[страница 63]
В то время, когда генерал Бисселл принял командование Десятой Воздушной Армией, генерал Бреретон и сопровождавший его персонал официально не были освобождены от службы на театре военных действий в Китае, Бирме и Индии. 22 августа генерал Стилвелл был уведомлен, что генерал Адлер не будет возвращен на театр военных действий. {46} Неделю спустя генерал Стилвелл напомнил генералу Маршаллу, что никаких приказов относительно генерала Бреретона или генерала Адлера получено не было, и попросил разъяснить статус штабных офицеров, боевых расчетов и транспортных экипажей Десятой Воздушной Армии, которые тогда уже служили на Ближнем Востоке.{47} Более чем через две недели от генерала Маршалла пришло сообщение, в котором говорилось, что штабные офицеры будут постоянно назначены на Ближний Восток и что отдаются приказы об освобождении их от службы в Десятой. Он добавил, что воздушный эшелон 9-й бомбардировочной эскадрильи и транспортные экипажи продолжат временное дежурство на Ближнем Востоке, но наземные экипажи будут возвращены в Индию в течение месяца.{48}
Генерал Бисселл провел тщательное обследование личного состава своей воздушной армии, и как только он узнал, что отсутствующие офицеры не будут возвращены, он обратился с просьбой о дополнительном персонале для их замены.{49} Он решил организовать все боевые подразделения в Индии в оперативную авиагруппу, сопоставимую с той, что действует в Китае, и назначить полковника Хейнса ее командующим.{50}
[страница 64]
[Когда активация Индийской Оперативной Авиагруппы будет завершена, Десятая Воздушная Армия будет состоять из Китайской Оперативной Авиагруппы под командованием генерала Ченнолта, Индийской Оперативной Авиагруппы под командованием полковника Хейнса, Американской Авиабазы Карачи [Karachi American Air Base] под командованием генерала Брэди [Brady], Командования Воздушного Обслуживания под командованием полковника Оливера и Индийско-Китайского Перегоночного Командования [India-China Ferry Command]] под командованием генерала Роберта Тейта [Robert Tate], который сменил генерала Найдена после его отъезда в Соединенные Штаты.{51} Организация была хорошо спланирована, и различными подразделениями командовали способные офицеры, но штабы командований, особенно двух оперативных авиагрупп, нуждались в опытных штабных офицерах.
Во время этих усилий по укреплению организации Десятой Воздушной Армии в Индии возник кризис, который грозил разрушить все планы американских операций в этой стране и который, по прошествии месяцев, поставил множество препятствий на пути развития американской авиационной мощи на всем театре военных действий. Агитация за политическую автономию в Индии усилилась с начала войны в Европе. Политика Ганди «покиньте Индию» ["quit India"] и провал миссии Криппса в первые месяцы 1942 года привели к тупику. 9 августа, за несколько дней до вступления генерала Биссела в должность, Ганди, Неру, Азад и другие лидеры партии Конгресса были арестованы британцами. Сразу же последовали отдельные беспорядки.{52} Был нанесен значительный ущерб общественной собственности, а организованные саботажники полностью нарушили транспорт и связь на больших территориях, повредив железные дороги, мосты, телеграфные и телефонные линии и многие другие коммунальные службы. {53} Забастовки достигли такой степени, что многие крупные строительные проекты были остановлены. Британские чиновники настаивали на том, что ситуация несерьезная и что проблемы скоро утихнут. Однако, поскольку беспорядки и забастовки продолжались в течение нескольких недель без каких-либо признаков спада, американцы начали беспокоиться о серьезности общей политической ситуации и ее влиянии на развитие необходимых объектов.{54} К концу года условия немного улучшились, но беспорядки никоим образом не прекратились.
[страница 65]
То, что не произошло никаких серьезных проблем с участием американских войск, является заслугой как людей, так и их лидеров. Когда первые американцы прибыли в Индию, местные жители тайно распространяли среди них пропагандистские листовки, пытаясь заручиться их симпатией к делу независимости Индии. Солдат предупредили, чтобы они не вмешивались в дела страны, и мало кто был склонен, каковы бы ни были их симпатии к индийцам, поддерживать тактику обструкционизма в то время, когда японское вторжение в Индию все еще оставалось возможным. {55}
Японцы и немцы пытались посеять неприязнь между коренными жителями и американцами, транслируя пропаганду на местных языках, утверждая, что американцы находятся в Индии, чтобы остаться, и будут проводить политику эксплуатации страны и ее народа.{56} Когда беспорядки достигали своего пика, многие американские командиры станций ограничивали [[свободу передвижений]] войск территорией своего лагеря, чтобы избежать неприятностей.{57} В результате политики «невмешательства» неприятных инцидентов удалось избежать, и отношения между американскими солдатами и коренными жителями продолжились на дружеской основе.{58}
Приближение конца сезона муссонов обнаружило, что проблема перегоночного маршрута все еще не решена, и китайские чиновники открыто выражали недовольство полученными результатами. Китайцы были ранее проинформированы об американских планах задействовать 75 самолетов на рейсе из Динджана в Куньмин, но поскольку недели проходили без прибытия новых транспортных средств, они усомнились в искренности данных обещаний и возобновили свои намеки на то, что если проблеме поставок не будет уделено больше внимания, китайцы будут вынуждены прекратить сопротивление. {59} Генерал Стилвелл напомнил им об ограничениях воздушного транспорта и попытался убедить их, что проблему поставок можно решить, только открыв порт Рангун и Бирманскую дорогу.
