Ярмо, накинутое на трудовой народ, никогда не падёт по милости имущего класса. Это показали события в Бангладеш. На Шри-Ланке измученное либеральными экспериментами население выбрало левого президента, но курс новой власти пока неясен.
Украденная победа
Жизнеспособность любой теории поверяется временем. Множество модных доктрин, не выдержав испытания, кануло в Лету. Можно ли сказать то же самое о марксистско-ленинских идеях? Это нетрудно проверить.
После падения царизма российские революционеры, не исключая многих большевиков, были настроены на сотрудничество с Временным правительством. Переход на социалистическую стадию революции они считали делом будущего. Иную позицию занял В.И. Ленин. В «Апрельских тезисах» он доказывал, что буржуазия неспособна решить ни одну из проблем, стоящих перед страной. Собрав силы, она оттеснит совершившие переворот массы и законсервирует угнетение, пусть и под демократическими лозунгами. «Революции делались, а полиция оставалась, революции делались, а все чиновники и проч. оставались. В этом причина гибели революций», - предупреждал Ленин.
Ему удалось убедить соратников, а Великий Октябрь подтвердил правильность выбранного курса. Подтверждается она и спустя сто с лишним лет. В начале августа под натиском протестующих пало правительство Бангладеш во главе с Шейх Хасиной. Руководимая ею «Авами лиг» («Народная лига») пришла к власти, обещая возродить идеи Маджибура Рахмана. Отец Хасины и руководитель борьбы за независимость от Пакистана, он провозгласил строительство социализма. СССР помог молодой республике избавиться от последствий войны, разминировав акватории портов, страны подписали соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве. Построенные при советской поддержке предприятия работают до сих пор.
Однако «ремейк» оказался слабой пародией на оригинал. Все 15 лет правления «Авами лиг» Бангладеш оставалась придатком капиталистической системы, бесправным «швейным цехом», где производилась одежда западных брендов: Adidas, Nike, Zara, H&M. Каково положение рабочих, показал отказ правительства Хасины поднимать минимальную зарплату с 8 тыс. до 23 тыс. таков (с 6 тыс. до 18 тыс. руб.). Выступления были жестоко подавлены, погибли несколько работниц.
Протесты осени прошлого года можно считать началом конца режима, но последней каплей стало восстановление квот на занятие должностей в госсекторе для потомков ветеранов освободительной войны 1971 года. Всего зарезервированными оказались свыше половины вакансий - и это в условиях высокого уровня безработицы. Движущей силой протестов стало надпартийное объединение «Студенты против дискриминации». Власти решили подавить демонстрации. За месяц были убиты более 600 человек, тысячи брошены в тюрьмы.
Обострение ситуации раскололо правящий лагерь. Ряд членов правящей коалиции, среди которых марксистско-ленинская Рабочая партия Бангладеш, заявили о несогласии с системой квот и жестокостью силовиков. В конце концов 5 августа под давлением армейского руководства Хасина объявила об отставке и бежала в Индию. Спустя считанные дни было создано временное правительство. Его возглавил банкир, один из зачинателей микрокредитования и лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус. В своей первой речи он объявил, что страна получила вторую независимость. «Новая Бангладеш», уверяет Юнус, будет основана на единстве, прозрачности, демократическом обновлении, а нация станет «одной семьёй».
Красивые слова скрывают горькую истину: победа украдена у восставших. Пожертвовав дискредитировавшей себя «Авами лиг», правящий класс сделал ставку на Юнуса. Это видно по составу и первым шагам новой власти. Министром финансов назначен бывший глава центробанка Салех Уддин Ахмед, руководить же центробанком будет Ахсан Мансур. Последний тридцать лет проработал в МВФ, где, в частности, курировал программы «помощи» (на кабальных, как водится, условиях) родной стране.
В первом же совместном заявлении Мансур и Юнус представили стандартный «либеральный набор»: повышение процентных ставок, «ответственная денежно-кредитная политика». «Для стабилизации финансовой системы» запрошены 5 млрд долл. у МВФ, Всемирного банка и Японского агентства международного сотрудничества. Кредиторы не заставили себя ждать. Всемирный банк объявил о выделении 2 млрд долл., ожидается прибытие миссии МВФ. И это при том, что в прошлом году Дакка уже заключила с фондом соглашение на 4,7 млрд долл.
