Народы в когтях реакции

Nov 11, 2022 21:27



Ближний Восток раздирают глубокие противоречия. Политический кризис охватил Ливан. В Израиле на выборах победила правая коалиция, что грозит закреплением режима апартеида.

Добыча капитала

Участь небольших стран, выбравших рыночный путь, незавидна. Ими пользуются империалистические державы, а разорив, выбрасывают за ненадобностью. Так произошло с Ливаном. Когда-то он был финансово-банковским центром региона, своего рода посредником между западным и азиатским капиталом. Однако борьба внешних сил за влияние и разжигаемая ими нестабильность погрузили страну в кризис. Событием, превратившим накапливавшиеся проблемы во всё сметающую на своём пути лавину, стал дефолт 2020 года.

Западные политики и СМИ предпочитают винить во всём ливанские власти. Неприглядную роль между тем сыграли американские и европейские хедж-фонды, известные как «фонды-стервятники». Они скупали проблемные долги Бейрута, собрав в свои «портфелях» ни много ни мало 17 млрд долл. Негативное влияние оказала и война в Сирии, из-за чего 5-миллионный Ливан принял более миллиона беженцев.

Сегодня страна брошена на произвол судьбы. По индексу человеческого развития она опустилась за десятилетие с 67-го на 112-е место, расположившись между Индонезией и африканским Габоном. Инфляция больше двух лет подряд не опускается ниже 100 процентов. Ливанский фунт потерял 95 процентов своей стоимости, что бьёт по зависимой от импорта стране. Восемь из десяти граждан живут в бедности. Невозможность купить учебники, канцелярские товары и т.п. привела к тому, что школы не посещает каждый шестой младшеклассник, а среди беженцев таковых почти половина.

Из-за отсутствия топлива останавливаются электростанции, свет подаётся в лучшем случае по два часа в сутки. Многолетние рекорды бьёт эмиграция, оставляя Ливан без специалистов. Ослабленная из-за отъезда 40 процентов врачей система здравоохранения не справляется с угрозами. В октябре были выявлены первые за тридцать лет случаи холеры, число заражённых уже приблизилось к 3 тысячам. Возможность легально покинуть родину есть не у всех. Это приводит к трагедиям вроде той, что произошла в Средиземном море. Там затонула лодка с мигрантами, погибли более ста человек. Не прекращаются забастовки энергетиков и учителей, чьей обесценившейся зарплаты едва хватает на оплату проезда. Ливан охватила волна нападений на банки, заморозившие счета граждан.

Доведя страну до катастрофы, капитал высасывает из неё последние соки. МВФ посулил кредит объёмом 3 млрд долл., в качестве условия потребовав проведения неолиберальных реформ. Среди них сокращение госрасходов и реструктуризация банков. В фонде критикуют Бейрут за принятие «раздутого бюджета» и открыто признают, что спасти всех вкладчиков не получится.

Ярким примером вмешательства стал спор с Израилем по морскому шельфу. Напомним: в Восточном Средиземноморье выявлены крупные запасы природного газа, на долю Ливана приходится до 700 млрд кубометров «голубого топлива». С Кипром Бейрут ещё несколько лет назад договорился о разграничении морских зон, чего не скажешь про Израиль. Обе страны не имеют дипотношений и с 1948 года формально находятся в состоянии войны. Роль посредника взяли на себя США - разумеется, небескорыстно. В феврале нынешнего года старший советник американского госдепартамента по глобальной энергетической безопасности Амос Хохштейн выдвинул ливанским властям ультиматум. Он потребовал заключить соглашение, заодно предложив создать международный консорциум под эгидой Вашингтона для разработки месторождений.

После этого Израиль начал установку морской платформы в спорном районе. Провокационный шаг едва не привёл к конфликту. Президент Ливана Мишель Аун назвал действия Тель-Авива враждебным актом. Твёрдую позицию заняла организация «Хезболла», пообещавшая дать отпор «агрессии врага».

