Об "архитектуре" контроллинга

Feb 12, 2011 20:37



Осмысление множества проектов управленческого консалтинга привело меня модели, которая обобщает прежде разрозненные фрагменты знаний. Большинство моих проектов можно отнести к одному из следующих типов:
  1. Создание системы планирования, контроля и анализа финансово-экономических показателей (это принято называть бюджетированием и управленческим учетом). 
  2. Создание системы управления процессами, в которых выделяются показатели результативности, эффективности, качества. Процессы различные: продажи, производство продукции, обслуживание клиентов, управление финансами, но методические подходы общие. 
  3. Построение  системы стратегического управления, которая включает долгосрочные цели, показатели, стратегические мероприятия, процедуры планирования и контроля показателей деятельности компании. Такая система обеспечивает целенаправленность всех действий компании в соответствии с определенными стратегическими целями. 
  4. Построение системы материального стимулирования сотрудников на основе показателей их деятельности, так называемые KPI.   
За всеми этими управленческими моделями стоит некий общий подход, суть которого можно описать в виде цикла управления:
  • Определение целей и критериев их достижения,
  • Установление целевых показателей (планирование),
  • Контроль показателей и анализ результатов деятельности,
  • Приятие решений в случаях обнаружения отклонений.
Другими словами, во всех этих моделях процессы управления организацией выстраиваются на основе целеполагания. В связи с этим подходом получило распространение такое понятие как "целевое управление". Это словосочетание по существу является парадоксальным, поскольку трудно вообразить себе "нецелевое управление". Более содержательным представляется понятие "контроллинг" в широком смысле этого термина. Существует большое множество определений контроллинга, зачастую противоречащих друг другу. Я определяю контроллинг как подсистему управления, обеспечивающую направленность движения компании к ее стратегическим и оперативным целям. Вот мое определение.

Контроллинг - это подсистема управления компанией, включающая в себя:
  • структурированное описание целей деятельности (собственно выбор целей находится за пределами контроллинга);
  • отражение этих целей в виде показателей (при этом для каждой цели подбирается подходящая метрика и вырабатывается процедура измерения);
  • установление целевых значений показателей на определенный период (планирование);
  • регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей;
  • анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых;
  • принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.
Назначение контроллинга - построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений. 
Система контроллинга включает три уровня:
  • Стратегический контроллинг
  • Оперативный контроллинг
  • Контроль показателей деятельности сотрудников
     


В оперативном контроллинге выделяются "проекции" - подмножества целей и показателей, соответствующие различным управленческим моделям. Одна из них представляет финансово-экономический комплекс управления, другая соответствует представлению компании как совокупности процессов, третья дает "маркетинговый" взгляд на деятельность компании и т.д.
Архитектуру системы контроллинга я описал в статье.
Эта концепция контроллинга позволяет расставить все по своим местам. Каждый проект организационного развития компании находит свое место и границы, приобретает четко определенные связи с другими проектами.

bsc, kpi, сбалансированная система показателей, стратегический контроллинг, ССП, целевое управление, стратегическое управление, оперативный контроллинг, стратегия

Next post
Up