День Учителя

Oct 06, 2023 17:36


Я очень уважаю профессию учителя. Ну, наверное, как и все остальные профессии, социально значимые - тем более.

Но каждый год меня все больше раздражает этот день. Я стала задумываться, почему? И в общем-то, пожалуй, тут все понятно. Нет тут глубинных психотравм и опосредованного раздражения. Все, собственно, лежит на поверхности.



Давайте проанализируем: почему не пестрят открытками и красочными баннерами в чатиках и соцсетях, ТВ и прочие СМИ в дни других профессий? Инженер? Программист? Научный работник? Повар?... Ок, ок! Прекрасно понимаю, что это я далеко загребла. Можно и дворников рассмотреть, и уборщиков помещений...

Чтобы все было справедливо, возьмем круг только социально значимых профессий. Это МВД, медицина, МЧС, соцработники. Не спорю: почти всем социальным профессиям на ТВ посвящают какие-то праздничные концерты. Но однако ж, часто вы наблюдаете такое, чтобы в день Медицинского работника, например, валом шли всякие люди, бабушки и дедушки (и дети!) с цветами и конфетами в поликлинику и поздравляли там своих участковых врачей, медсестер? Не исключаю, что где-то какая-то Тамара Петровна, 60 +, отличающаяся особой эмпатией и социальной активностью, и поздравляет в этот день с цветочками своего врача. Но согласитесь, по-любому, это будет единичное явление, и вала людей с цветами у поликлиник мы не наблюдаем!

А ведь врач уж точно не менее погружен в работу с людьми и детьми, чем учитель. И работа это ответственная, стрессогенная, жизненно каждому необходимая.



Те же ровно рассуждения можно применить и к пожарникам, и к полиции, и к сиделкам и т. д. Вот мой муж еще заносит в список значимых профессий и поваров. Хех! Ну еду приготовить может каждый. Хотя повара в детских общественных учреждениях, больницах - бесспорно да - также социально значимы и несут очень ответственный груз.

Но давайте все-таки выделим профессии, требующие один уровень профессиональной подготовки. Все-таки повара сюда не совсем вписываются, хотя я их тоже люблю и уважаю! Что бы мы делали без них... Но, как я уже говорила, и без поваров, социально значимых профессий, требующих конкретное высшее образование и определенную моральную готовность (стрессоустойчивость, любовь  к людям) как минимум я насчитала 5, и это не одни только работники образования. Так в чем же дело? Почему особое внимание в обществе все-таки именно учителям?

Ну, отчасти культура массовых и приторных поздравлений учителя к нам пришла вместе с появлением мессенджеров в смартфонах и родительских орг-чатиков в них. Тут просто технически чисто без этого было куда меньше возможностей поздравлять учителей и готовить им какие-то подарки, скидываться и т. д. Все-таки нет специальных орг-чатиков поликлиник и одела МВД, где прикрепленные бы обсуждали ежедневно столько же общих проблем, сколько в классе у ребенка, и во главе бы стоял участковый полицейский или врач. Но кстати есть чаты домоуправлений, жильцов домов, районов и кварталов. По логике, участковых полицейских и врачей могли бы поздравлять там. Но там направленность мобилизоваться, только если что-то случилось. А в классных чатах люди общаются повседневно, потому что надо ведь участвовать в школьной жизни ребенка, надо его развивать, надо ему помогать, а для этого надо объединиться со всеми родителями класса, и с учителями... И все надо, надо, надо...

Кстати и дом, в котором живешь, надо вообще-то развивать: ремонтировать, украшать, сберегать энергию и прочие ресурсы, и для этого тоже надо объединяться и с жильцами, и с ведомствами...

И организм свой развиваешь: обследуешься, прививаешься, узнаешь о новых лекарствах и средствах диагностики - тоже объединяться в этих целях с врачами и пациентами поликлиники не мешало бы.

Так почему все-таки такое особое место в нашей жизни занимает именно школа, класс, в котором учатся наши дети, и их учителя? Хотя как я уже описала, из значимых и важных эта сфера не единственная?

С одной стороны, потому что дети не отвечают сами за себя. За них отвечаем мы. А когда несешь ответственность не за себя, а за кого-то другого, и очень дорогого тебе, конечно же, больше боишься ошибиться и что-то упустить. Поэтому хрен с ним, с домом - могут там капитальный ремонт не доделать, крыша протечет, но жильцы-то все взрослые! Кто сможет, тот заделает, кто не захочет - переедет, бабушку Авдотью с деменцией внуки заберут, алкаш Вася... Ну он свою жизнь и так пропил - если у него с потолка закапает, ему наверно пофиг, и его не жалко... Да и вообще на все проблемы найдется социально активная какая-нибудь Клавдия Никифоровна - она обязательно дойдет до администрации, всех там на уши поставит, и будет нам новая крыша. Клавдии Никифоровне заняться больше нечем, пусть и разруливает, а у меня лапки!

А вот если я купила своему корзиночке не те пособия, и получит он 2 за ОГЭ, и не поступит в ВУЗ, и пойдет тогда вдруг жизнь корзиночки под откос от одного моего неловкого движения... Нет! Лучше уж тут на всякий случай объединиться и держать ухо востро, вдруг чего пропустим?! И конечно же, надо уделять внимание лидеру объединения - учителю корзинок.

По той же логике кстати люди могли бы больше внимания уделять своим педиатрам хотя бы! Ведь здесь тоже сфера ответственности не за себя, а за ребенка. Вот я кстати очень люблю общаться с нашим предыдущим педиатром, которая уехала в другой регион. Она хорошая и внимательная. Что бы мы делали без нее! Люблю общаться, но не общаюсь, потому что не хочу ей докучать.

