Почему мы живём в эпоху Шута (часть 2 из 6)

Apr 15, 2021 21:13


Продолжение рассказа об архетипах Пирсон в мировой истории в доступном изложении.

Гильгамеш

В 1872 году научный мир потрясла сенсация: найдена древняя шумерская легенда, в которой описывается Всемирный потоп. Почти как в Библии! То есть получается, что Библия не врёт, или как? Так в фокусе внимания науки оказался эпос о Гильгамеше.

Сейчас, спустя почти 150 лет, можно сказать, что приключения Гильгамеша - это не только первая в мировой истории легенда о Потопе. Это также первая история о змее, из-за которого люди утратили бессмертие (привет Адаму с Евой). Это первая легенда о царице, убивающей любовников, позднее воплотившаяся у А.С. Пушкина в образе коварной Клеопатры из «Египетских ночей». Это первая легенда о человеке, выросшем среди зверей - то есть о Маугли. Затем, это толстый намёк на будущий первый подвиг Геракла - победу над Немейским львом. Это один из персонажей «Красной книги» К.Г. Юнга богатырь Издубар; именно так первоначально было расшифровано имя Гильгамеша. Наконец, сразу у троих учёных, начиная с Ф. Ленормана, я встретил мнение, что знаки Зодиака соответствуют этапам шумерского эпоса.

В общем, если русская литература вышла из «Шинели» Гоголя, то литература мировая обязана многими своими популярными сюжетами Гильгамешу, правителю Урука. И потому обнаружить в произведении такой степени значимости архетипы Пирсон - пусть не все, но именно в таком порядке, как у неё - это большой плюс для концепции, на которой выстроен опросник PMAI.



Да, имеются нюансы. Во-первых, с учётом того толкования эпоса, который я встречал у В.В. Емельянова, приходится признать, что эпос и начинается, и заканчивается этапом архетипа Шут - то есть повествование совершает полный круг. Чем напоминает те круги, который наматывает по небесной сфере покровитель Гильгамеша, бог солнца Шамаш. Во-вторых, если с некоторыми оговорками можно согласиться, что чудесное пересечение героем Моря смерти соответствует архетипу Маг, то обосновать наличие в эпосе этапа архетипа Правитель сложнее.

Итого: в эпосе о Гильгамеше чётко проявлены 11 из 12 этапов путешествия литературного героя, которые лежат в основе PMAI. И ещё один - нечётко. Проявлены именно в классическом порядке, как предусмотрено PMAI. То есть назвать концепцию Пирсон о 12 архетипах совершенно умозрительной нельзя. Правда, в её пользу свидетельствует лишь одно литературное произведение. Может быть, это случайность, которая не значит совсем или почти ничего?

Время смешных шуток

И тут я обнаруживаю совершенно неожиданную вещь. Эпоха, в которую мы живём - постмодерн - это не что иное, как проявление архетипа Шут.

Что такое шут? Шут должен шутить. А что такое шутка? Шутка это когда мы берём некое незыблемое правило и поступаем наоборот. В частности, берём коня и делаем его сенатором. Смешно? Смешно. Или берём фразу «Мальчик склеил в клубе модель» - и меняем её смысл до неузнаваемости. Ну и по мелочи: Шут это тенденция к развлечениям, безответственности, падению образования, деинтеллектуализации.

Чтобы вас не утомлять, ограничусь небольшим числом примеров. Впервые о своём открытии я написал в феврале 2018 года. Что произошло с тех пор? Президентом Украины выбран кавээнщик. Стримера Тайлера Блевинса переманили на другую платформу за почти $1 млрд. Известный учёный расчленил свою аспирантку и соавторшу. Цена фьючерсов на нефть на NYMEX была ниже нуля. Беспрецедентные карантинные меры по всему миру из-за болезни, которая, по официальным данным, не опаснее гриппа. Или опаснее? Никто не знает - и это тоже проявление Шута, а именно агностицизм. И это не всё. Футбольный матч «Сочи» - «Ростов» (завершившийся со счётом 10:1), где лучшим игроком признаётся вратарь, который… пропустил 10 мячей. Вот теперь всё.

Когда я совершил это открытие, долго не выносил его на публику. Потому что сразу напрашивалось множество вопросов. А именно:

  1. Архетипы встречаются в исторических эпохах в том же порядке, что у Пирсон, или как?
  2. Каким образом, не сваливаясь в мистику, можно объяснить, что на поведение больших масс людей влияет некий архетип?
  3. Значит ли это, что на базе концепции Пирсон можно делать исторические прогнозы? То есть сложение психологии с историей в данном случае действительно даёт психоисторию, как у Айзека Азимова, или нет?

