Вредители с полномочиями

Sep 25, 2024 21:57


Транспортные проблемы в Киргизии вышли на новый уровень. Безрассудные шаги властей, вроде ликвидации троллейбусов, изменения графика работы школ и вузов, затронули интересы сотен тысяч граждан. Ответом стали протесты возмущённых жителей.

Деградация системы государственного управления в постсоветский период - факт общеизвестный и подтверждающийся буквально на каждом шагу. Осуществление рутинных функций органов власти, начиная от уборки мусора и заканчивая помощью нуждающимся, сопровождается постоянными сбоями, растягивается на длительные сроки и завершается результатами, далёкими от запланированных.

Подобное головотяпство часто объясняют личными качествами чиновников, ухудшением уровня образования, размыванием морально-этических норм. Это правда, но правда не вся. Главная причина разложения - отказ от социализма в пользу рыночной экономики. Когда главной ценностью и целью становится прибыль, общественное благо приносится в жертву частным интересам. Рвение в государственных делах проявляется лишь в той мере, в какой оно способствует обогащению, во всех других случаях власти предержащие работают спустя рукава, исключительно для создания видимости.

В последнее время Бишкек - полуторамиллионный город, где проживает почти четверть населения страны, - сталкивается с резким ухудшением качества жизни его обитателей. Здесь и непродуманная «точечная» застройка, и неспособность обеспечить регулярный вывоз мусора, и экологические проблемы. Настоящей бедой для горожан стала ситуация на дорогах. С началом учебного года на столичных улицах появились невиданные прежде заторы. Если раньше из спальных районов в центр Бишкека можно было добраться максимум за полчаса, сейчас путь занимает в лучшем случае час.

Столичные власти списывают всё на продолжающийся ремонт дорог. Однако улицы одна за другой открываются для движения, а положение лучше не становится. Не сильно помогли и такие радикальные меры, как изменение графика работы учебных заведений. Начало занятий во многих школах сдвинуто с 8.00 на 7.30, а в вузах и организациях профессионального образования, наоборот, перенесено на 10.00. Это вызвало недовольство учащихся. Они объявили сбор подписей под петицией против нововведений, отмечая, в частности, что теперь многим стало сложнее совмещать работу и учёбу.

Нужно принять во внимание тот факт, что застройка центральной части Бишкека и прокладка улиц проводились в советское время, когда количество автотранспорта было на порядок меньше. В 1980-е годы в городе насчитывалось 30 тысяч легковых машин. К сегодняшнему дню их количество выросло до полумиллиона, и «переварить» такую массу дорожная инфраструктура не в состоянии. Выходом является развитие системы общественного транспорта, но чиновники поступают наоборот.

«Правда» уже сообщала (см. номер от 18-19 июня с.г.), что столичные власти решили полностью ликвидировать троллейбусную сеть, существующую в городе с 1951 года и перевозящую ежегодно до 20 миллионов пассажиров. Несмотря на абсурдность такого шага в условиях дефицита общественного транспорта и прогрессирующего загрязнения воздуха, чиновники не смогли устоять перед соблазном. А точнее, перед кредитом от Азиатского банка развития. 50 миллионов долларов должны пойти на закупку Бишкеком электробусов. И хотя соглашение не требует ликвидации троллейбусов, мэрия решила по-своему, пойдя напролом и не брезгуя нарушением закона.

В ходе общественного обсуждения инициативы поступили сотни отрицательных отзывов от горожан, не дал своего согласия и столичный кенеш (совет). Вопреки этому, власти начали демонтаж троллейбусной сети. Мэр Бишкека Айбек Джунушалиев дал издевательское объяснение: мол, троллейбусные провода портят вид и не дают людям наслаждаться небом. Также он открыто намекает на одобрение действий городских властей высшим руководством. «Это политика государства, политика руководства страны», - заявил градоначальник депутатам. Подобные заявления, а также вероятная закулисная работа дали свои плоды. 29 августа Бишкекский кенеш одобрил отправку 100 троллейбусов (из общего количества 150, исправными из которых являются не более 120) городу Ош на юге страны. Хотя заседание было объявлено открытым, никого из городских активистов на него не пустили. Двух женщин и вовсе доставили в милицию «за нарушение общественного порядка».

В деле тем временем всплывают всё новые скандальные подробности. Передаваемые в Ош троллейбусы были закуплены в 2017 году на деньги Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Возвращать кредит объёмом 23,5 миллиона долларов Бишкеку предстоит ещё несколько лет, в то время как самих машин в столице уже не будет. Помимо этого, договор с ЕБРР предусматривает обязательное согласие банка на любую передачу, аренду и другое распоряжение активами, предоставленными в рамках проекта. Но, как отметили в финансовой организации, никаких обращений по пересмотру соглашения к ним не поступало.

Что касается передачи троллейбусов в Ош, тамошняя инфраструктура не позволяет использовать их в таком количестве. В городе действует всего одно депо, а парк машин недавно был практически полностью обновлён. О расширении маршрутной сети ничего не сообщалось. Активисты опасаются, что прибывшие в Ош троллейбусы станут «мёртвым грузом».

Транспортная проблема в столице между тем обостряется. Появление обещанных электробусов запланировано только на следующий год, и единственным видом общественного транспорта, по сути, остались автобусы. В этих условиях вопрос был поднят в парламенте страны. Председатель ЦК Партии коммунистов Исхак Масалиев, состоящий во фракции партии «Бутун Киргизстан» («Единый Киргизстан»), назвал ситуацию катастрофической. «Троллейбусы убрали. Лучше стало? Нет! Пробки не исчезли. Значит, кому-то это просто надо было», - заявил он на заседании комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству. По мнению Масалиева, необходимо уделить внимание развитию общественного транспорта.

Серию мероприятий с требованием оставить троллейбусы провели неравнодушные горожане. В резолюциях митингов также содержатся призывы разработать и утвердить концепцию развития общественного транспорта и привлечь к ответственности чиновников, виновных в принятии губительных решений.
https://gazeta-pravda.ru/issue/105-31598-26-sentyabrya-2024-goda/vrediteli-s-polnomochiyami/

Протест, Капитализм, Кыргызстан, Транспорт, Статьи

Previous post Next post
Up