Именно так я решил подписать то, что официально названо «В гостях у программы «Город и Мы» директор МУТТП Кирилл Ващилин».
Директор МУТТП слева, зам. председателя Комитета по транспорту и связи справа
Если вы ещё не видели, то можете посмотреть, видео ниже, но я думаю, что оно не стоит ваш 10 минут жизни. Я уже это сделал за вас и основную информацию представлю ниже.
Click to view
Сразу хочу отметить: тот, кто готовил эту передачу, должен быть уволен как можно скорее, потому что иначе как «халтура» я это назвать не могу. А теперь к сути видео.
Что же мы оттуда узнали?
Начнём с хорошего, а оно, благо, было!
Кирилл Николаевич понимает необходимость ремонта трамвайных путей.
Ремонт рельсов на территории трамвайного депо, 2018 г.
Это понимание очень сложно переоценить. Мой опыт общения, чтения и слежения за другими директорами, чиновниками и главами городов и областей показывает, что это очевиднейшая вещь иногда не посещает головы вышеобознченных людей от слова совсем!
При этом директор использует вполне понятные выражения: «Какие бы мы трамваи не привезли, даже самые современные, новые, но без полотна, по которому ему необходимо ходить, если оно в плохом состоянии, трамвай любой рассыпется».
Есть у него и понимание о том, что качество трамвайных рельсов - это и безопасность пассажиров
На данном участке за короткое время трамвай сходил с рельсов дважды, ул Нахимова, 2018 г.
«Плохой путь, он однозначно сказывается на безопасности пассажиров. Сход трамваев, он предполагает собой какое-то чрезвычайно происшествие. Хотелось бы его избежать», сказал Кирилл Николаевич. И это крайне важно! Сход должен расцениваться как ЧП, а не рядовое мероприятие в духе «бывает».
Ещё один положительные момент, услышанный мною, касается отделения трамвая от остального транспортного потока
Трамваи пути отделены сплошной разметкой, Пятницкий путепровод, 2018 г.
«Трамвай - это маленькое метро, которое должно беспрепятственно двигаться из одного пункта в другой и достаточно быстро перевозить пассажиров», подверг сравнению трамвай директор МУТТП. И он чертовски прав, современный трамвай должен быть именно таким.
Для того, чтобы трамвай смог раскрыть весь свой потенциал, он должен двигаться беспрепятственно. Один из способов, это физическое отделение трамвайных рельсов от автомобильного потока. Особенно там, где по трамвайным путям ничто не мешает перемещаться автомобилям.
Мини-выделенки, созданные в 2017 году, ул. 12 лет Октября, 2017 г.
Но это всё полумеры, конечно должно быть так, как это сделано по ул. Нахимова, Багратиона, Рыленкова, Смольянинова. В крайнем случае как по ул. Крупской и Маршала Ерёменко
Обособленная бордюрным камнем трамвайная линия по ул. Нахимова, 2017 г.
«Тех у участков, которые у нас [есть], недостаточно. Мы пишем на комиссию по безопасности дорожного движения те участки, которые по нашему мнению необходимо выделять, огораживать», добавляет Кирилл Ващилин. Конечно очень жаль, что Кирилл Николаевич не озвучил, на каких ещё участках (помимо Пятницкого путепровода и 12 лет Октября) предложено отделение трамвайных рельсов, но я уверен, где бы не было предложено, некомпетентная комиссия не пропустила бы адекватные предложения, как она уже делала не раз
Ответ администрации города на вопрос о том, почему не меняется организация движения - нецелесообразно
Комиссия постоянно используется слово «нецелесообразно», иногда приводя абсурдные доводы, а зачастую вообще без оных. Или она будет следить. Зачем, когда проблема есть, решение предложено, осталось только сделать? Но мы отвлеклись.
Так же была озвучена информация, что в 2019 году мы можем дождаться ремонта Трамвайного проезда.
Трамвайный проезд, весна 2018 г.
