Осмысление множества проектов управленческого консалтинга привело меня модели, которая обобщает прежде разрозненные фрагменты знаний. Большинство моих проектов можно отнести к одному из следующих типов:
- Создание системы планирования, контроля и анализа финансово-экономических показателей (это принято называть бюджетированием и управленческим учетом).
- Создание системы управления процессами, в которых выделяются показатели результативности, эффективности, качества. Процессы различные: продажи, производство продукции, обслуживание клиентов, управление финансами, но методические подходы общие.
- Построение системы стратегического управления, которая включает долгосрочные цели, показатели, стратегические мероприятия, процедуры планирования и контроля показателей деятельности компании. Такая система обеспечивает целенаправленность всех действий компании в соответствии с определенными стратегическими целями.
- Построение системы материального стимулирования сотрудников на основе показателей их деятельности, так называемые KPI.
За всеми этими управленческими моделями стоит некий общий подход, суть которого можно описать в виде цикла управления:
- Определение целей и критериев их достижения,
- Установление целевых показателей (планирование),
- Контроль показателей и анализ результатов деятельности,
- Приятие решений в случаях обнаружения отклонений.
Другими словами, во всех этих моделях процессы управления организацией выстраиваются на основе целеполагания. В связи с этим подходом получило распространение такое понятие как "целевое управление". Это словосочетание по существу является парадоксальным, поскольку трудно вообразить себе "нецелевое управление". Более содержательным представляется понятие "контроллинг" в широком смысле этого термина. Существует большое множество определений контроллинга, зачастую противоречащих друг другу. Я определяю контроллинг как подсистему управления, обеспечивающую направленность движения компании к ее стратегическим и оперативным целям. Вот мое определение.
Контроллинг - это подсистема управления компанией, включающая в себя:
- структурированное описание целей деятельности (собственно выбор целей находится за пределами контроллинга);
- отражение этих целей в виде показателей (при этом для каждой цели подбирается подходящая метрика и вырабатывается процедура измерения);
- установление целевых значений показателей на определенный период (планирование);
- регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей;
- анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых;
- принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.
Назначение контроллинга - построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.
Система контроллинга включает три уровня:
- Стратегический контроллинг
- Оперативный контроллинг
- Контроль показателей деятельности сотрудников
В оперативном контроллинге выделяются "проекции" - подмножества целей и показателей, соответствующие различным управленческим моделям. Одна из них представляет финансово-экономический комплекс управления, другая соответствует представлению компании как совокупности процессов, третья дает "маркетинговый" взгляд на деятельность компании и т.д.
Архитектуру системы контроллинга я описал в
статье.
Эта концепция контроллинга позволяет расставить все по своим местам. Каждый проект организационного развития компании находит свое место и границы, приобретает четко определенные связи с другими проектами.