Капля Парижа в урбанических пейзажах Обводного канала.

Aug 28, 2017 10:41

В Петербурге существует вокзал, которого нет. Появился он не так давно, и когда-то к его платформам прибывали те самые поезда, вагоны которых были отделаны бархатом, бронзой и красным деревом. Речь идёт о бывшем Варшавском вокзале.

В 1851 году Николай I издаёт высочайший указ о сооружении железной дороги от Санкт-Петербурга к Варшаве. В 1853 году появляется и само здание вокзала, который нес особую градостроительную функцию, замыкая Измайловский проспект.



Здание с трех сторон охватывали платформы, которые перекрывала арочная конструкция из металла и стекла. Но вскоре проявились недостатки стеклянной крыши - она быстро загрязнялась и затемняла пространство.



Если сегодня мы отправимся в Париж, то путь наш начнется, скорее всего, в Пулково (хотя есть варианты). А в Российской империи в Париж отправлялись с Варшавского вокзала. Он, как и аэропорт сегодня, был расположен за чертой города - за Обводным каналом. Возведенный в 1852-53 годах Ксаверием Скаржинским, вокзал был перестроен Петром Сальмоновичем в 1858-60м, и это именно тот вид, который мы знаем сегодня.



Жаль, что в наши дни здание изменено внутри и является торговым центром. А когда-то дамы с турнюрами и шляпными коробками садились на северный экспресс Санкт-Петербург-Париж именно отсюда.



На черно-белом фото 1943 года - паровоз Сормовский Усиленный, СУ, или "сушка", как его называли "в народе". Это редкое фото - одно из немногих свидетельств того каким был Варшавский вокзал - один из старейших в Петербурге, от которого отходил знаменитый Nord Express до Парижа. Однако сама конструкция стеклянного навеса на чугунных опорах типична для перекрытий дебаркадера во второй половине XIX - начале ХХ веков в крупных европейских городах. В Петербурге такие были у Николаевского, Царскосельского и с 1889 года Варшавского вокзалов. Сегодня историческое здание последнего - редкий пример дореволюционного дебаркадера (уже не чугунного, но сохранившего форму).



А пример стеклянного перекрытия на чугунных опорах в Париже увековечен Клодом Моне в серии полотен с видами вокзала Сен Лазар

Для справки:

В 2001 году Варшавский вокзал утратил своё прямое назначение, поезда дальнего следования перенесли на Витебский вокзал, а на путях вокзала-призрака размещался уникальный музей железнодорожной техники.



Паровозы ЛВ18-002 и П36 на путях Варшавского вокзала Санкт-Петербурга.



Вид со стороны путей.

В 2016 году  железнодорожный музей, последние 15 лет обитавший на территории закрытого вокзала, переехал в другое место. Рельсы  были убраны, и больше ничто не напоминает о том, что отсюда когда-то уходили поезда...

Вокзалы, Петербург, Варшавский вокзал

Previous post Next post
Up