Начало войны. Нет информации.
«Ленинградская правда» до 22 июня не печатала никаких сообщений о возможной войне. Еще 21 июня передовая статья газеты была посвящена театральному сезону. В газете писали о ходе весенних полевых работ. И даже 22 июня Пленум горкома партии обсуждал ход выполнения плана промышленного строительства и ход весеннего сева. Только 23 июня появилось сообщение о начале войны и выступлении Молотова.Информация же о действительном положении дел на фронтах и оккупированных немцами территориях начинает появляться только со второй декады августа:
9 августа - о зверствах фашистов во Львове;
10 августа - о зверствах в Бресте и Минске;
13 августа - о сдаче Смоленска;
15 августа - о сдаче Кировограда и Первомайска;
16 августа - о сдаче Николаева и Кривого Рога.
К этому времени немцы уже взяли города Минск (28 июня), Ригу (4 июля), Остров, (5 июля), Псков (9 июля).
До Пушкина уже было совсем недалеко.
Население Пушкина не имело правдивой информации о фактических событиях, происходящих на фронте и положении населения на оккупированных территориях и о чинимых зверствах фашистов. И не могли принять правильного решения для своей семьи. Их знакомили только с принятыми постановлениями о трудовой повинности и ограничениями в части передвижения.
Вечером 22 июня в кабинете директора пушкинских дворцов начали уточняться план эвакуации наиболее ценных произведений искусства. Оказывается, этот план был разработан еще в 1936 году специальной комиссией, состоявшей из известных ленинградских искусствоведов.
С 23 июня в городе было объявлено военное положение. Создается штаб обороны города. Через город потянулись беженцы. Под их видом могли пробраться и диверсанты в Ленинград. Разговоры о диверсантах можно было слышать постоянно. Для поддержания порядка и охраны города были созданы специальные подразделения.
Когда начались бомбежки и артиллерийские обстрелы, в домах стали организовывать противопожарные посты, которые оборудовали ящиками с песком, бочками с водой, ведрами, лопатами и клещами. В жилых и служебных помещениях окна заклеивались бумажными лентами. В скверах и садах рылись щели для укрытия людей во время бомбежек.
В первый же день войны командованию 24-й танковой дивизии, численность которой составляла около 8,5 тысяч военнослужащих, было приказано привести части в боевую готовность и начать переход к месту проведения боевых действий. Однако, марш дивизии в район сосредоточения был организован плохо. Дивизия прибыла в установленный район неподготовленной для выполнения боевой задачи. 22 танка оказались неисправными и не смогли выйти для выполнения поставленной задачи.
Значительная часть боевых машин была оставлена и по пути движения. Только в районе Парголово к вечеру 25.06.1941 г. стояли неисправными или без горючего 39 боевых машин. Даже на четвертые сутки после выступления не прибыли в район сосредоточения 72 танка (40% танковой дивизии). 18 и 22 августа немцы нанесли мощные удары по аэродрому Пушкина, в результате которых было уничтожено на земле 18 советских самолетов.
Эвакуация сокровищь.
В первую очередь развернулась подготовка к эвакуации сокровищ царскосельских музеев. Всего в них находилось более 72 тысяч произведений искусства (в Екатерининском дворце - около 42 тысяч, в Александровском - около 30 тысяч). Уже 23 июня начались работы по упаковке экспонатов дворцов. Первая партия художественных ценностей была отправлена по железной дороге 30 июня, а 6 и 13 июля -
следующие две партии.
Янтарную комнату пытались эвакуировать. Прежде чем приступить к снятию панно, для предохранения янтарной мозаики от возможного осыпания его заклеили тонкой бумагой. Однако пробное снятие одного узкого панно показало, что, несмотря на предосторожности и проклейку бумагой, мозаика отваливается от деревянной основы. Стало ясно, что снять янтарные панно без значительных повреждений не возможно. Чтобы не подвергать памятник разрушению, по согласованию было принято другое решение - произвести работу по консервации и защите янтарного убора комнаты на месте. Для этого янтарные панно дополнительно заклеили марлевой тканью и закрыли чехлами из ватина. Окна зала зашили двумя рядами толстых досок, а пространство между ними заполнили песком.
После того, как была прервана железнодорожная связь Ленинграда со страной, около 2500 экспонатов было перевезено на автомашинах для хранения в подвалах Исаакиевского собора, где они и находились все годы блокады. В это же время велось захоронение парковых статуй. Места захоронений засевали травой и маскировали. Так были укрыты 34 мраморные скульптуры и большая коллекция мраморных бюстов. Бронзовые скульптуры «Пушкин-лицеист», «Девушка с кувшином» и другие также удалось сохранить, зарыв в землю.
Немцы знали о зарытых скульптурах и предпринимали меры к их розыску, но наиболее ценные они найти не смогли. И все же часть из них бесследно исчезла в годы войны, в том числе бронзовая скульптура Екатерины Второй работы скульптора М. Микешина.
Всего из пушкинских дворцов вывезли около 17600 предметов, в том числе 11387 из Екатерининского дворца-музеяи 6212 - из Александровского. Оставшиеся в Пушкине сокровища были уничтожены при бомбежках и артиллерийских обстрелах или вывезены немцами в Германию.
Вызывает удивление, что при заранее подготовленном плане и оперативном начале сборов, в течение более чем двух месяцев вывезено было всего лишь четверть хранившихся произведений. Сколько же надо было времени, чтобы вывезти все ценности? Трудно понять и логику событий. Если не думали о том, что Пушкин будет сдан немцам, то для чего нужно было вывозить экспонаты?
Очевидно, такая возможность предполагалась, раз был разработан план эвакуации. Но если обсуждалась возможность сдачи города, то для чего переносились около 6000 предметов и 35 тысяч томов библиотеки, в помещения нижних этажей дворцов и проводились работы по сохранению паркетов полов и облицовки помещений?
в этой истории много просчетов, в основном, на государственном уровне. И в прогнозе событий, и в организации работ. В июле - начале августа 1941 г. еще можно было привлечь для упаковочных работ, как часть местного населения, так и армейские подразделения, дислоцированные в Пушкине. Сумели же работники Эрмитажа вместе с моряками Балтийского флота благодаря круглосуточной работе упаковать и уже на десятый день войны отправить в Свердловск полмиллиона экспонатов, в том числе картины знаменитых мастеров: Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка.
Попытки демонтажа Янтарной комнаты предпринимались, но они оказались неудачными. Это говорит только о том, что, по-видимому, организаторы эвакуации не смогли или не пытались в то время найти нужных квалифицированных специалистов для демонтажа янтарных плит. Ведь сделали это немцы, и достаточно быстро. Два немецких офицера - полковник доктор Пенгсен и майор доктор граф Сольмс-Лаубах, искусствоведы по образованию, в октябре 1941 г. осмотрели Царскосельский дворец и установили, что необходимо срочно спасти Янтарную комнату. В течение 36 часов был проведен демонтаж комнаты (его произвели 7 человек из строительного батальона), которую затем доставили в Кенигсберг и передали в музей.
Граф Эрнст-Отто фон Сольмс-Лаубах