О классификации бизнес-процессов

Sep 29, 2014 12:44

.
.
.
.
.
Недавно я проводил вебинар о процессах управления ... Принято делить все процессы компании на четыре группы:
  • Основные процессы,
  • Обеспечивающие процессы,
  • Процессы развития,
  • Процессы управления.
Из всех этих групп самой "загадочной" являются процессы управления. Когда дело доходит до систематизации процессов компании, на процессах управления многие спотыкаются. Не ясно, как их правильно определить и классифицировать.
Об этом шла речь на вебинаре.
После вебинара слушатели присылали вопросы. На некоторые из них отвечаю в блоге, поскольку это может быть интересно многим.


***
Павел пишет: "В качестве одного из примеров процесса управления приведён процесс управления денежными средствами. На мой взгляд процесс платежей больше подходит под определение обеспечивающего процесса. Почему и по каким критериям он отнесён к процессам управления?"
Обслуживающий процесс всегда направлен на удовлетворение каких-либо потребностей "внутреннего клиента". Примерами таких процессов может быть обслуживание запросов пользователей в ИТ-службу или оформление договора с заказчиком юридической службой по запросу коммерческого отдела. Представляется, что процесс проведения платежей финансовой службой тоже может быть отнесен к обслуживающим процессам, поскольку он обслуживает заявки "внутренних клиентов" на оплату счетов. Однако здесь имеется отличие от приведенных выше примеров обслуживающих процессов, поскольку в этом случае финансовая служба распределяет ресурсы между заявителями, руководствуясь определенными целевыми показателями по ликвидности, краткосрочным финансовым планом и определенными критериями. Таким образом, в этом процессе присутствуют все элементы управления: целеполагание, планирование, мониторинг, анализ и принятие решения.



Мы видим, что рассматриваемый процесс является процессом управления финансовыми ресурсами на оперативном уровне. Вообще процессы управления можно "распознать" по наличию цикла, представленного на схеме. Никакие другие типы процессов не содержат элементов целеполагания и принятия решения относительно целей и планов. Это особенность только процессов управления. Например, процесс производства не может изменить план производства. Это может сделать только процесс управления производством. Процесс обслуживания пользователей информационной системы не может изменить правила и нормативы обслуживания. Вместе с тем, процесс оперативного управления денежными средствами формирует и корректирует план платежей в ходе его исполнения.

***
Спрашивает Наталья: "К каким процессам правильнее отнести аналитические процессы маркетинга:  анализ цены, конкурентов, продаж в различных разрезах, продукта (тот ли продукт, нужны ли изменения).
Маркетинг - это общее название большой группы процессов, среди которых есть основные процессы, процессы развития и процессы управления. О системе маркетинга есть вебинар, в ходе которого я говорю о процессах и структуре маркетинга. Поэтому, не вдаваясь в детали, скажу, что исследования клиентов, конкурентов, анализ собственных продаж - все эти процессы относятся к процессам управления. Их нельзя отнести к основным процессам, поскольку их результаты не входят в цепочку ценности, создаваемой для клиента. Результатами этих процессов являются знания о рынке и успешности нашей модели действий на рынке. Эти знания позволяют нам действовать более сфокусировано, прицельно,  эффективно, добиваться лучших результатов в бизнесе.

бизнес-процессы, процессно-ориентированное управление, управление процессами

Previous post Next post
Up