[страница 66]
[Таким образом, он стремился использовать] возможность, чтобы надавить на аргументы в пользу ранее представленного предложения об обучении китайских войск в Индии, предложения, еще не одобренного генералиссимусом.{60}
Чиновники Военного Министерства в Вашингтоне, обеспокоенные отношением китайцев, выразили беспокойство по поводу явного отсутствия прогресса в развитии грузового маршрута. В качестве возможного решения генерал Маршалл через генерала Арнольда в конце июля представил на рассмотрение генерала Стилвелла план, согласно которому China National Airways Company (CNAC) будет иметь полный контроль над всеми полетами из Индии в Китай.{61} Армейские самолеты и пилоты продолжат служить с самолетами CNAC и гражданскими пилотами. Генерал Стилвелл посчитал этот план несостоятельным и рекомендовал отказаться от него.{62} Он объяснил, что китайское правительство владеет 55 процентами акций CNAC и в соответствии с существующим законодательством может взять на себя управление любой корпорацией в Китае. CNAC подчинялся Министерству Комуникаций Китая, которое, по мнению генерала Стилвелла, было больше озабочено обслуживанием второстепенных китайских коммерческих воздушных маршрутов, чем транспортировкой, необходимой для ведения войны. Он считал несправедливым, чтобы военные работали вместе с гражданскими лицами, которые получали больше за ту же работу, и утверждал далее, что в зонах боевых действий военные не должны находиться под гражданским контролем. Наконец, он утверждал, что такой шаг был бы признанием того, что ВВС США потерпели неудачу, и позволил бы CNAC присвоить себе заслугу за сложное планирование, организацию, строительство и развитие, которые ВВС уже проделали на маршруте Динджан-Куньмин.{63}
Однако генерал Стилвелл считал желательным, чтобы CNAC продолжала работать, если ее деятельность может быть [ограничена] перевозкой [необходимых материалов].
[страница 67]
Его операторы были опытными и эффективными, и считалось, что дух соперничества между CNAC и Перегоночным Командованием приведет к большим достижениям обеих организаций. Однако тенденция со стороны китайского Министерства Коммуникаций чисто коммерческой деятельностью привела к тому, что генерал Стилвелл предложил заключить соглашение с китайцами об аренде всех самолетов CNAC ВВС, чтобы гарантировать, что они будут использоваться только для перевозки важных грузов.{64}
План передать управление маршрутом [[в пользу]] CNAC был немедленно отклонен из-за возражений генерала Стилвелла. Затем ему было разрешено попытаться заключить контракт с Генералиссимусом на все транспортные перевозки CNAC по ленд-лизу. Также было дано разрешение нанимать гражданских пилотов вплоть до [[звания? должности? в оригинале "grade of captain"]] капитана. Ему сообщили, что дополнительный хорошо обученный персонал для транспортной службы недоступен, но генералу Бреретону было поручено вернуть все транспорты, которые не были срочно необходимы на Ближнем Востоке.{65} [k4: ха! так он и вернул, дв... ]
7 августа генерал Стилвелл уведомил Военное Министерство, что Генералиссимус в принципе согласился с предложенным транспортным соглашением. Однако, когда не последовало уведомления об окончательном урегулировании, генералу Стилвеллу был задан вопрос о том, будет ли он рекомендовать продолжение выделения китайцам транспортных самолетов по ленд-лизу или считает, что все имеющиеся транспорты должны быть доставлены 1-й Перегоночной Группе.{66} Генерал Стилвелл ответил: «Я не считаю, что какие-либо дополнительные выделения китайцам транспортных самолетов по ленд-лизу должны быть осуществлены после выполнения текущих обязательств. ... Любые дополнительные транспорты должны быть выделены Перегоночному Командованию, чтобы предотвратить возможность их отвлечения от невоенных целей. ... [Американский контроль над воздушным сообщением и Перегоночным Командованием является наиболее важным».{67}]
ПРИМЕЧАНИЯ:
