Обязательно читайте
часть I - о сборах и приезде в город Кемь и
часть II - о Соловецких островах в #тосамоелето 2018 г.
Водопад близ села Лодейное Мурманской области, вид с Баренцева моря
А в этой части будет рассказано о городах Апатиты, Кировске и о горах Хибины на Кольском полуострове.
4 августа. Кировск. Музей камня. Долгая дорога в бездорожье
Утром Алла и ее муж, как они и обещали, приехали за нами на автомобиле в 10.30. Мы были уже готовыми.
Поезд Санкт-Петербург - Мурманск № 22ЧА прибывал в 10.46. Почему-то мне подумалось, что опять мы едва поспеем на него. Но нет! Алла с мужем помогли нам донести до первого пути вещи, мы даже успели подождать поезд на лавочке и пообщаться с ними. Муж Аллы рассказывал нам про непростую северную жизнь.
Врачи и учителя едут в Кемь в основном из стран ближнего зарубежья за лучшей жизнью, молодые и не опытные, чтобы получить северную надбавку к зарплате в размере 120 %. А получить ее можно лишь через 2 года непрерывной работы.
Вся же зарплата вместе с надбавкой не такой и большой получается. Нам озвучили ее: это намного меньше, чем мы с мужем зарабатываем в нашем городе. А ведь на зиму здесь одна курточка не проканает! Зимы в Кеми суровые, требуют как следует одеваться.
В Кеми нет почти магазинов мебели, бытовой техники. Есть один-два, и там все втридорога. Можно заказывать товары в интернете, но отсутствуют пункты самовывоза для транспортных компаний: дороговатой получается доставка. Поэтому Алла с мужем за крупными покупками ездят в Сегежу и Петрозаводск. Хлопотно, но зато выгоднее, чем отовариваться в Кеми!
Так что Русский Север - это для туризма… Но вряд ли для жизни…
Алла и ее муж помогли нам даже разместить вещи в поезде! Вот такие оказались опять же неравнодушные люди. Очень благодарна им и всем рекомендую у них останавливаться.
Согласно билетам на поезд Кемь-Апатиты, у нас было купе, два нижних места и одно верхнее. Каково же было мое удивление, когда обнаружилось, что и тут у нас одна из нижних полок находится в соседнем купе! С поездом Москва-Кемь-то это было ожидаемо: просто даже за три месяца до отправления свободных нижних полок там не было, и нам пришлось осознанно приобрести билеты на места в разных купе. Но тут-то что за недоразумение?! Я просто была в негодовании. Ведь на все последующие поезда я брала билеты в одно купе!
Но ладно. Мы быстро успокоились, сочли это за какое-то разовое недоразумение, разместили вещи на верхней полке, сами уселись под ними на нижнюю. Ведь и ехать-то не долго - всего 7 часов, вечером в 18.11 уже сходить.
Забегу немного вперед. Аналогичная ситуация с «выбросом» одного из наших мест в соседнее купе возникла и на обратном пути в поезде Мурманск-Москва. В нем предстояло ехать полтора суток, и такое недоразумение сильно подпортило наше настроение в конце путешествия. Я уже собиралась подавать на РЖД и программистов их сайта жалобу, но по приезду домой, я во всем разобралась. Жалобу надо писать мне на саму себя и мою невнимательность.
Билеты на РЖД я уж покупаю на их сайте без посредников много лет, и никогда не было казусов. К прибамбасам и глюкам РЖД я давно приспособилась и научилась выбирать места так, как нам нужно: нам с мужем два верхних, ребенку детский билет на нижнее - так выгоднее всего. Но в 2018 на РЖД сменился дизайн, к чему мой невнимательный мозг не успел адаптироваться.
Раньше план вагона на сайте РЖД выглядел примерно вот так.
Даже удалось отыскать в интернете этот скрин. На нем изображен плацкартный вагон, но суть тут одна. Именно к такому четкому плану купе или секций в вагоне и привык мой мозг.
А теперь посмотрите, как выглядит у них план вагона сейчас.
Как бы вы выбирали здесь места в одно купе?
Лично я делала так.
Но более внимательный пользователь заметит, что на схеме изображены перегородки между купе, и места группируются впритык к этим перегородкам!
Вот правильный выбор мест в одном купе, и коричневым я выделю эти самые перегородки.
