Из газового тупика выхода не видно

Feb 20, 2018 22:34


В Туркмении отчитались о социально-экономических результатах 2017 года. Несмотря на попытки чиновников нарисовать картину стабильного роста, ситуация далеко не столь благоприятная. На это указывают и данные статистики, и критика президентом своих подчинённых.

ПОДВЕДЕНИЕ итогов за прошлый год власти Туркмении решили превратить в масштабную церемонию. На расширенное заседание правительства пригласили не только членов кабинета министров, но и представителей парламента, руководителей областей, районов и городов, ректоров вузов и журналистов официально зарегистрированных СМИ. Вёл заседание президент страны Гурбангулы Бердымухамедов, выслушивавший отчёты и дававший поручения различным ведомствам.

С основным докладом об экономических показателях за прошлый год выступил вице-премьер-министр Гочмырат Мырадов. По его словам, во всех отраслях «обеспечен динамичный рост, неуклонно повышается благосостояние народа». Чиновник сообщил, что ВВП увеличился на 6,5 процента, рост промышленного производства составил 5,5, а сельскохозяйственного - 5 процентов. Среднемесячная заработная плата по итогам года при этом выросла на 9 процентов, а цены на потребительские товары и тарифы «сохранены в установленных пределах».

С оптимистичным отчётом вице-премьера контрастировал доклад другого заместителя главы правительства - Максата Бабаева, который рассказал о развитии топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Здесь результаты более чем скромные. Добыча природного газа - главного промышленного продукта Туркмении - выросла всего на 2 процента, до 68 млрд кубометров. Иначе говоря, спад 2016 года, когда производство сырья снизилось на 4 процента, не преодолён. И уж тем более не достигнута планка, обозначенная президентом два года назад. Тогда Бердымухамедов поручил правительству принять срочные меры для увеличения добычи до 84 млрд кубометров.

С тех пор ни одна встреча главы государства с кабмином не обходится без напоминаний о необходимости нарастить производство и экспорт газа. Ведь в противном случае под большим вопросом оказывается исполнение широко разрекламированной Национальной программы социально-экономического развития, предусматривающей увеличение добычи до 230 млрд, а экспорта - до 180 млрд кубометров к 2030 году. Продажа сырья за рубеж между тем тоже фактически осталась на уровне последних трёх лет, увеличившись на скромный один процент (в 2016-м произошло сокращение на три процента) и составив 37 млрд кубометров.

Откровенные неудачи обернулись разносом, который устроил президент прямо на заседании правительства. Согласно официальной информации, Гурбангулы Бердымухамедов «выразил неудовлетворение работой отраслевых ведомств» и «высказал ряд серьёзных замечаний». От вице-премьера и руководителей нефтегазового комплекса глава Туркмении потребовал принять кардинальные меры для повышения эффективности деятельности ТЭК и пригрозил сделать кадровые выводы, если поручение не выполнят до конца первого квартала.

Будет ли в срок исполнен строгий наказ, неизвестно. Судя по всему, власти республики представляют перспективы развития отрасли не слишком отчётливо. Говоря о нереализованных возможностях, Бердымухамедов призвал ускорить приватизацию государственного имущества и активизировать работы по прокладке газопровода ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия). Заявление сделано в то самое время, когда проект фактически зашёл в тупик: строительство трубопровода по афганской территории маловероятно из-за действий боевиков.

Куда более разумным решением было бы восстановление сотрудничества с Ираном. Год назад Ашхабад прекратил поставки газа в соседнюю страну, объяснив это невыплатой Тегераном долга. Иран, не согласившись с обвинениями, в свою очередь обратился в Международный арбитражный суд. Это в итоге привело к потере Туркменией ценного рынка: до скандала она ежегодно экспортировала в исламскую республику 8-9 млрд кубометров «голубого топлива».

Итоги ушедшего года для Ашхабада, таким образом, сложно назвать позитивными. В связи с этим серьёзные сомнения вызывают обнародованные властями планы. Как заявил Гурбангулы Бердымухамедов, в настоящее время в стране возводится 1700 «крупных объектов» стоимостью свыше 42 млрд долларов. В то же время, по данным ряда источников, в Туркмении постоянно растут цены на продукты и лекарства, а в бюджетной сфере наблюдаются массовые сокращения. Но признать проблемы открыто власти до сих пор не решаются.
http://gazeta-pravda.ru/issue/18-30661-20-21-fevralya-2018-goda/iz-gazovogo-tupika-vykhoda-ne-vidno/

Туркменистан, Иран, Китай, Статьи

Previous post Next post
Up