Однако, у меня есть ответ за подписью председателя комитета по транспорту Иванова А.М., что там не будет изменено ровным счётом ничего. А в проезде есть такие проблем как отсутствие нормального освещения, тротуара, высоких посадочных платформ для удобств маломобильных граждан. И стрелки будут опять паршивыми, как и на большей части сети
Хорошие стрелки, уложенные на Пятницком путепроводе, 2016 г.
Ремонт - это хорошо, но всегда хочется большего.
О чём умолчал, или лучше бы умолчал, директор МУТТП
«Мне бы хотелось, чтобы предприятие финансировалось в большем объёме» - Кирилл Ващилин
«Мне бы хотелось, чтобы предприятие начало оптимизацию собственной деятельности и начало само зарабатывать деньги» - Вячеслав Енгалычев
Вместо того, чтобы уменьшать себестоимость поездки, увеличивать эффективность работы, директор говорит: дайте денег! А откуда? Из нищего городского бюджета. А вот это уже показатель для руководителя такой крупной организации как трамвайно-троллейбусное предприятие (по его же словам в МУТТП работает 840 человек). Цели сделать предприятие эффективным не стоит, стоит цель выпросить больше денег. А так с задачей сохранить предприятие (которую Кирилл Ващилин озвучил в начале передачи) никак не справиться.
Двенадцатый московский б/у вагон, прибывший в Смоленск, 2018 г.
Не осталась в стороне и тема поступления техники бывшей в употреблении из Москвы. Директор, в присущей ему манере на этой передаче, озвучил цифру в 10 лет, на которые проблема обновления подвижного состава решена (возможно он имел что-то иное, но я понял именно так). С учётом того, что данный московский подарок не уберёт все вагоны, которые, на мой взгляд, стоит убрать со смоленских рельсов (14 вагонов модели 71-605 и 12 вагонов модели 71-608К, но по одной штуке в виде музейных нужно оставить!), то конечно стоило бы задуматься о дальнейшем обновлении парка. В качестве примера можно взять Магнитогорск: он покупает новые вагоны в лизинг, а старые обновляет путём покупки новых кузовов. Тут явно есть над чем работать. Хотя никто не оставляет надежду, что Москва продолжит дарить подарки.
Трамвайные вагоны 239 и 249, годами не покидающие трамвайное депо, 2016 г.
Но так же надо понимать, что низкопольных вагонов в ближайшие годы от столицы ждать не стоит, и не так много у неё их осталось (из тех, что можно отдать). А значит директору потребуется поработать над тем, чтобы вернуть подарки к 1150 летию Смоленска обратно на маршруты.
К вопросу о рельсах. Требовать капитальные ремонты - это хорошо и правильно, но дорого. А чтобы такие ремонты требовались реже, нужно поддержание того, что есть в адекватном состоянии
Ненормативное содержание верхнего строения трамвайного пути, ул. Багратиона, 2018 г.
В этом году нигде не видел, чтобы проводились работы по поддержанию трамвайных рельсов (может конечно плохо смотрел, но всё же). Ремонты были, поддержание - нет (мелкие работы аварийных бригад не в счёт). Шпалы и балласт не заменялись, при ремонтах условия качественного содержания пути не поддерживаются. Зачем давать деньги предприятию на ремонт рельсов, если они за ними всё равно не ухаживают? Это же потом опять кучу денег тратить на очередной капитальный ремонт. Москва пошла по этому пути, но что-то у них с состоянием рельсового полотна сильно лучше не стало, если не наоборот. Может сначала как-то показать, что мы умеем и хотим работать с тем, что есть?
И ещё момент по рельсам
Отсутсвие водоотвода, ул. Рыленкова, 2016 г.
Вода стоит, шпалы гниют, рельсы быстрее изнашиваются. И я не видел, чтобы хоть что-то с этим делалось. Кирилл Николаевич, какие у вас планы по сооружению водоотвода на ул. Рыленкова? Мне вот заместитель председателя комитета по транспорту заявила, что это по вашей части!