Будь я ведущим веб-дизайнером сайта, я бы непременно оставила старую версию плана вагона!
Но ничего не поделать, нужно учиться быть внимательной всегда! Мало ли, какие еще изменения взбредут в голову программистам РЖД…
В поезде мы прикинули, сколько всего мы еще не увидели
за две поездки на
Соловках:
1). Не были на острове Анзер (нам многие рассказали о незабываемых красотах этого острова, а также то, что там хорошо стоять с палаткой, хоть официально и нельзя…);
2). Не посетили Дамбу и остров Муксалму;
3). Не сходили на Филиповские Садки (хотя идти туда, как нам рассказывали, совсем не далеко от палаточного лагеря!);
4). Не посетили два музея - морской и СЛОН;
5). Не доплыли до озера Красного в лодке.
С учетом того, что можно и в третий раз повторить поездку на мыс Белужий, нужен еще один заезд на Соловки дней на 8 хотя бы! Чтобы спокойно погулять и обойти поселок Соловецкий по тем местам, где мы еще не ходили… Поэтому становилось очевидным то, что эта поездка на Север у нас далеко не последняя!
В нашем купе, с двумя нашими из трех мест, ехали мама и взрослая дочь из Питера. Возвращались с отпуска в Оленегорск. Тоже жаловались, как и мы, на разбушевавшуюся жару. Из-за нее не смогли они в Питере толком ничего посмотреть… Вот так вот. Не едешь в Крым, едешь на Север, но и там жара находит тебя…
Оленегорцы рассказали нам, что прошлым летом наоборот, долго стояли холода, и листья на деревьях Севера распустились только в июле.
«Жаль, что красоты полярного дня редко увидишь из-за частой пасмурности! А ведь солнце-то совсем не садится…» - говорили они.
Также рассказали нам попутчики, что в Оленегорске северных оленей нет, но есть они в Ловозере - городке рядом с Оленегорском. Там разводят хаски и северных оленей, проводят экскурсии. Это конечно может стать в планах для наших дальнейших путешествий на Север.
Еще они рассказали нам, что очень многие города на Севере, как и Кемь, находятся в разрухе. Закрыты былые градообразующие предприятия, а до перестройки все это процветало.
Из пролетавших за окном поезда городов мне запомнились Полярные Зори. Веселый городок с ярко раскрашенными, почти как в Краснодаре, домами.
Краем глаза увидели мы Пояконду, где находится закрытая биостанция, куда нам так и не довелось попасть. Поезда сейчас на этой станции редко останавливаются…
Но в 18.11 мы попрощались с попутчицами и вышли в Апатитах. У вагона нас встретил водитель Константин, которого я нашла по интернету.
Константин был несколько в шоке от количества наших вещей. Но также, как и в машине Аллы в Кеми, мы смогли разместиться, и поехали в Кировск.
Апатиты мы видели очень мало. Но могу точно сказать, что этот город, как и Кировск, отнюдь не в разрухе. Горная промышленность не плохо кормит эти города!
В Кировске запомнилось озеро Большой Вудьяр, фонтан и красная красивая церковь. Ну и конечно же, здание музея камня с высокой башней и часами тоже очень выделяется над всем городом.
Кировск находится на небольшой возвышенности, и при переезде в него из Апатит Вера почувствовала закладывание ушей. У мужа заболела голова, а я ничего такого не ощутила.
Константин помог нам занести вещи в музей, и на том с ним мы попрощались.
В музее нам позволили оставить вещи в гардеробе и любезно проводили на осмотр.
Надо сказать, что музей Камня в Кировске - это явление! Суперсовременное здание с серьезной охранной системой, детской комнатой, кафе, лифтом, экспозициями со звуковыми и световыми эффектами, богатыми коллекциями минералов и подарков музею… И при этом посещение музея бесплатно!
Осмотр начинается с зала, посвященного фирме «Фос-Агро», занимающейся добычей и переработкой минеральных удобрений.
Следующий зал посвящен истории освоения Хибин и горной промышленности. В документы я сильно не вчитывалась, все равно всей информации не усвоить и не запомнить… Муж отметил, что многие инженеры были узниками СЛОНа. Их ненадолго освобождали, чтобы они спроектировали горнодобывающие агрегаты, и затем репрессировали снова.
