я всю методику не смогу внятно изложить, расскажу немного, что я сама делаю
1. ключевая вещь - это концентрация на том, что читаешь. основная проблема - то, что называется daydreaming - когда витаешь мыслями в облаках, и вдруг обнаруживаешь, что прочитал несколько строк, и ничего не уловил-не понял, и приходится возвращаться. вот эти возвраты снижают резко и темп чтения, и понимание прочитанного.
2. читать нужно не по одному слову, проговаривая про себя, а группируя слова по 2-3, и при этом надо стараться не произносить внутри себя слова. по-русски я так и читаю, а по-английски мне пока сложно. но постепенно привыкаю
3. хорошо себе помогать указкой любого вида - ручкой, карандашом, хоть пальцем по странице - это, во-первых, психологически задает словно "фокус", где должен быть взгляд, во-вторых, задает темп скольжения по странице. в методике эта часть более подробно обосновывается - сначала объясняется, как обычно двигается глаз при чтении (он идет то вперед, то возвращается назад, то скачет снова вперед - именно такое движение утомляет и мешает воспринимать информацию), потом рассказывается, как должно происходить движение на самом деле. я не воспроизведу словами- там на картинках показывается, но общая идея - движение глаза идет плавно от строки к строке, зигзагами, как лыжник на склоне. и "указка" помогает задавать траекторию глазу.
4. те преподы, которые нам рассказывали про технику, очень рекомендовали делать при чтении "ментальные карты" - mind-map, на самом деле потрясающе удобная и полезная вещь. моментально концентрирует на том, что читаешь, и по-другому укладывается материал в голове.
5. есть еще техники сканирования - когда мельком просматриваешь то, что нужно прочитать, пытаясь ухватить общий смысл - идею текста. очень полезно (для меня) оказалось начинать именно с этого, когда я пытаюсь представить "карту" - как буду располагать разные части информации
6. есть техника "skimming" - словно "выжимка" текста, когда ищешь разделы-части-места-информацию по четко заданному критерию - надо, допустим, в 30 страничном сплошном тексте кейса найти раздел про расходы или подходы к рекламной компании.
сопутствующие факторы
1. нужно делать перерывы через каждые 30-40-45 минут. ненадолго. я ставлю таймер сначала на 30(40) минут, потом в перерыве, если я дома, я ставлю опять-таки таймер на 5-10 минут, и мою посуду партиями, могу помыть пол, опять-таки партиями, могу просто потянуться-подвигаться. на следующей неделе "приедут" из дома кроссовки, в большие перерывы начну понемногу бегать. если учусь в библиотеке - просто спускаюсь в буфет, наливаю воды в бутылку, и возвращаюсь назад.
2. полезно читать в сопровождении негромкой музыки, обязательно без слов, классика. идеально моцарт. есть даже сайт, где продается специальная подборка такой музыки, которая генерирует определенную частоту и типа стимулирует мозг определенным образом. называется "эффект моцарта". если будет интересно -
http://mozarteffect.com/. я не покупала - бюджет студента не выдерживает такой нагрузки ))
3. как говорят, одна из причин потери концентрации и усталости - это обезвоживание. надо пить воду понемногу, но много в день, и в период чтения. кофе и чай не заменители. кофе наоборот - обезвоживает, поэтому оно не супер хорошо. у меня организм забастовал окончательно - отказывается его употреблять внутрь ))
4. еще серьезная проблема - это недостаток кислорода - тоже влияет на концентрацию. поэтому - бег, ходьба, велосипед, йога, дыхательные штуки.
тренировка
1. тренировать технику нужно на текстах, не критически важных )) - 3-5 минут два раза в день в течение 21 дня - для формирования привычки и тренировки навыка. сначала "понимание" и восприятие текста, понятное дело, резко падает (в полноценно выполняемой технике). потом (говорят - проверю на опыте) восстанавливается и даже улучшается, потому что повышается способность к концентрации.
2. с непривычки устают так работать глаза (без возвратов и "горнолыжным спуском"). поэтому - по 5 минут за раз
3. первую тренировку начинать надо с подсчета количества слов, читаемых в нормальном темпе - засекается 1-2 минуты, и считается, сколько слов. цель - увеличить минимум в два раза без потери (в конце тренировочного периода в 21 день) уровня понимания текста.
4. поразительно то, что я даже учебные тексты стала читать совершенно по-другому - я четко отслеживаю потерю концентрации на материале, и возвращаюсь к нему. ну и рисование помогает сильно. почему-то у меня оно работает как четкий концентрирующий фактор. в общем, если в начале учебы статья (глава учебника) в 20 страниц английского текста некрупным шрифтом у меня занимала 2.5-3 часа, сейчас вместе с рисованием "карты" - где-то 1.5 часа в среднем. учитывая, что в неделю надо прочитывать и переваривать порядка 400 страниц, ускорение чтения сильно помогает.
на всякий случай - ссылка на сайт конторы, которая нас тренировала -
http://www.illumine.co.uk/index.php?r= (он английский, там много всего, не уверена, что полезен, но так, для полноты информации, что называется)