Ещё одним адресатом просьб стал Вашингтон. В Бангладеш побывала делегация во главе с замминистра финансов США Брентом Нейманом и помощником госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Дональдом Лу. Гости сразу «взяли быка за рога», заявив, что «при проведении правильных экономических реформ» Дакка может рассчитывать на всестороннюю американскую помощь. Первым шагом стало выделение 202 млн долл. по линии Американского агентства по международному развитию (USAID). Сигналы новым властям посылает Пентагон. Там заявили, что с нетерпением ждут активизации сотрудничества «для поддержки наших общих ценностей и интересов, таких как свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион». Напомним, этот лозунг служит для прикрытия антикитайской политики.
Рассчитывая превратить Бангладеш в союзницу, США сквозь пальцы смотрят на нарушения демократических процедур. Юнус сосредоточил в своих руках максимальные полномочия. Помимо руководства временным правительством, он возглавляет министерства обороны, энергетики, информации, образования, текстильной промышленности. По его словам, кабинет никуда не уйдёт «до завершения реформ». Провластные СМИ призывают дать команде Юнуса как минимум два года. Планов же у временного правительства «громадьё». Юнус подписал распоряжение о создании комиссий для реформирования судебной, избирательной систем, полиции и т.д. Только после этого, по его словам, можно проводить «свободные и справедливые выборы».
Смелости властям придаёт соглашательская позиция лидеров протестного движения. «Студенты против дискриминации» поддержали временное правительство, взамен получив два поста. 26-летняя студентка Нахид Ислам стала министром почты и телекоммуникаций, 25-летний аспирант Асиф Махмуд возглавил министерство молодёжи и спорта. Видимо, опьянённые подачками, активисты поддержали решение запретить политическую деятельность в учебных заведениях «для предотвращения анархии». По обвинению в причастности к убийствам протестующих арестован лидер Рабочей партии Рашед Хан Менон. Его соратники назвали это абсурдом, поскольку политик не занимал государственных постов.
Само временное правительство наступает на «грабли» предшественников. В сентябре забастовки охватили свыше 200 швейных фабрик. Их владельцы отказались выплачивать зарплаты за август, поскольку-де производство было остановлено из-за протестов в стране. Также рабочие потребовали надбавок за сверхурочные и ночные смены, компенсацию транспортных расходов и лечение в случае производственных травм. Ещё дальше пошли швейники промышленной зоны Sharmin Group в Ашулии. Они призвали к национализации отрасли, оплате декретных отпусков и т.д.
Собственники отказались идти навстречу, обвинив в организации забастовок «чужаков-подстрекателей». Многие пошли на локаут, закрыв фабрики и выставив людей на улицу. Им подпевают буржуазные СМИ. «Ни с того ни с сего рабочие выдвинули требования, о которых никто раньше не слышал», - написала одна из газет. На совещании с членами временного правительства и руководителями силовых структур Юнус потребовал «принять жёсткие меры против анархии и провокаторов, чтобы спасти экономику». В промышленные зоны Савар, Газипур, Ашулия введены армия и военизированная полиция на бронетехнике. Вооружённым силам предоставлены полицейские и судебные полномочия сроком на два месяца.
Остановить сползание к диктатуре может только прогрессивный лагерь. Левый демократический альянс и входящая в него Компартия участвовали в массовых выступлениях и приветствовали свержение Хасины. Но, отмечают там, революционное движение должно продолжаться, пока народ полностью не вернёт себе власть, что включает национализацию ресурсов и стратегических отраслей, изгнание транснациональных корпораций. Победа народа, по словам коммунистов, не должна быть присвоена чуждыми силами - будь то военные или элементы прежней политической элиты. Левые требуют проведения в кратчайшие сроки всеобщих выборов и предостерегают от заигрывания с «гегемонистскими державами».