Очень впечатлил зал с подарками музею! Подарков много, от разных компаний, обществ, городов и стран… И все оригинальные, дорогие! Глаза разбегались и дух захватывал от такой красоты…
В зале с образцами минералов у Веры просто крыша ехала от впечатлений. Ребенок был в шоке от природной красоты образцов. То, что было можно, мы трогали и нюхали…
Формулы запоминать мы и не пытались…
В зале с свето-звуковыми эффектами демонстрировались принципы работы аппаратов горно-добывающих предприятий Кировска.
На третьем этаже была какая-то приезжая выставка самоваров. Но мы заблудились в лестницах, потом поняли, что время наше на исходе, и выставку эту так и не посмотрели. Но пока муж закупался продуктами для нашего пребывания в горах, дочь все-таки сходила на эту выставку. Сказала, что это не столь интересно, как минералы и подарки музею, и мы не многое потеряли.
Купив моей маме подарки в форме маленьких образцов камней, мы начали суетиться и собираться. У музея нас уже ждал водитель бездорожья на УАЗе Денис.
Погода совсем испортилась, шел промозглый дождь, вечерело.
У музея я увидела УАЗ-полубуханку с большим кузовом для грузов и пассажиров. Все это впечатляло. В последствии в дороге стало понятно, почему приехала именно такая машина.
Денис приехал не один, а со своей собачкой - французским бульдогом Джамбо. Это очень добрый, ласковый и забавный пес. Пыхтящий, сопящий и очень общительный.
Муж с дочерью с вещами и Джамбо разместились в кузове, а я в кабине рядом с Денисом. Хотелось больше смотреть на дорогу и пообщаться. Жаль, что всем вместе разместиться в кабине не было возможности.
После того, как мы проехали горно-промышленные фабрики, нам сразу открылись красоты Хибин.
Как это свойственно Северу, ландшафты и природа часто менялась, не было похожих местностей.
Кругом мы наблюдали осушенные реки и обмелевшие озера. Денис говорит, что все это из-за аномальной жары, которая как раз закончилась к нашему приезду. Из-за жары ни на Соловках, ни в Хибинах не было в этом году грибов, которые я так хотела поесть…
По пути периодически встречались кресты - так отмечены места гибели туристов. Гибнут здесь ежегодно! Самоуверенные и не подготовленные. Возле базы МЧС и гостиницы Куэльпор, куда мы ехали, даже часовню строят, чтобы за погибших там свечи ставили…
А дорога была все более и более фронтовая! УАЗ ехал по камням, по горкам и ухабам, машину бросало в разные стороны… Порой страшно было: казалось, что она вот-вот перевернется… Но Денис вел очень аккуратно!
Мужу с дочерью в кузове пришлось не легко. Я периодически оборачивалась и поглядывала на них: они в условиях тряски по арктическому бездорожью умудрялись читать и даже рисовать! Но потом Вера рассказала, что ее затошнило, и она прилегла на диванчик, а муж едва спасал шею от тряски…
Два с половиной часа дороги казались вечностью. Ехали мы всего 17 км. Люди проходят этот путь пешком с рюкзаками. Причем Денис говорит, что предложишь их подвезти - отказываются. Хотят самостоятельно преодолеть этот путь. Ходят и ночью в темное время, осенью, с фонариками… И группами, и семьями, и по одиночке…
Выяснилось, что в горах не ловит телефон. Чтобы поймать связь, нужно было подняться на некоторую высоту, от 6 км в гору. Еще Денис говорил, что вроде как связь может ловить на углу базы. Поэтому мы с мужем и решили заняться вопросом связи уже на следующий день с утра, а пока просто выключили телефоны.
Мы зарегистрировались на базе и поехали искать место стоянки. Денис отвез нас на берег горной речки, где уже было много палаток. Мы вышли из машины. Было холодно, шел дождь, но такие были красоты вокруг, и такой был воздух, что на холод и промозглость просто не обращаешь никакого внимания!
Мы выгрузились и увидели, что из-за речки выходят две огромные собаки в ошейниках. Сначала я подумала, что это большие длинношерстные хаски, но потом по форме ушей и масок поняла: это аляскинские маламуты. Как выяснилось, это собаки с базы МЧС. Величественные и флегматичные. «А это не волки?» - спросил муж. «Ну да», - ответила я, - «Привет, приехали. Тут оказывается волки! И в ошейниках». Но собаки действительно были очень похожи на волков. Я помню, потом при разговоре со мной на базе не просвещенные в кинологии туристы упорно не верили мне, что это такая порода собак!