Но в обществе просто нет такой аналогичной культуры в сфере медицины. Даже к детским врачам в среднем принято обращаться, если что-то случилось. А так есть они, и есть, чисто формально. А вот школа занимает особое место во всей нашей жизни.

И все бы хорошо и логично, но не только ответственность за другого обуславливает этот ажиотаж вокруг дня учителя, 1 сентября и выпускных детей.

Самая главная тому причина - это адская детоцентричность нашего общества.

Казалось бы, вот я мать годовалого ребенка сейчас как минимум (как максимум, еще и ребенка-подростка), и вся моя жизнь вращается вокруг маленького ребенка сейчас. Я детоцентрична? Да! И это абсолютно нормально, когда детоцентризм относится к детям лет до 3 - 4. Ну ок, до 5, то есть когда они  еще очень сильно в нас нуждаются. Далее в здоровом случае (как я это вижу) детоцентризм плавно должен сходить на нет, и примерно к 18 годам ребенка (+-) исчезнуть совсем. Но у нас же в обществе, как я наблюдаю, принято держаться детоцентризма на одном и том же уровне проявления, во-первых (то есть никакого плавного снижения нет), и во-вторых, иногда и дольше 18-ти лет, а иногда и всю жизнь! Отсюда родители, вечно требующие от детей каких-то своих ожиданий в карьере, во внешности, в выборе спутника, всюду лезущие до самой смерти, участвующие без спросу во всех сферах жизни... Конечно, это самый крайний пример. Бывает другая проблема: это когда до определенного возраста детоцентризм в семье на одном и том же высоком уровне, а потом ребенка резко бросают во взрослую жизнь как щенка в воду. И вот он, бедный, барахтается в «воде» взрослой жизни и не знает, куда ему плыть. Конечно, как бы ни было ему тяжело первое время, но бесспорно этот вариант куда лучше первого, мною описанного. Но в идеале бы вообще-то учить ребенка ответственности за самого себя постепенно, и с какого времени? А вот хорошо бы, как пошел он в школу! Это и домашние задания - сам. Опоздал? Твоя ответственность! А не бегать за ним, держась за голову и не дарить конфеты Ирине Петровне, класс.ручке, чтобы та за ним лучше присмотрела, и чтобы простила опоздания  и пропуски...

И вот как бы ни надрывались родители в чатиках в поздравлениях любимой учительницы их чад, что вот мол искренне они ее считают самой лучшей, между строк все равно читается именно это!

Должна заметить, что  в наших чатиках, где состою я, поздравления еще лайтовые. У нас хотя бы не скидываются в день учителя на подарки в конвертах (хотя было такое однажды на учительскую денюху, и я в этом не участвовала принципиально). Хочешь - поздравляй, хочешь - нет.

Однако везде вижу тенденцию, что учителям-то нравится все это! Они детоцентризм в семьях в основном поддерживают, и это очень печально. Они с удовольствием братаются с родителями, начинают с ними фамильярничать, выделяют для себя активных и не очень... И знаете, не потому что они падкие на подарки, зарплаты там не хватает, и типа подачек каких-то материальных ждут... Нет. Вообще не в этом дело! Они падкие на ВНИМАНИЕ. Им именно это нравится! К сожалению, в школу очень часто идут те, кому не хватает внимания и общения. Это прекрасная сфера, где можно это компенсировать. В лице благодарных родителей всегда можно найти собеседников, друзей, помощников, братанов... И я не утверждаю, что при этом учителя становятся непременно плохими преподавателями. Я сама человек, который любит общение, и это не перекрывает профессиональные навыки. Учителя при этом могут прекрасно преподавать. Но просто как бы там ни было - не важно, хороший ты учитель или плохой, но если ты собираешь вокруг  себя плотные и дружные родительские коллективы, которые за тобой в огонь и в воду, то мы имеем по итогу некоторый энергетический вампиризм. И как бы хорошо ты ни преподавал, и ни старался быть объективным, этот вампиризм не может не отразиться на школьных жизнях детей. И увы, положительного влияния я тут не наблюдаю. Все равно внимание учителя на уроках будет перераспределяться в сторону тех детей, чьи родители активнее в чатиках поздравляют, активнее несут подарки, активнее делают вместе детьми ДЗ, и водят их в школу за  ручку вплоть до 11 класса. А кто более самостоятельный - с тем лотерея! Как повезет - может спросят на уроке, может нет.

А учитель должен просто преподавать, учить. Да, иногда воспитывать, в критичных ситуациях даже вмешаться в семью, возможно! Но никак не быть «лучиком света для всего дружного родительского коллектива» (собирательная цитата средне-статистического поздравления). Учитель просто работает, как и пожарник, как и участковый, как и врач. И он большой молодец! Но с чего ему быть для нас всех каким-то особым лучиком?

Надо ли говорить, что я с днем учителя последние годы уже никого не поздравляю? По-моему, и без меня поздравлений каждому учителю отсыпят с горкой.

И  хорошо, что у нас нет таких же активных чатов в СНТ, в домоуправлениях, поликлиниках и МВД. Я бы их тогда уже просто не вывезла и все добавила бы в ЧС. И работали бы тогда медики, пожарники и медсестры гораздо ХУЖЕ, если бы для всех они были лучиками света и получали бы горы конфет , и мелькали бы у них в смартфонах сотни разноцветных открыток. А так, слава богу, они просто пока РАБОТАЮТ!

Учеба, Класс, Сепарация, День Учителя, #жилабылаосень, Воспитание, Адская Школа, Социум, Психология, Дети, Материнство, Школа, Работа, Учителя, Общество, бомбит

Previous post Next post
Up