Вопросы непростые, за один присест на них не ответить. Но, по крайней мере, начну.

Полна горница людей

Как только я выявил в постмодерне черты архетипа Шут, мне сразу же стало очевидно, что предыдущая эпоха - модерн - содержит много качеств архетипа Мудрец. А ведь Мудрец идёт в схеме Пирсон непосредственно перед Шутом.

Про что Мудрец? Он про веру в технологии, про силу человеческого разума. Про то, что человеку потенциально доступны все тайны природы. Например, черты архетипа Мудрец проявились в модерне идеей о том, как с помощью разумного планирования экономики можно избежать экономических кризисов, а то даже и выстроить рай на Земле. Или проектом плотины через Берингов пролив, с помощью которой можно изменить климат в Сибири.

А ещё, в 1980-е, я читал в детской книжке о космических рефлекторах, которые будут отражать солнечную энергию на Землю, тем самым выполняя функцию искусственных светил - и тогда не надо будет тратиться на электрическое освещение городов. А ещё, в 1931 году, академик А.Ф. Иоффе предлагал построить дом на 1 млн. человек, радиусом 1 км, который бы не нуждался в отоплении; его согревало бы человеческое дыхание.



Дом на 1 млн. человек по концепции А.Ф. Иоффе.

По счастью, эта эпоха была не так давно от нас, поэтому мы без труда вспомним эти и подобные идеи. А также без труда поймём, насколько сейчас человечество далеко не только от воплощения данных идей, а даже от фантазии подобного размаха!

Когда берёт начало та эпоха? Мне лично импонирует 1859 год. В тот год Карл Маркс заканчивает «К критике политической экономии», из которой позже вырос «Капитал». Ещё в тот год в Лондоне после Великого зловония решили строить канализацию современного типа, а в Париже принято современное административное деление (разгар знаменитой «османизации») - то есть города начинают приобретать современную инфраструктуру. В том же году появилась нефтяная промышленность: в Пенсильвании стали делать керосин для ламп. Медицина стала наконец приобретать черты науки: годом ранее Игнац Земмельвейс осмелился прочитать лекции о том, что докторам необходимо мыть руки перед операцией, а ещё годом ранее Луи Пастер сделал первое сообщение о спиртовом брожении - ещё чуть-чуть, и учёные признают существование бактерий.

А главное, что именно в 1859 году вышло «Происхождение видов» Чарльза Дарвина. Мало кто знает, но Дарвинов было трое. Старший из них, Эразм, дедушка Чарльза, ещё в 1794 году выпустил книгу «Зоономия», где уже были изложены основные идеи эволюционной теории. В свою очередь, они были логическим продолжением «Системы природы» Карла Линнея (1735 год). Однако в XVIII веке публика не была готова согласиться с мыслью, что человек произошёл от обезьяны. А вот в 1859 году эта идея зашла на ура, книга Дарвина-внука сразу же стала бестселлером.

Даёшь столоверчение!

Может показаться, что и до середины XIX века люди более-менее опирались на разум, поэтому мои рассуждения об эпохе Мудреца надуманны. Но это не так. Ибо даже в том самом XIX веке творились такие вещи, от которых у неподготовленного читателя встанут волосы дыбом.

Мышление среднестатистического человека линейно. Например, очевидно же, что iPhone X должен быть лучше самого первого айфона. Что Windows 10 лучше, чем Windows 3.1, и т.д. Аналогично и история воспринимается как процесс поступательного развития.

Вот нам даны вводные: за XVIII век религиозные чувства в человечестве заметно поутихли. Руссо объявляет набожность опиумом для души. Вольтер кощунствует, что Бога следовало бы изобрести, иначе как богатые могли бы защищать свои богатства от бедных? Причём Робеспьер понимает это буквально и в 1794 году действительно изобретает некий культ Верховного существа. Чуть позже Лаплас отвечает первому консулу, что не нуждается в гипотезе о наличии Бога. Подкрепляя свои новые убеждения делом, европейцы перестают сжигать ведьм.

Какого продолжения надо ожидать с таким началом? Наверное, что в XIX веке человек «ещё более лучше» станет верить в разум и науку? Вместо этого происходит нечто очень неожиданное.