Рядом с нами был общий туристический тент и общий костер. Туристы, пока муж ставил палатки, пригласили нас с Верой к костру. Это была большая туристическая группа энергичных молодых людей и детей из 25 человек. В основном палатки тут были их. Позади нас был густой красивый смешанный лес из карликовых берез, елочек и сосен… Под деревцами заросли мха, ягодных кустиков и лишайника. В такой компании да на такой природе холод не замечаешь и вовсе!
В густой лес на мху очень уютно было ходить в туалет. Воображение рисовало забавные сказочные картинки. Будто выйдет сейчас из леса медведь и разъяренно зарычит: «Кто устроил туалет тут, в моем лесу?!»
А ведь сказка сказкой, но Михайло Потапыча не раз встречали здесь и Денис на УАЗе, и туристы, идя пешком… Но что радует. Никогда его здесь не обижали, и он никогда никого не трогал. Не было таких случаев в горах. Я тоже знаю, что опасность бурых медведей сильно преувеличивают: они и сами боятся людей. Главное, чтобы это не был разъяренный подранок или шатун весной и поздней осенью. Вот кого я боюсь - это белых медведей. Но это краснокнижные животные, их едва ли можно встретить только на Чукотке…
В Хибины не пойдут отдыхать гопники, пьяницы, кисейные барышни - тут контингент романтиков и интеллектуалов! В этом основная разница с пляжами югов…
Ребята варили кашу и чай в котелке, угощали нас с Верой, сушили кроссовки, грелись. У них за плечами был суровый и не легкий маршрут. Здесь они отдыхали.
Когда муж присоединился к нам, я решила пойти спать. Матрасы решили мы больше не надувать. Но палатка стояла на горке, был покат, и я очень долго устраивалась, чтобы лечь поудобнее. Работал газовый обогреватель, и я ерзала в спальнике. Здесь не темнело и вовсе.
Дети и молодежь отправились тоже спать. У костра остались мои муж, дочь и два парня-проводника группы - Илья и Сергей. Не сразу Саша и Вера поняли, что стали пить они не совсем чистый чай. Речь Сергея становилась все менее связанной… А Вера с энтузиазмом рассказывала ребятам про наших собак - Стрелку и Пулю, про кошку Рону и прочих наших животных. Кто был в полном восторге от общения у костра - так это Вера.
Часа в три ночи наконец пришли мои муж и дочь спать.
5 августа. Послание тете Свете
После такой насыщенной ночи естественно, что ни мы и никто из туристов рано не встал. Свежим взглядом мы рассмотрели то, в какой сказочной красоте мы находимся.
Туристы позавтракали, взялись за руки, помедитировали и пошли на некий перевал. К вечеру должны были вернуться. Вслед за ними позавтракали и мы, а затем пошли на базу МЧС дозваниваться до моей мамы, чтобы она не переживала за нас.
В Хибинах нет платных стоянок и нет коммерческих экскурсий. Там экскурсии и не нужны! Красота повсюду, красота рядом. Пребывание там - уже само по себе экскурсия.
Оказалось, что на базу от нашей стоянки есть прямая и довольно коротенькая дорога через лес. Дорога проходила вдоль красивого обрыва.
На базе выяснилось, что телефон ни на каких углах ничерта не ловит. Стали мы думать, как же все-таки дать маме о себе знать… Обратились к МЧС-никам. Они пояснили, что единственный способ связи здесь - это платный интернет в гостинице, чем мы и воспользовались.
Я попыталась дозвониться до мамы по вайберу, но она не взяла трубку, и тогда я решила отправить сообщение тете Свете - маминой подруге через «в контакте». Тетя Света ведь часто бывает в сети…
Мы пофотографировались с маламутами, козами и еще одной милой собачкой Байкой и пошли назад на нашу стоянку.
Маламутов звали Миша и Имандра. Имандра - мишина мама, и она не всегда дает себя погладить, может и зарычать. А Миша абсолютно флегматичен, хотя внешность у него суровее.
