Есть у нас в Корабелке "Студенческое социологическое научное общество". - Когда в 90-х институт преобразовали в университет, то "для статуса" образовали кафедру социологии, открыли соответствующую специальность, - скрестили рыбу и птицу, так сказать. Вслед за этим потянулись "морские юристы", кафедра уголовного (!) права и т.п. Но это так, чтобы пояснить, откуда в бывшем Кораблестроительном институте вдруг такой интерес к социологии.
Сегодня вечером это Общество устроило встречу с
Александром Николаевичем Исаковым, доцентом философского факультета СПбГМТУ, на тему "Современный военный кинематограф". Зашёл, посидел, послушал.
В целом лекция А.Н.Исакова была интересной, но а) содержала слишком много примеров и деталей (трудновато для студентов), б) была не только о современности, а скорее равномерно покрывала кинематограф с 1910-х (тоже слишком объёмно для одной лекции). Главный недостаток, на мой взгляд: автор почти упустил "генеральную линию" (т.е. вопрос "что менялось"?). А менялось многое: был переход от "героического" изображения войны к "трагическому", от широких батальных сцен к "окопной правде". Причём везде. Некоторые думают, что эпичность и "панорамность" озеровского "Освобождения" обусловлены советской спецификой. Но нет, подобная эстетика в восприятии войны в сравнимый период была и в западном кино, см. например "Мост слишком далеко".
Кроме того, автор переусердствовал с военной терминологией: всякие там "Тигры", "Кольты", "Летающие крепости", "Мустанги" и т.п. ложились, мне кажется, тяжким туманом на умы юных дам :-) Ведь 99% учащихся у нас в группе социологов - девушки. Выпускаем, так сказать, хороших невест и по совместительству "офисный планктон" с образованием в области "морской социологии" :-)
По ходу дискуссии был задан такой вопрос: есть ли у некоторых народов некий "талант" для военного кинематографа? Почему наибольшее ко-во фильмов о войне сняли в США и СССР? В Германии или Японии - понятно, тема была под полузапретом. Но почему не снимали много военных фильмов, например, в Англии или Франции? Задавший этот вопрос склоняется к тому, что дело это как-то зависит от общего духа нации, от пережитого опыта войн. Мне же кажется, что 1) многое зависит от чисто финансовой стороны дела (гигантские вложения в патриотическую тематику в СССР и больше коммерческий проект богатого Голливуда) и 2) пока трудно судить о, например, масштабе китайского военного кинематографа (поскольку в целом он нам неизвестен - почти ничего не переводится и не показывается).