Этот фильм называют «полочным рекордсменом». Он пылился где-то на полках аж до 2024 года. Актеры-дети уже давно выросли и полюбовались собой в кадре только сейчас! А фильм получился необычным и интересным. Жаль, что в 20-е таких пока не делают.
Что вижу положительного: довольно хорошо проработана эпоха.
Мое детство было в 90-х. Я была в возрасте Нади в том самом 94-м году. И хорошо помню всю эту разруху. Мой отец был директором завода (не партийный чиновник, но...), который начал заливать происходящее вокруг алкоголем. Он в отличие от своих коллег и подчиненных не участвовал в разваровывании и распиливании своего завода, и работу не бросил, несмотря на алкоголь. Поэтому да, пока семьи подчиненных отца строили огромные дачи (вокруг нашего вагончика), мы ждали зарплату директора, которой не было, а мои мама и старшая сестра мыли полы. И у нас была вот такая хорошая гос. квартира, как у дяди главных героев (только ремонта там не было - вот единственное, что в кино не отразило эпоху - реально людям было не до ремонтов, и даже в хороших квартирах в семьях чиновников и директоров в основном была разруха - тем более, если хозяин пил). Что не правдоподобно: дядя пьет и каким-то образом может собраться и спокойно сесть за руль своей волги. У моего отца тоже была волга, и в периоды запоев она простаивала. Да, он тоже мог как-то собраться и начать ее водить (летом в основном), но не вот так, как там показано: вчера бухой, а сегодня как огурчик за руль.
Еще моя семья никогда не верила в АО "МММ". Моим родителям и родственникам сразу было понятно, что это развод. Еще мои родители никогда не голосовали за Ельцина. Последствия его прихода к власти мой отец довольно четко предсказывал. Вот сейчас отца нет и я не знаю, сохранил бы он к 80-ти годам жизни здравость в суждениях по поводу происходящего сейчас, в 22 - 24-ом?... Или тоже бы повелся на пропоганду по ТВ?... Даже и не знаю. Люди в возрасте доверчивы. Моя бабушка очень верила в перестройку и Ельцина.
Я, конечно, не уважаю отца за перечеркнутое алкоголем мое детство. Но я и вся наша семья всегда безмерно уважала (и сейчас уважает!) его за то, что он не разворовывал завод, что оставался верным идее и принципам.
Кстати итог в моей семье тоже был трагичным. Только это было не убийство, а самоубийство. И моя мама никогда не заводила себе любовников и не помышляла вот такое, что сотворила жена этого дяди, и после чего попала в тюрьму (отравила своего пьющего мужа, чтобы тот не продал квартиру). И еще мой отец никого из нас пальцем не трогал (а дядя героев в фильме бил свою жену). Поэтому конечно, кое-что в сюжете меня коробит. Перечислю.
Начну с самого такого неоднозначного, на мой взгляд. Это двоюродный брат главных героев, похожий на Сергея Бадрова - Паша. Я не знаю, могут ли вообще расти такие дети? Вот так просто закрываться и отгораживаться, может, от происходящего в семье ужаса?... Основная его положительная черта (на которой он и выруливает как герой фильма) - это отношение к своим двоюродным брату и сестре - то, как он им помогает, поддерживает. Ладно, колоть шины - ну можно списать на то, что осознанности нет, нет понимания того, что ради бабла он гадит людям, по юности, по дурости, и по безденежью. Но ведь у парня вообще нет позиции! Ни в чем. Вот это не нормально и плохо для подростка, я считаю. Он спокойно относится к тому, что отец пьет, что бьет мать. Даже посмеивается над этим! Далее он совершенно ровно переносит то, что мать травит отца (хотя и попытался это как-то вяленько остановить), то, что у матери любовник (даже произносит «любовник богатенький - это хорошо!»), потом он спокоен, когда Вася сдал его мать. Тут можно было бы кстати похвалить его за понимание - ведь пацан не хотел сдавать - его подприжали, и надавили на жалость к продавцу дяде Семе, которого якобы могли посадить вместо тети Лены еще и обманули тем, что тетю Лену не посадят - все это понятно, но понятно-то нам, взрослым зрителям! А для подростка логичнее была бы обида на того, кто сдал мать. И повторюсь: если бы это было всепрощение и понимание, то дело другое. А по фильму, создается впечатление, что ему на все глубоко пофиг. И этот уровень пофигизма зашкаливает. Ему пофиг на то, что опекуном становится любовник, в наглую распоряжающийся его квартирой, пофиг в итоге на то, что пропала Надя, что Вася поехал ее искать один... В общем, показан по сути какой-то приспособленец без позиции и принципов. Где защита матери от побоев отца? Где жалость к отравленному отцу? Где жалость к севшей в тюрьму матери?... (У меня сердечные приступы были, когда отец пил, хотя никто никого у нас не бил и не травил!) Вот это и есть настоящий кошмар 90-х. Если сценаристы хотели показать последствия того, как ребенок не может повлиять на происходящее и просто, чтобы выжить и остаться сохранным, учится к нему приспосабливаться, а затем и извлекать выгоду (как Паша извлек выгоду из богатенького лбовника, из того, что ему пофиг на него как опекуну, из того, что разменивают родительскую квартиру), то им это, в общем-то, удалось!