По возвращению к стоянке, у меня почему-то начался жуткий спазм в животе и поднялась температура. Благо был с собой дюспаталин - потребовалась всего одна таблетка, чтобы все прошло.
Вечером к стоянке пришли туристы. Все они, кроме Сергея и Ильи, отправлялись уже домой, а часть - продолжили путь к поселку Имандра. Сергей и Илья продолжили отдыхать с нами дальше, чему была очень рада Вера - очень любила она общаться с ребятами.
Еще вечерами мы наблюдали «явления Христов народу»: то и дело речку в брод переходили туристы прямо босиком. Мне было холодно на это смотреть… Так и в тот вечер новая группа заночевала рядом с нами. Но уже утром они ушли дальше, с нами эта группа не общалась.
«Что ты видишь в небе?» - спросил меня муж. «Облака», - ответила я. «А чего ты там не видишь?» «Ну много чего: самолетов там, вертолетов, например, ракет…» «Вот!» - отметил муж, - «Нет вертолетов МЧС. Значит сообщение тетя Света твоей маме передала». «И правда!» - согласилась я.
6 августа. Водопад
6 августа с утра мы отправились к водопаду. На него даже вели указатели, и находился он всего в 400 м от нас, но по горе вверх это расстояние казалось не маленьким.
Вот такой вид на водопад открылся нам с горы.
Вот такая красота открывалась нам на другие вершины гор.
Вечером на стоянке мы вновь сделали шашлыки. Муж еще в Кеми купил три шампура, и теперь нам не нужно было искать, у кого взять шампуры на время.
Сергей угостил Веру хреном.
Потом ребята угощали ее гречневой кашей со сгущенкой и ягодами, сухарями и прочими вкусностями…
В общем, весь вечер опять не заметно прошел у нас за общением у костра…
7 августа. Прогулки по Куэльпору
В этот день Илья и Сергей снимались с нашей стоянки. Их маршрут следовал далее, на поселок Имандра. Вера грустила оттого, что уходят ребята… Да и мне честно стало уже не по себе, когда мы остались в палатке совсем одни у речки… К хорошей компании привыкаешь!...
Пока ребята собирались, муж воспользовался их инструментом и наколол дров.
Надо сказать, что с дровами в Хибинах дела обстоят не просто. Живые деревья никто из уважающих себя и природу туристов не трогает. Мусор также там кстати никто не оставляет! В горы ходят исключительно ответственные и взаимно вежливые люди. Дрова приходится искать в крупных радиусах вокруг стоянки. Это мертвая древесина и доски, привезенные кем-то специально для дров. Туристы заготавливают дрова на стоянках для других туристов. Взаимопомощь в горах - основной кодекс! Так, например, мимо нас прошел некий путник и поставил под лавку большой газовый баллончик для обогревателя и приготовления еды. «Нас так однажды выручил кто-то», - сказал он, - «Теперь и мы оставим это здесь для кого-нибудь еще».
Оставляют иногда даже сгущенку, макароны… Но самое ценное - это дрова.
Ребята попрощались с нами и ушли, а мы пошли в гостиницу Куэльпор принять душ, зарядить устройства и отдать в стирку некоторые вещи. Оставили мы там за это все 1 400 р! Дорого. Гостиница пользуется своей монополией в горах. Через нее проходят ежедневно потоки туристов. Всем надо где-то мыться и заряжаться в пути! И номера у них все занятые. Видимо многие устают от палаточной жизни и хотят цивилизации…
Контингент людей там тот же. Ученые, студенты… Все едут в Хибины за туманом…
Конечно же, мы снова не прошли мимо местных собак.
Оставив вещи в прачечной, мы пошли на мостик через речку.
Вообще мы хотели дойти до озера Сердечка, но дорога была не простая и уже было поздно, поэтому это озеро останется для наших дальнейших планов.
Из фауны в Хибинах вокруг нас постоянно мелькали лемминги, горные трясогузки и кукши. Лемминги смешные: желтенькие и квадратненькие. Мы их называли «квадромыши». А кукша - это горный аналог московской сойки. Тоже нахальная, любопытная, голосистая… Очень красивая! Кукши постоянно прилетали к нам на стоянку и подъедали остатки гречки прямо рядом с нами. Илья и Сергей кукш называют «сойками-перепелками». Жаль, что сфотографировать нам этих животных так и не удалось.
Продолжение следует...