В 1775 году один священник из Баварии, по имени Иоганн Гаснер, успешно изгонял из паствы дьявола. Но вот его навещает врач Месмер из Вены… и обнаруживает, что открытый им, врачом, способ исцеления людей с помощью магнитов по своим последствиям один в один похож на экзорцизм! В подтверждение доктор излечивает нескольких членов Баварской академии наук. Так на сцену мировой истории врывается гипноз. Или, как он назывался тогда, животный магнетизм.

В течение следующих 120 лет мистика берёт убедительнейший реванш у рационализма. А разве может быть иначе, когда пациенты в состоянии гипнотического сна начинают разговаривать на неизвестных им ранее языках? Как это происходило в 1789 году с немецкой девушкой Caroline Heigelin, пациенткой доктора Эберхарда Гмелина. Под гипнозом она имела свойство превращаться во французскую аристократку, нашедшую в Германии убежище от революции. Так были открыты субличности и диссоциативное расстройство идентичности.

Также в состоянии гипноза люди демонстрировали способности к ясновидению… впрочем, это было лишь начало. В середине века возникла мода на вызывание духов. Известно стихотворение, якобы надиктованное в 1853 году на спиритическом сеансе духом Пушкина. Годом ранее европейский континент увлёкся… столоверчением. Теперь вы приблизительно понимаете, в какой интеллектуальной атмосфере выросла Блаватская.

Современные книги предпочитают не вспоминать о том периоде. Поэтому, если хотите узнать подробности, можно обратиться, например, к двухтомнику «Спиритизм» Фрэнка Подмора (русский перевод 1904 года). Несмотря на критическое отношение автора к природе наблюдаемых явлений, он хотя бы добросовестно их описывает.

Да, были люди, которые посреди всеобщего столоверчения ухитрялись сохранять скептицизм! Хотя не так и долго. Ибо с 1882 года усилиями Шарко (создателя того самого душа) наука начинает благосклонно смотреть на гипноз и даже на автоматическое письмо. Среди сторонников и практиков гипноза можно встретить академика А.М. Бутлерова и даже будущего нобелевского лауреата по медицине Шарля Рише. Впрочем, триумф гипноза был недолог.

Символично, но конец месмеризму пришёл в той же самой Вене, где начинал Месмер. Один местный доктор испытывал сложности при погружении людей в гипнотический сон. И однажды он решил: зачем добираться в бессознательное пациентов через гипноз, если то же самое можно сделать через сновидения? Ведь не каждый подвержен гипнозу, в то время как сны видят все. Звали доктора Зигмунд Фрейд, а на дворе стоял 1895 год.

Эти 120 лет между Месмером и Фрейдом вполне допустимо охарактеризовать как время проявления архетипа Маг. И я думаю, что по изложенному выше материалу вы понимаете, почему. То есть получается, что исторические эпохи шли в такой последовательности: эпоха Мага, эпоха Мудреца, эпоха Шута.

Но ведь и в концепции Пирсон архетипы расположены в том же порядке: Маг, Мудрец, Шут. Ну что же, проявляется некая последовательность, поэтому имеет смысл копать дальше.

Впервые было опубликовано в: https://t.me/rufuturism/19095, https://t.me/rufuturism/19133 и https://t.me/rufuturism/19178

Содержание:

1. Почему мы живём в эпоху Шута (часть 1 из 6)

  • Вступление. MBTI
  • PMAI
  • Путешествие Шарапова в «Чёрную кошку»

2. Почему мы живём в эпоху Шута (часть 2 из 6)

  • Гильгамеш
  • Время смешных шуток
  • Полна горница людей
  • Даёшь столоверчение!

3. Почему мы живём в эпоху Шута (часть 3 и 6)

  • Слишком современная античность
  • Синхронные цивилизации
  • Феномены коллективной психики

4. Почему мы живём в эпоху Шута (часть 4 из 6)

  • Кризис и возможность
  • Испытание благополучием
  • Кризис и невозможность

5. Почему мы живём в эпоху Шута (часть 5 из 6)

  • Взлёт и катастрофа мегаполисов
  • Жизнь налаживается
  • Снова катастрофа
  • История, время и циклы
  • Прогнозы

6. Почему мы живём в эпоху Шута (часть 6 из 6)

  • Шут - это всего лишь шут
  • Как отменить зиму?
  • Заключение

архетипы, футурология, история, литература, психология

Previous post Next post
Up