Голоса протеста
«Гибель революции» пережила и Шри-Ланка. Два года назад народное восстание смело режим семьи Раджапакса, правившей страной почти двадцать лет и доведшей её до глубокого кризиса. Как и в Бангладеш, правящий класс «произвёл замену». Президентские полномочия спешно вручили Ранилу Викрамасингхе, занимавшему пост главы правительства шесть раз. Политик оправдал доверие, на следующий день после принятия присяги приказав разгромить лагерь восставших. Свергнутый же клан не понёс никакого наказания. Бежавший было президент Готабая Раджапакса вернулся в страну меньше двух месяцев спустя. Ему предоставлены поместье, охрана и прочие привилегии за государственный счёт.
Новая власть взяла кредит у МВФ, в разы подняв цены и тарифы, отменив субсидии на электроэнергию и топливо, сократив социальные расходы, увеличив косвенные налоги. Продолжается приватизация с массовым сокращением персонала. «Усилия по реформированию приносят плоды. Сохранение импульса реформ будет иметь решающее значение», - заявили в фонде после выделения очередного транша. О росте уровня бедности с 11 до 26 процентов в МВФ промолчали.
«Не замечают» там и не стихающие репрессии. Закон «Об основных общественных услугах» запретил забастовки в большинстве сфер, закон «О безопасности в интернете» карает за критику властей, в стране разгоняются митинги и демонстрации. После того как правительство отказалось индексировать зарплаты бюджетников, на улицы вышли учителя. Против них применили «спецсредства», ранив десятки человек. Несмотря на это, в июле прошла двухдневная общенациональная забастовка с участием 1 млн работников госсектора.
Чтобы умилостивить зарубежных покровителей, власти включаются в их авантюры. Они присоединились к операции «Страж процветания» против йеменского движения хуситов. Недавно в Вашингтоне прошёл диалог о партнёрстве США и Шри-Ланки, американские власти похвалили партнёров за «приверженность реформам и сотрудничество с МВФ».
При поддержке Индии США втягивают страну в действия против Китая. Этому служит участие (вместе с Индией, Маврикием, Мальдивскими островами) Шри-Ланки в пакте «Конклав безопасности Коломбо» и совместные учения. Одни из них под названием Atlas Angel прошли с участием Тихоокеанских ВВС США. Восемь раз с начала года в ланкийских портах побывали индийские военные корабли.
В таких условиях 21 сентября в стране прошли президентские выборы. Викрамасингхе потерпел позорное поражение, получив 17 процентов голосов. Победителем стал лидер «Народного фронта освобождения», или «Джаната Вимукти Перамуна» (ДВП) Анура Кумара Диссанаяке. «Правда» уже писала (см. номер от 24-27 мая с.г.) об этой организации, в 1960-е годы отколовшейся от компартии и выступившей против просоветского курса правительства Сиримаво Бандаранаике. Называя себя марксистско-ленинской, партия весьма вольно трактует эти идеи. Левый популизм совмещается в её программе с национализмом и шовинизмом: ДВП отказывает тамильскому меньшинству в праве на самоопределение, поддержав разгром повстанческого движения в 2008-2009 годах.
Противоречия отразились на предвыборной кампании, проходившей под лозунгом «Богатая страна! Прекрасная жизнь!». Диссанаяке призывал к построению смешанной экономики при направляющей роли государства, развитию внутреннего производства путём индустриализации, обещал снижение налогов, принятие новой Конституции и возвращение к парламентской системе. Вместе с тем новый президент говорит о продолжении сотрудничества с МВФ, уверяя, что разрыв связей с донорами «не в интересах народа», обещает создать благоприятные условия для иностранных инвесторов и частного бизнеса. Политик провёл серию встреч с послом США Джули Чунг и совершил визит в Индию, уверив её в дружественном курсе.
Отразив протестные настроения, результаты голосования вряд ли помогут стране выбраться из кризиса. Такое под силу только сплочённому и осознавшему свои интересы трудовому народу.
https://gazeta-pravda.ru/issue/106-31599-2730-sentyabrya-2024-goda/ispytanie-dlya-revolyutsii/