Белый дом открыто поддержал союзника. В беседе с Ауном Джо Байден пригрозил сохранить ограничения на инвестиции иностранных компаний в развитие топливного сектора Ливана. Ещё прямее высказался Хохштейн, обещавший оставить страну без запасов газа. Воинственные призывы раздавались из Израиля. Министр обороны Бени Ганц пообещал в случае конфликта разделить Ливан на части и распорядился начать подготовку к военной операции. Другой член израильского правительства Авигдор Либерман пригрозил стереть с лица земли часть Бейрута.

В итоге Ливан пошёл на подписание соглашения. Из двух спорных месторождений газа Израиль получил полный контроль над одним (Кариш) и частичный - над другим (Кана). Разрабатывающие его компании обязаны будут выплачивать Тель-Авиву 17 процентов прибыли. Свою роль здесь сыграли и европейские элиты, заинтересованные в замещении российского газа. Подписанию соглашения предшествовал визит премьер-министра Израиля Яира Лапида в Брюссель, а посетившая Ливан глава МИД Франции Катрин Колонна горячо приветствовала «решение затяжного спора».

Ливанская коммунистическая партия (ЛКП) осудила сделку, назвав её ударом по суверенитету и капитуляцией перед «сионистскими преступниками и их американскими подельниками». Коммунисты напоминают, что природные богатства должны служить народу, а не коррумпированным элитам и зарубежным корпорациям. Опасения справедливые. 80-процентная доля в консорциуме, который планирует разрабатывать месторождения, принадлежит французской корпорации «Тоталь» и итальянской «Эни». Оставшиеся 20 процентов могут быть переданы Катару, объявившему о желании участвовать в добыче.

Позиции Бейрута ослабляет внутриполитическая обстановка. После прошедших в мае парламентских выборов до сих пор не утверждено правительство, вдобавок 31 октября Ливан остался без президента. Полномочия Ауна истекли, а четыре тура голосования в парламенте не выявили победителя. Прозападный альянс выдвинул кандидатуру Мишеля Моавада, требующего разоружения «Хезболлы» и имеющего тесные связи с США, однако он не набрал нужного числа голосов. В качестве альтернативы рассматривается лидер партии «Марада» Сулейман Франжье, но против него выступают Саудовская Аравия и западные страны. Не исключено повторение ситуации 2014-2016 годов, когда Ливан больше двух лет жил без президента.

Отвести страну от пропасти могут прогрессивные силы. В результате выборов в парламенте оказалось больше десяти депутатов, выдвинутых участниками начавшихся в 2019 году социальных протестов. Два из них - 55-летний хирург-офтальмолог Элиас Джараде и 34-летний юрист Фирас Хамдан - избраны от блока «Вместе к переменам», ведущую роль в котором играет ЛКП. В парламенте левые депутаты выступают против диктата МВФ и неолиберальных реформ, критикуют сделку с Израилем и господство в политической системе этноконфессиональных кланов. Соединение парламентской борьбы с массовым движением даст Ливану шанс на спасение.

Оскал апартеида

На ситуацию в Ливане и во всём регионе большое влияние окажут парламентские выборы в Израиле. Прошедшие 1 ноября, они принесли победу правым партиям. Главой нового правительства с большой долей вероятности станет Биньямин Нетаньяху, потерявший свой пост полтора года назад. Политик не скрывает ликования, ведь возвращение к власти позволит ему избежать наказания за коррупцию. Соответствующие уголовные дела, напомним, рассматриваются израильскими судами.

Чтобы сформировать правительство, партии Нетаньяху «Ликуд» необходимо вступить в коалицию с крайне правыми силами. Одна из них - «Религиозный сионизм» - заняла третье место, получив рекордное число мест - 14. Прошедшие по её списку депутаты придерживаются экстремистских взглядов. Один из них - Итамар Бен-Гвир - в молодости был членом организации «Ках», признанной террористической даже в Израиле и США, и не скрывал своего восхищения убийцами арабов. Портрет одного из них - Баруха Гольдштейна, организовавшего кровавый теракт в Хевроне, уже много лет висит над рабочим столом Бен-Гвира.

