Завтрак с видом на международную торговлю

Mar 14, 2016 01:15

Отчитываюсь: 26 февраля принял участие в состоявшемся в Тюмени мастер-завтраке на тему «Экономика роста - место малого бизнеса». Обсуждался кризис и что с ним делать через призму совместного доклада Бориса Титова и Сергея Глазьева.



К вступлению на мероприятии подготовился основательно, собрал цифры и факты... Но выступать не стал, потому что вниманием присутствующих овладела тема локальных валют, и не было смысла её перебивать. Однако цифры выбрасывать жалко, поэтому просто здесь положу, чтобы было.

Итак. Справедливости ради надо заметить, что кризис коснулся не только России. В частности, те или иные экономические трудности испытывают сегодня 4 страны БРИКС из 5. По порядку:
* Бразилия - ВВП родины Пеле сократился на 3,8 %, и это самое глубокое падение с 1990 года;
* Россия - имеем «всего лишь» 3,7 % спада, поэтому по степени разрушения экономики хоть чуть-чуть, но всё-таки отстаём от бразильцев;
* Индия - единственная из представительниц БРИКС, у которой всё в порядке с экономикой. Финансовый год заканчивается там только в марте. Пока что прогнозируется рост в размере 7,6 %. И это больше, чем было годом ранее (7,2%);
* Китай - хоть и растёт, однако 6,9 % - это худшие темпы роста с 1990 года. Казалось бы, нам бы их проблемы! Однако то тут, то там вылазят симптомы более глубокого неблагополучия. Конечно, кувырок индекса Шанхайской биржи с 5.166,35 пунктов на пике 07.06.2015 года до 2.928,90 сейчас (итого падение составило 43 %) имеет больше отношения к виртуальной экономике, нежели к реальной. Но падение внешней торговли Поднебесной в январе-феврале - это уже реальная проблема;
* ЮАР - уже два года переживает стагнацию, демонстрируя худшие темпы с 2009 года. На этот год ожидается рост на уровне 0,7-0,9 % ВВП, что не более величины статистической погрешности.




В то же время я не могу пройти мимо одного любопытного отечественного феномена. Он показан на графике выше, где изображены темпы увеличения среднего возраста промышленного оборудования в нашей стране.

Источников цифр для графика два. Во-первых, это статья Дасковский В.Б., Киселёв В.Б. О кризисе процесса воспроизводства основных фондов и хозяйственной деятельности в экономике России // Инвестиции в России, 2009, № 1. Долгое время она была доступна по этой ссылке, но буквально недавно ссылка почему-то перестала работать. По большому счёту ничего страшного, ведь можно воспользоваться вторым источником: Корнев А.К. Потенциал обновления производственного аппарата реальной экономики // Проблемы прогнозирования, 2013, № 3, с. 65 и 67. В нём имеются почти все необходимые данные, кроме 2005 года.

Из графика мы видим, что начиная самое позднее с 1970 года уровень инвестиционной активности в промышленности не обеспечивает даже простого воспроизводства. Проще говоря, промышленность теряет свою инвестиционную привлекательность уже на протяжении как минимум 46 лет подряд.

Я связываю эту тенденцию с двумя обстоятельствами. Прежде всего, с экономической реформой Алексея Косыгина 1965 года, после которой уровень издержек в экономике начал нарастать. Это очень большая тема. Правда, по ней высказался уже не один человек, поэтому новизной она не блещет. Интересующихся лучше отослать к трудам Антонова или лучше даже адептов трудовой теории потребительной стоимости. Ограничусь только констатацией известного факта: в России принято зарабатывать не на доходах, а на убытках (рекомендую погуглить "национализация убытков"). И такой тип предпринимательства ведёт свою историю именно с Косыгина.

Вторым обстоятельством я считаю попытку вписаться в мировое разделение труда. Вписаться решено было нефтью и газом. Нефтепровод "Дружба-1" был построен в 1964 году, "Дружба-2" в 1974 году, газопровод "Уренгой-Помары-Ужгород" - в 1984 году.

Сразу скажу своё мнение: вписывание в мировую экономику - это неизбежность. Просто процитирую в обоснование один свой текст из Фэйсбука:

Попробуйте поставить себя на место одного из руководителей страны. Вам досталось крайне неуютное государство. Две трети территории - районы вечной мерзлоты. Большие сухопутные расстояния. Проживающий народ... это народ-воин. Победить кого-нибудь, пережить спартанские условия, совершить подвиг - самые любимые развлечения. А вот сделать жизнь комфортной, красивой... не получается. Создать космическую ракету, автомат Калашникова - завсегда пожалуйста, но для создания "мерседеса" или швейцарского сыра климат какой-то не тот, при любых политических режимах. Уж на что СССР 1970-х годов был богатым государством, но даже он не осилил производство "мерседесов".

