала со стороны КОСАТУ и даже Африканского национального конгресса. Но идти на уступки президент не собирался, периодически «огрызаясь». В октябре прошлого года был отправлен в отставку Блейд Нзиманде, занимавший пост министра высшего образования. Решающая схватка произошла на декабрьском съезде АНК, который должен был выбрать партийное руководство. Президент и его сторонники выдвинули в руководители Нкосазану Дламини-Зуму - бывшую жену Джейкоба Зумы и экс-главу МИД и МВД ЮАР. Внутрипартийная оппозиция сделала ставку на вице-президента Сирила Рамафосу, которому с небольшим перевесом удалось взять верх. Сам Зума был исключён из руководящих органов АНК.

Следующим болезненным ударом по президенту стало заявление Конституционного суда, призвавшего парламент отстранить главу государства от власти. Наконец, в решающее наступление перешли противники Зумы из его партии. В ночь с 12 на 13 февраля состоялось экстренное заседание Национального исполнительного комитета АНК, потребовавшего от президента уйти в отставку. В случае отказа ему пригрозили импичментом. Окружённый со всех сторон, Зума был вынужден выполнить условия ультиматума. Поздно вечером 14 февраля он выступил с телеобращением, в котором объявил об уходе с должности. Уже на следующий день на чрезвычайном заседании парламента Рамафоса был избран главой государства.

Какой будет политика нового президента, сказать пока сложно. С одной стороны, Рамафоса обнародовал программу «радикального преобразования общества», в которой содержатся пункты об укреплении госсектора, национализации Резервного (центрального) банка и экспроприации земель латифундистов. С другой - не являются секретом тесные связи политика с иностранным капиталом. С открытой поддержкой Рамафосы выступил управляющий директор финансовой корпорации «Голдман Сакс» в ЮАР Колин Коулман. К тому же новый президент является одним из богатейших людей страны с состоянием порядка 500 миллионов долларов. Он, в частности, владеет местной сетью «Макдоналдс» и входит в совет директоров филиала компании «Кока-Кола».

Очень взвешенным видится заявление ЮАКП. В партии отмечают, что отставкой Зумы достигнут важный прорыв. Вместе с тем коммунисты призывают граждан не тешить себя преждевременными иллюзиями о завершении «захвата государства». Для этого должна быть проведена тщательная работа по полному демонтажу коррупционной системы. Если же обещания властей останутся на бумаге, ЮАКП не исключает выхода из «трёхстороннего альянса». У партии уже есть удачный опыт участия в выборах под собственным флагом. В декабре её кандидата избрали главой района Метсимахоло с населением 150 тысяч человек. Будет ли распространён этот опыт на ближайшие парламентские выборы в 2019 году, мы узнаем уже скоро.
http://gazeta-pravda.ru/issue/19-30662-22-26-fevralya-2018-goda/olimpiyskiy-dialog-pod-ugrozoy/

Япония, Америкосы, Африка, КНДР, Статьи

Previous post Next post
Up