С годами взгляды политика не претерпели радикальных изменений. С парламентской трибуны он требует депортации граждан арабского происхождения за малейшее подозрение в «нелояльности», выступает за запрет смешанных браков. Редкие провокации обходятся без Бен-Гвира и его сообщников. Незадолго до выборов он появился в районе Шейх-Джаррах Восточного Иерусалима, где больше года происходит насильственное выселение палестинских семей. «Мы хозяева этой земли!» - кричал он собравшимся жителям. Спровоцировав возмущение, политик стал размахивать боевым пистолетом и, спрятавшись за спинами израильских силовиков, требовал открыть огонь на поражение по безоружным людям.

Если Нетаньяху удастся создать коалицию, «Религиозный сионизм» будет диктовать волю правительству. Уже сейчас Бен-Гвир требует для себя пост министра внутренней безопасности, его соратник Бецалель Смотрич метит в министры обороны. На руководящих должностях может оказаться и прошедший в парламент бригадный генерал Цвика Фотель. Он возглавляет движение за аннексию долины реки Иордан и известен скандальными высказываниями. «Араб, бросающий камень в солдата, должен получить пулю в голову. Еврей, бросающий камень в солдата, должен получить образование», - недавно заявил он.

Впрочем, недалеко ушёл и Нетаньяху. В ходе предвыборной кампании он призывал к аннексии всех еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан. Это обострит и без того критическую ситуацию. Больше полугода в регионе продолжается военно-полицейская операция «Волнорез». Формально направленная на «нейтрализацию пособников террора», она стала репрессивным инструментом в руках Израиля. По данным ООН, нынешний год оказался самым кровавым за 16 лет. С января по сентябрь на Западном берегу было убито 105 человек, в том числе 26 детей. Это на 57 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Жизнь палестинцев превращена в настоящий ад. Места их компактного проживания изолированы с помощью сотен блокпостов, людей не пускают на поля, в больницы и школы. В районе Наблуса солдаты и поселенцы напали на машину, которая везла больных на процедуру диализа, жестокому избиению подвергся врач Атеф Джума. В деревне Таль военные обстреляли школу светошумовыми гранатами и баллонами со слезоточивым газом прямо во время занятий. Настоящим изуверством стало уничтожение оливковых рощ, являющихся единственным средством существования для 100 тыс. семей.

Продолжается массовый сгон населения. О его масштабах говорит обращение правозащитной организации «Бецелем» в международный уголовный суд. Она просит срочно вмешаться из-за готовящегося изгнания тысячи палестинцев из района Хеврона. «Израильский режим апартеида исходит из того, что земля - это ресурс, предназначенный только для блага еврейского населения», - отмечают правозащитники.

С очередным отчётом выступила спецдокладчик ООН по правам человека на оккупированных палестинских территориях Франческа Альбанезе. Политика Израиля характеризуется в нём как «коллективное наказание с явной попыткой стереть палестинскую идентичность». Приведя многочисленные примеры насилия и дискриминации, Альбанезе делает вывод о том, что реализация права палестинцев на самоопределение требует отказа от колониальной оккупации. Нежелание же мирового сообщества привлечь Израиль к ответственности лишь укрепляет режим апартеида.

На этом фоне Бен-Гвир и его подельники требуют вооружения еврейских поселенцев. Не вызывает сомнений, что мишенью станут не только палестинцы, но и выступающие против апартеида левые активисты. Давление на них всё нарастает. Депутат левой коалиции «Хадаш» Аида Тума-Сулейман обвиняется в нарушении закона о борьбе с терроризмом за слова о том, что палестинское сопротивление является ответом на оккупацию. А министерство обороны пригрозило ответственностью депутату-коммунисту Оферу Кассифу за обвинения израильской армии в «казни палестинских детей».

К сожалению, левым и арабским движениям не удалось стать мощной силой в парламенте. Из-за пассивности избирателей, а также раскола блока «Объединённый список» их представленность снизилась. Но это вовсе не означает полного отсутствия перспектив. Согласно опросам, две трети граждан Израиля выступают за взаимоприемлемое решение палестино-израильского конфликта. Если прогрессивные силы смогут повести за собой массы, господство реакции будет поколеблено.
https://gazeta-pravda.ru/issue/126-31329-1114-noyabrya-2022-goda/narody-v-kogtyakh-reaktsii/

Национализм, Статьи, Ближний Восток, Израиль, Фашизм, Империализм, Ливан, выборы

Previous post Next post
Up