Далее меня сильно покоробил поступок Елены. Сначала мне симпатична была эта героиня. Повторюсь, что вспомнила свое детство, пусть и не столь трагичное, как в этой семье. Мне казалось, что ее грубость и залипание перед телевизором (кстати как точно показано это залипание! Тогда в 90-е все взрослые залипали перед всем, что показывали - чтобы уйти от реальности), жесткость с детьми - все это самозащита и панцирь, под которым на самом деле сскрывается неплохой человек. Даже то, что любовника завела - ну жизнь толкнула, муж толкнул... (Хотя с фразой Паши трудно не согласиться: «Развелись бы уже давно и не мучались бы»). Но я до последнего момента наивно верила, что в водку она мужу подмешивала не отраву, а какую-нибудь фигню типа секреций клопа, чтобы вызвать отвращение к алкоголю (такое в 90-е практиковалось и даже рекламировалось). Ан нет! Все-таки героиня оказалась алчная. У этой женщины не было никаких обстоятельств, препятствующих разводу, кроме той самой чиновничей квартиры (которой она все равно лишилась в итоге). Вот так вот квартира дороже чести, достоинства и человеческой жизни. Укокошила с улыбочкой и макияжем отца своего сына. Вроде как и показано мало-мальское раскаяние, но я все равно была разочарована.
Далее разочаровал и Вася. Я все-таки надеялась, что хотя бы этот герой останется при своих принципах (как он отчаяно кинулся вырывать у вора Артема сумку для посторонней ему женщины!). Он начинает учиться воровать у человека, который едва не убил его (удар-то по голове был не хилый! Удивляюсь, что обошлось без серьезной травмы) и забрал все вещи, почему-то проникнулся его идеалогией вора!
Кстати об этой самой идеалогии Артема. Настолько оскотиниться (начать воровать у простых людей и платить милиции...) из-за банальной ссоры с отцом. Хотя опять же не все однозначно: смерть матери, молодая любовница отца - все это, конечно, могло толкнуть подростка на уход из дома. Но причем тут простые люди?...
Смотришь и ужасаешься! Повторю: если этими дьяволами в деталях сценаристы хотели передать мрачность эпохи, то им это удалось. Среди моего окружения никто не оскотинился, не ушел воровать и бомжевать. Но вот эти разговоры (про то, что не воруют дураки, ссоры родителей на почве безденежья, неприспособленные к новым реалиям бывшие советские люди, упреки других в их неприспособленности и т. д.) - все это витало в разговорах моих одноклассников и знакомых. И даже в нулевые еще просачивалось (когда я уже была взрослым подростком) стремление детей занять какую-то денежную нишу, денежную профессию, что-то урвать. Все были натерпевшиеся 90-х!
Приятно глазу видеть коллектив людей, попавших в трудную ситуацию, собранных в том самом подвале с Леней Голубковым (то есть Владимиром Пермяковым, сыгравшем самого себя), но при этом не оскотиневшихся и не опустившихся. Кстати не нашла такой информации, чтобы Владимир Пермяков скрывался в подвале от обманутых вкладчиковв МММ. Вроде как после 1994 года он продолжил свое образование драмматурга. Так и не понятно пока - вымысел это, или имело место такое событие в 94-ом?