Плохие ответы заместителя председателя комитета по транспорту, 2018 г.
Правда председатель комитета по транспорту и связи Иванов А.М. обещал мне сооружение водоотвода до конца 2018 г. в другом ответе. Но что-то я его словам не верю. Потому и хотелось бы узнать у директора, в курсе ли он проблемы, ждут ли решения, предлагают ли помощь?
И что ещё хотелось бы спросить: когда уже будут закупки в лизинг чего-то отличного от служебного транспорта; когда уже будет какое-то развитие сети (например попробовать пробить поворот трамвая с Киселёвки на Полиграфкомбинат, для увеличения манёвренности сети, а там уже кольцо в центре и линия по ул. Дзержинского); когда будет соблюдаться расписание, особенно у троллейбусов; как же всё-таки будет предприятие добиваться сооружение выделенных полос для трамвая, на каких улицах в первую очередь; что на счёт выделенных полос для троллейбуса; почему столбики опять убрали на зиму с Пятницкого путепровода, хотя бордюрный камень на Нахимова и Багратиона никто на зиму не убирает; что с приоритетом трамвая на светофорах: например на пл. Победы и медгородке; есть ли в планах закупки скоростных троллейбусных стрелок, чтобы троллейбусы не тормозили на перекрёстках; когда уже наконец я смогу расплатиться картой, чтобы прекратить таскать с собой наличные только ради оплаты проезда; будет ли обновляться музей, чтобы гражданам было приятнее и проще приобщиться к истории предприятия и родного города; что с музейными трамвайными вагонами, какие-то будут оставлять из выбывающих моделей в качестве ходовых музейных экспонатов и т.д. и т.п.
Всякое разное
Помимо вышеозвученных моментов, были и, так скажем, нейтральные:
- МУТТП успешно исполняет возложенные на него задачи администрацией города;
- в день перевозится 60 тыс. пассажиров, а за 9 месяцев уже 11.5 млн. перевезено;
- московские вагоны схожи с тем, что у нас есть в парке, а значит не будет проблем с их обслуживанию. Они в хорошем техническом состоянии;
- на предприятии присутствует финансовая стабильность. З/п выплачивается вовремя;
- требует ремонта подстанции, контактная сети и рельсовые пути;
- на комиссию по БДД выносятся предложения по отделению трамвайного полотна от проезжей части. Работы, при согласовании, выполняется силами МУТТП;
- порядка 5-6 аварий в среднем за день случается на трамвайных рельсах. Количество ДТП на трамвайных путях 2017 к 2018 году увеличились;
- не планируется сокращений рабочих. Требуются кондуктора и электрики.
Подводя итоги
Само интервью было крайне паршивое и скучное, явно заранее заготовленные и не интересные вопросы от ведущей, не проявляющей никакого интереса к теме обсуждения. На этом фоне Кирилл Николаевич выглядит редкостным молодцом, примером красноречий и собранности!
Что до самого Кирилла Ващилина, то я жду за словами действий. Хотелось бы, чтобы слова о необходимости отделения трамвайного полотна от остального потока были реализованы на практике (лучше бордюрным камнем, знаками, камерами, особенно ул. Фрунзе), вносились необходимые изменения в уже имеющиеся проекты (Кирилл Николаевич, помимо проекта по ул. Николаева есть так же проект по пр. Гагарина и ул. Тенишей!). Но нужно добиваться строительства и трамвайных платформ (особенно там, где для этого не требуется изменять схему организации движения), и строительства новых линий (хотя бы чтобы такие проекты были, если вдруг будет найдено желание у руководства города и финансирование). По ремонтам рельсов хотелось бы, чтобы то, что делается самим предприятием, выполнялось качественнее, потому что Служба Пути может, я это видел. Нужно научиться содержать в качестве и красоте то, что уже есть.
Трамвайное депо, июля 2018 г.