Зато в стране есть много всякого добра, которое можно продать на Запад. И в обмен на эту маленькую услугу выторговать себе или хотя бы своей семье местечко, где будут и "мерседес", и швейцарский сыр, и многие другие приятные вещи. Поэтому уже на протяжении СТОЛЕТИЙ экономика в России - экспорто-ориентированная. Не доедим, но вывезем. Чтобы элита не страдала от отсутствия возможности поехать в Баден-Баден.

Проблемы такой экономики тоже постоянны. Время от времени Запад отказывается от того или иного российского продукта в силу новых технологий. В XIX веке отказался от чугуна, затем от зерна, теперь переизбыток газа с нефтью. Можно обидеться и сказать: да у нас 9-я по численности населения страна на планете, т.е. в потенциале большой внутренний рынок, в недрах почти вся таблица Менделеева - закроем границы тарифом и дело с концом. Но проблема в том, что элите всё равно будет хотеться "мерседеса" со швейцарским сыром. А по мере роста жизненного уровня - уже и не только элите. Но и всем нам.

Поэтому полностью закрыться - не вариант. Выход только в том, чтобы помочь стране найти правильное место в международной кооперации. Чтобы давать мировому рынку что-то такое важное, чтобы взамен рынок этот захотел завалить страну "мерседесами" и швейцарским сыром. Всю страну, а не только элиту. Этот вариант на самом деле всех устроит, потому что глобально он - наиболее безопасен. Безопасен в целом для страны, для элиты... но сложен в реализации. Только других приемлемых вариантов нет.

А поскольку вписываться в мировую экономику всё равно придётся, предлагаю проинвентаризировать, что у России хорошо получается делать по стандартам мирового рынка. Я насчитал три блока успешных отраслей:

А) Дары природы.
Нефть/газ, алмазы, алюминий, никель, платина, олово, палладий, титан, пшеница, мёд, растительное масло, мясо птицы. Многие авторы почему-то гордятся, что Россия поставляет для Boing'а титан, а для Apple тантал, вольфрам и очищенное золото. В принципе, так же и дикари из Африки могут гордиться тем, что американские миллиардеры едят их бананы. Дело ведь не только в том, кто потребляет российский продукт. А в том, какая часть добавленной стоимости создаётся при этом в России. Какова доля тантала в стоимости айфона? Вот об этом и речь.

Б) Безопасность.
Не менее традиционная для России сфера, чем экспорт даров природы. К категории безопасности я отнесу военную технику (у страны 2-е место в мире по экспорту оружия), программную продукцию фирм Kaspersky Lab (антивирус), Acronis (восстановление данных), InfoWatch (средства защиты корпоративной информации), Positive Technologies (ПО в области информационной безопасности, сканер безопасности), TrueConf (закрытые корпоративные системы видео-конференц-связи).

Самые успешные компьютерные игры из России почему-то тоже оказываются посвящёнными тематике войны. Например, "Ил-2 Штурмовик" входит в топ-25 игр для ПК всех времён и народов по версии сайта IGN. Или Alien Shooter, оказывающий магическое влияние на дошкольников и младшие классы. Кстати, последний создан совместным творчеством коллективов из Тюмени и Новосибирска.

Восточно-славянские соседи-разработчики тоже преуспевают в военной тематике: белорусский Worlds of Tanks участвовал в чемпионате World Cyber Games, не менее знаменитый Warface разработан главным образом усилиями украинского офиса.

В) Уникальные профессиональные решения.
Просто перечислю примеры, и вы всё поймете. Начнём: Новосибирский институт ядерной физики (промышленные ускорители частиц), "Транзас" (продавец навигационных систем), "Тяжмехпресс" (Воронеж), Лыткаринский завод оптического стекла (зеркала для телескопов), IPG Photonics (лазеры), ABBYY, Prognoz (бизнес-аналитика), Parallels (распараллеливание компьютеров), Nginx (веб-сервер для Фэйсбука, Инстаграма, Пинтереста, Групона)... и, наконец, "Т-Платформы" (экспорт суперкомпьютеров).

Все перечисленные в предыдущем абзаце предприятия предлагают миру решения уникального качества. Это рынки В2В, на которых возможности товара важнее, чем потребительское удобство. Так получилось. Нужен уникальный товар особенного качества - обратись к русским. Нужен массовый товар хорошего качества - к немцам или корейцам. Нужно очень много товара среднего качества - к китайцам.

И не надо стесняться такого положения вещей, это наша естественная сложившаяся ниша в мире. При разработке различных стратегий лучше не витать в облаках, а научиться использовать с умом то, что хорошо получается у страны.

экономика, для чтения, кризис, россия

Previous post Next post
Up