В чем моя вера?

Dec 03, 2014 12:15

Я считаю себя верующим человеком. Я верю, что в мире существует разумное начало, смысл и определенная структура. Я верю, что добро побеждает зло, понимая под "добром" все, что способствует сохранению жизни, развитию, совершенствованию и противостоит хаосу и разрушению. Я верю в Бога, как вечную силу, направляющую движение жизни к добру и разуму.
Вместе с тем, я дистанцируюсь от церкви и не люблю попов. Церковные догмы мне всегда представлялись дикой смесью суеверий, а нелепые обряды вызывали чувство неловкости  - странно видеть, как современные люди, такие же как я, участвуют в ритуалах времен средневековья. Что касается попов, то они в большинстве своем не являются истинно верующими. Их внешний вид и образ жизни наглядно демонстрирует, как далеки они от того, что проповедовал Христос, и того, что они ежедневно проповедуют в своих храмах. Однако разобраться более глубоко в сущности христианства и других религиозных учений у меня не находилось времени и, наверное, не было высокой мотивации.
И вдруг я открыл для себя христианство совершенно неожиданным образом. Мой хороший друг подарил мне книгу Льва Толстого "В чем моя вера?". Прочитав ее на одном дыхании, я увидел, что Лев Николаевич переживал те же чувства в отношении христианства и церкви, что и я. Но он пошел дальше. Он тщательно изучил все доступные тексты Евангелия и толкования к ним и понял, что та версия христианства, которую преподносит нам церковь ничего общего не имеет с учением Христа. Более того, церковные догмы прямо противоположны заповедям пророка.

Толстой выделяет в качестве стержневой линии учения Христа пять заповедей из Нагорной проповеди:
1.    Живи в мире со всеми людьми. Никогда гнева своего не считай справедливым. Ни одного человека не считай пропащим или безумным. (В церковном каноне эта заповедь гласит: "Не гневайся напрасно". Слово "напрасно" появилось в поздних переводах и фактически оправдывает гнев и ненависть к людям).
2.    Много зла из-за раздора в половых отношениях. Поэтому “Бери муж одну жену, а жена одного мужа. Не покидай жену ни под каким предлогом". (Закон Моисея это допускает).
3.    Не клянись. Не суди другого человека. Клятвы, присяги вымогаются у человека для подчинения его чужой воле, для злых дел. (Закон Моисея гласит: "Не клянись именем божьим", не отрицая клятву, как таковую).
4.    Не мсти. Не делай зло на зло. Не противься злу. (У Моисея же противоположный закон: Око за око”).
5.    Возлюби даже врагов. В смысле, не делай различий между своими и чужими. (В законах Моисея сказано: "Возлюби ближнего и ненавидь врага". Но это иудейский закон ненависти к чужим. Они призывали угнетать и истреблять другие народы. Это обычная животная жизнь).
Церковная версия христианства фактически уравнивает заповеди Христа и Моисея, не делая между ними различия. На самом же деле Христос в своих проповедях оппонирует Моисею, утверждая, что он дает Новый Закон, взамен прежнего.
Церковная трактовка христианского учения освобождает человека от ответственности за свои деяния. Главное молиться, исполнять обряды и надеяться на загробную жизнь в раю. А в этом мире, грешном и порочном, можно жить, как придется, - Христос своими страданиями искупил все грехи человечества. Вот эта логика мне всегда была непонятна и не близка. Ни разумом ни сердцем я не принимал эти истины. Как можно "вкушая Тело и Кровь Христа" (хлеб и вино в обряде причастия) приобщиться благодати? В этом видны корни каких-то языческих жертвоприношений.
Очищенное от церковной догматики учение Христа предстает абсолютно ясным и убедительным. Пророк четко определил причины существования зла на земле и сформулировал этические нормы, следуя которым люди избавятся от страданий. Суть послания Христа людям в том, чтобы они перестали руководствоваться низменными инстинктами, жить жизнью животных, а стали разумными людьми.
Толстой разоблачает также миф о загробной жизни. По его словам, Христос нигде не говорит о личном воскресении, а также никому не обещает личного бессмертия. Напротив, возражая фарисеям, он утверждает, что восстановление жизни не может быть плотским и личным. Вечная жизнь возможна только в Боге. Человек достигает бессмертия, делая добро, посвящая свою жизнь служению людям.
Выдвигая на первый план этическую сторону христианства, мы неизбежно приходим к пониманию, что вера, не подтвержденная делами, не является истинной верой. Это просто маска, прикрывающая лицемерную личность. Во все времена мошенники,  воры, душегубы были весьма набожны. Чем больше они грешили, тем больше молились. Истинный христианин не тот, кто усердно соблюдает церковные обряды, а тот, кто служит людям, человечеству - сыну человеческому.
Обман церкви состоит в том, что она, отодвинув на дальний план этическую сторону христианского учения, подменила его метафизикой христианства. Все эти мифы по ад и рай, воскресение, вечную жизнь, Троицу и тому подобное стали главными темами религии, а вера в эти мифы - сутью мировоззрения истинного христианина. Эта подмена не была случайной. Дело в том, что христианство - это, по сути, протест против всякой власти. Следование заповедям Христа означает отказ от участия в насилии в любой его форме. Но без насилия нет государства. Церковь же была и есть учреждение созданное людьми для господства над людьми. Она как прежде, так и сегодня, одобряет суды, казни, войны - все, против чего выступал Христос.
Размышляя о том, приблизились ли люди к Богу со времен Христа, не могу ответить определенно. В благополучных странах, конечно, нравы стали мягче. Отменили смертную казнь. Допускают альтернативную военную службу. Люди накормлены и обеспечены основными атрибутами современной жизни, имеют возможность посвящать себя общественно-полезным делам. Но большая часть жителей планеты по-прежнему занята борьбой за выживание. В этой борьбе, как и тысячи лет назад, люди стремятся достичь собственного благополучия путем обмана, ограбления, убийства себе подобных.
Две тысячи лет назад на земле появился пророк, не небесный житель, а обычный человек, который указал людям путь к избавлению от зла: (1) не гневайся, (2) не прелюбодействуй, (3) не клянись, (4) не мсти, (5) люби чужих, как своих. И не будет зла на Земле.
Но, как говорил Будда, это слишком просто, чтобы вы могли это понять.

Лев Толстой, церковь, этическая система, религия, христианство

Previous post Next post
Up