Девочки были в надежных руках! Хотя и без возможности получать среднее образование. И все-такии в конце 6-ой серии тоже собираются воровать. Это удручает!
Порадовала Оксана Сташенко в роли алкашки - хорошо получилось сыграть эту эпизодическую роль.
Еще и Сергей Войтенко в роли баяниста-стриптизера! Это конфетка, конечно. Мы с мужем темненькие - до этого Войтенко знали только по «3 аккордам» - «Алеша жарит на баяне...» Оказывается, не только на баяне может жарить. Я так поняла, в 2011 он и его партнер были некие неизвестные боянисты из Самары, согласившиеся сняться в этом сериале и даже написать саунд-трек. Смелая роль! Молодцы.
Толоконников - подарок сериалу! Эпизод с дедушкой-вором, уссыпившим бдительность стриптизеров в поезде - суперский. Два раза пересматривала.
Однако все же вот так интересно смотреть было серии 1 - 8, 15 и 16. (И то: последние 2 можно было уместить в половину серии, и того получился бы хороший сериал длиной в 9 серий, для чего необходимо было убрать всю эту чепуху с любовными линиями).
Не понимаю, как можно было умудриться так запоганить хорошу идею, так затянуть вторую часть! Первая часть была такой динамичной и атмосферной... И такая нудятина во второй! Просто перетаптывание на одном месте.
Опять эта попытка заснять любовь, выросшую ни на чем. (Как в совершенно бездарном «бестеллере» «Я не могу без тебя», явившимя на первом канале месяцем ранее).
Если уж на то пошло, то намного более я верю в любовь между Ваней и Надей, чем между Андреем и Надей. Ваня и Надя и подходят друг другу намного более, а Андрею больше подходит Лиза! У них была эта их инфантильная сказка с замком, цветами и дорогими подарками... А Надя как бы совсем из другого теста! Ваня к ней ближе. Очень жаль было этого героя! Для меня он идеален: благородный, с превосходным чувством юмора, находчивый. И вот абсоолютно согласна с ним: цветы - это пошло и примитивно! И несмотря на то, что Надя с этим не соглашается, все равно кажется, что Наде это изречение тоже близко. А знаете, почему? Потому что эта пара - как внешними типажами, так и внутренним мироустройством очень мне напомнила пару Марик и Дина из сериала «5 группа крови». Кстати актриса из того сериала блестяще бы сыграла Надю! Надя до той Дины, конечно, не дотягивает.
Вообще не даром сериалы примерно одного года выпуска - я прямо вижу много отсылок. Истеричная приемная мать Нади (у Дины тоже была такая, только родная), скитания и поиски в течение долгого периода времени главных героев, женская дружба с детства. Кто не смотрел - всем очень рекомендую! «5 группа крови» прекрасна, и пока до него, на мой взгляд, никакой вышедший в последние года 2 бестеллер не дотягивает.
Ваня по всем параметрам лучше Андрея (кроме его состоянния, но по мне, так и в этом тоже плюс). Не люблю таких нахрапистых мужиков, как Андрей. Его стояние в машине под окнами меня бы просто разозлило и оттолкнуло в конец, как влюбилась Надя - совершенно не понятно.
Ну все остальное более - менее понятно, кроме того, куда подевались жильцы, купившие дом в деревне. Они вроде были не старые, ничего не сказано про них. Да и вообще приезд взрослого Васи ведь вроде через небольшой промежуток времени после приезда девочек происходит (год от силы) - как так все изменилось? Паша снова в колонии, сосед снова злющий, Елена - не понять где....
Паша опять удивил. Зачем-то начал пресовать Лизу, а потом снова хороший. Это самый загадочный по-прежнему персонаж!
Мать Лизы так легко бросила пить! Обычно бывшие алкоголики живут в полной абстиненции, и любой даже вид спиртного может вызвать у них срыв. А тут показано, как легко они с новым мужем разливают спиртное гостям. Да и бывшую алкоголичку из Сташенко не вылепили. Должны были остаться какие-то внешние признаки, их на актрисе гримеры не сделали. И парик очень не естественный. (Оставили бы ее короткие красные волосы!)
Отец одного из беспризорников - вбросовый персонаж, монстр. Не обошлись и без этого.
В общем, 5 за первую часть и 3 с натяжкой за вторую.