Вагоны, купленные на 1150 Смоленска, которые уже никогда не поедут
Хорошую и правильную тему озвучил известный смоленский блогер
Андрей 369. В своей
статье о том, какой «замечательный» опыт получил, воспользовавшись смоленским трамваем и троллейбусом, он делает вывод, что перед тем, как попытаться пересадить людей на общественный транспорт из личных автомобилей, нужно бы привести его в порядок. И он чертовски прав.
И на основании его опыта хотелось бы сделать кое-какие выводы, которые, возможно, дадут понять, почему транспорт у нас именно такой и именно в таком состоянии.
Большая часть будет посвящена трамваю. По одной простой причине: трамвай - скелет транспортной системы. Как метро в столице нашей Родины. Это самый дорогой, но и самый эффективный транспорт нашего города, и им надо пользоваться на полную катушку. Чего сейчас не наблюдается.
Начать наверное стоит издалека. В далёком 2001 году трамвай лишается, без преувеличения, самой важной своей ветки. По ней он начал свою жизнь в 1901 году, а спустя 100 лет лишился. Можно спорить о том насколько это верное решение, но мы сейчас скорее о том что имеем на сегодня.
Восстановление трамвайных путей на Большой Советской улице в 1946 г.
Андрей немного ошибся с маршрутами (мимо него по ул. Румянцева маршрут 3 не ходит, даже с учётом ремонта рельсов по ул. Шевченко), но отмечу что он совершенно справедливо замечает, что 48 мин. от его дома до вокзала - это очень много (даже доезжая в итоге за 45 мин.). Но объяснение тому очень простое - короткой ветки нет, а значит надо отправляться в «кругосветное путешествие» по пр. Гагарина, ул. Николаева, ул. Багратиона и ул. Нахимова. Хоть их осмотра можно было бы избежать. Один из способов это исправить - это восстановление линии по ул. Дзержинского (официально закрыта в 1974 г.)
Трамвай на пересечении ул. Дзержинского и ул. Октябрьской революции
По некоторым сведениям, время в пути от пл. Победы до пл. Желябова будет сокращено в 2 раза. Существенно, не правда ли? Хотя речь всё же не об этом.
Андрей сильно заранее вышел в сторону вокзала (за 1.5 часа!), при этом довольно долго ждал вагон (30 мин.!), который смог бы отвезти его на вокзал. Это объясняется тем, что на сегодня никто в здравом уме не поедет на вокзал на трамвае (из Промышленного района). Это дико не рационально. О том, как решить эту проблему, я обозначил выше, но тут всё же о вокзале. Было принято правильное решение со стороны МУТТП, когда оно отказалось от постоянного заезда на вокзал, чтобы те, кто пользуется трамваем на ежедневной основе, не получали своё «кругосветное путешествие», но уже на ж/д вокзал. Оставив заезды только к самым пассажиронагруженным поездам (сейчас это «Ласточка»).
Электропоезд "Ласточка" направления Смоленск - Москва
Предполагаю, что блогер сел как раз на тот самый вагон, который заезжает к поезду. И он об этом не знал. Но это явно не тот человек, который игнорирует информационную среду вокруг себя. Тут скрывается проблема плохого и некачественного информирования. Все объявления сделаны для чего угодно, но явно не для того, чтобы пассажирам было удобнее узнавать информацию о схемах движения транспорта. За что пассажирское предприятие справедливо получило свой нагоняй.
Количество всевозможных колхозных табличек никак не улучшают качество информирования пассажиров
Это начало более глубокой проблемы: о комфорте в транспорте как пассажира. Андрей пожаловался на холод в салоне, а так же на грязь. И вот тут нужно понять, увы, одну прописную истину на текущий момент: МУТТП работает не для пассажира. Скорее даже так: если бы не было пассажиров, МУТТП бы работало, наверное, ещё лучше («Все проблемы от этих пассажиров!»). Но почему так происходит? Почему транспортное предприятие, основной источник дохода и цель которого - перевозка пассажиров, абсолютно не заинтересовано в наличий этой самой перевозки? Потому что таковы нормативы и показатели: где важнее прокатать километры, сделать выпуск, соблюсти какое-то расписание, а не быстрее перевезти людей или сделать их перемещение комфортнее. Предприятие даже отклик о своих услугах не собирает, просто потому что он им без надобности. И не то чтобы в этом была большая вина нынешнего директора. Такую задачу, я уверен, ему даже никто не ставил. Ни тот работодатель, который его взял (по факту директор МУТТП подчиняется главе города Смоленска и никому больше), ни нынешний. Но даже если сегодня ему поставить такую задачу, он не сможет её выполнить. Потому что по бумажкам он должен катать километры, а не заботиться о пассажирах. Сейчас МУТТП исполняет 99.999999% рейсов, а значит все получают свои премии не зря и делать ничего не надо. И это будет самое сложное. Кто-то должен изменить нормативную базу. И это гораздо сложнее чем убрать директора или поставить какую-то задачу в «ручном режиме». Системное решение только одно: должна измениться правовая сторона вопроса. Потому что текущая не заставит директора МУТТП, и даже главу города, делать хоть что-то, чтобы пассажир в транспорте перемещался с комфортом. И делать они это будут только если сами этого захотят (или им кто-то подскажет, что стоит это делать, а у них не будет повода отказать).
Трамвай вагон 239, купленный к 1150 летия г. Смоленска
Я не зря в заголовок статьи поставил два трамвайных вагона, купленных к юбилею. Это отличный показать текущей ситуации. Просто покупать новые вагоны - бессмысленно, потому что само предприятие не сможет поддерживать их в адекватном состоянии. На это нет ни ресурсов, ни желания. А значит сначала надо сделать всё, чтобы предприятие работало стабильно. О чём сложно говорить, когда с маршрута за 20 мин. могут снять сразу 4 (!!!) вагона.
Минус два вагона на линии
Минус два вагона на линии
Но некоторые вещи, которые не связаны с внутренней кухней предприятий, смогут сделать перемещение на транспорте быстрее уже сегодня. Речь конечно о выделенных линиях. Они существенно улучшат положение транспортных предприятий, а так же повысят лояльность пассажиров. И это можно сделать гораздо быстрее и дешевле, чем менять структуру пассажирских предприятий.
Выделенная полоса для трамвая по ул. Нахимова
Подводя итог анализа статьи Андрея, могу сказать, что я не согласен с тем, что у нас не может такого же по качеству транспорта как в Европе.
Люксембург, 6 августа 2019 г. Автор: Yury LRTA
Всего этого можно достичь при желании главы региона, главы города и поставленной задачи. В первую очередь, направленную на изменение целевых показателей. Например, удовлетворённость пассажира от поездки.
P.S. А в городе должен быть цифровой показатель: среднее время транспортной корреспонденции, которое администрация должна своими мероприятиями планомерно уменьшать. Но это история уже совсем для другой статьи.