46. CM-OUT-6968 (22 Aug,. 42), Marshall to Stilwell, #122, 22 Aug. 42.
47. CM-IN-11424 ( 30 Aug 42), Stilwell to Marshall, [AMMISCA 6A], 23 Aug. 42.
48. Ниже приведен список офицеров штаба Десятой Воздушной Армии и их назначения в Девятой Воздушной Армии:
Бригадный генерал Элмер Адлер Командующий Воздушным Обслуживанием
Полковник Виктор Х. [Штрах ... ] Начальник штаба
Майор Льюис [?.] Хоббс Адъютант
Подполковник [Э]. [?.] Бэкус Командующий 12-й бомбардировочной группой [k4: это тот, кто над Явой рассекал на A-24 ]
Подполковник К. В. Уитни Помощник G-2 [k4: это никто иной, как
Корнелиус Вандербильт Уитни, "владелец заводов, газет, пароходов", немножко "скаковых лошадей", и судя по всему, один из мажоритарных акционеров кампании Pan Am ; Бреретон
поминал его в мемуарах, но круг его обязанностей никак не очертил ]
Майор Ричард [?] [Пирс] Хирург, Командование Воздушного Обслуживания
Капитан Дэвид [H]. Лайкс Офицер связи, Командование Воздушного Обслуживания
1-й лейтенант Джозеф Т. Джонсон Адъютант штабного звена
1-й лейтенант Джон [?.] Фелтон Адъютант
[ The following is a list or staff officers from the Tenth Air Force and their assignments with the Ninth Air Force:
Brig. Gen. [Elmer ?.] Adler Air Service Commander
Col. Victor H. [Strah ... ] Chief of Staff
Maj. Lewis [?.] Hobbs Aide-de-Camp
Lt. Col. [E]. [?.] Backus CO, 12th Bombardment Group
Lt. Col. C. V. Whitney Asst. G-2 [k4!!!]
Maj. Richard [?] [Pierce] Surgeon, Air Service Command
Capt. David [H]. Likes Communications officer, Air Service Command
1st Lt. Joseph T. Johnson Adjutant Hq. Flight
1st Lt. John [?.] Felton Aide-de-Camp]
Качество исходного документа весьма хреновое, читается плохо, но списочек весьма важный:
See CM-IN (Unnumbered) (18 Sep. 42). Maxwell to AGWAR [1398], 13 Sep. 42; CM-OUT-[5987] (17 Sep 42), Marshall to Stilwell, 1313, 16 Sep. 42.
49. CM-IN-[10969] (25 Sep. 42), Bissell to AGWAR, #Aquila 5130 A, 24 Sep. 42.
50. Ibid.
51. History of India-China Ferry Command (1942).
52. CM-IN-3197 (9 Aug. 42), Donovan to Sec. of State, #521, 9 Aug. 42.
53. CM-IN-[3896] (11 Aug. 42), Osmun to MILID ,[ ... ] 459, 11 Aug. 42; CM-IN-4983 (14 Aug. 42), Osmun to MILID,[ ... ] 463, 13 Aug. 42; CM-IN-7923 (21 Aug. 42), Stilwell to AGWAR, [AMMISCA] 49, 19 Aug. 42; CM-IN-3509 (23 42), Stilwell to AGWAR, [AMMISCA] 54, 21 Aug. 42; CM-IN-8551 (23 Aug. 42), Stilwell to AGWAR, [AMMISCA] 55, 22 Aug. 42; CM-IN-11527 (30 Aug. 42), Stilwell to AGWAR, [AMMISCA] 66, 29 Aug. 42.
54. CM-IN--[5837] (17 July 42), Osmun to MILID, [ ... ] 365, 15 July 42; CM-IN-5654 (16 July 42), Osmun to MILID, [ ... ] 369, 16 July 42; CM-IN-[6069] (13 July 42), Osmun to MILID, [ ... ] 374, 17 July 42; CM-IN-4933 (14 Aug. 42), Osmun to MILID, [ ... ] 463, 13 Aug. 42; CM-IN-[8509] (23 Aug. 42), Stilwell to AGWAR, [AMMISCA] 54, 21 Aug. 42; CM-IN-11024 (29 Aug. 42), Stilwell to Marshall, [AMMISCA] 67, 29 Aug. 42; Export on Hindustan Plant, sgd. by Col. Frederick D. Sharp, [OSS], 2 Nov. 1942, based on interview with W. D. Pawley, British Empire (India) 9505.
55. Pocket Guide to India, "War and Navy Depts., Washington, D. C, 1942, 37.
56. Tenth Air Force, Intelligence Summaries.
57. CM-IN-11024 (29 Aug. 42), Stilwell to Marshall, AMMISCA 67, 29 Aug. 42; History of Headquarters, Tenth Air Service Command (1942); History of 3d Air Depot (1942).
58. CM-IN-6211 (17 Aug. 42), Stilwell to AGWAR, AMMISCA 46, 16 Aug. 42; Herbert I. Matthews in Hew York Times, 18 Nov. 1942, 29 and 30 Dec. 1942; interview with Col. Reuben C. Hood, 27 Apr. 1943.
59. Ниже приведен типичный пример метода, используемого Чан Кайши для оказания давления: «Генералиссимус получил информацию из Вашингтона о том, что 50 транспортов с 4 двигателями, которые должны были заменить двухмоторные транспорты для авиаперевозок, не будут предоставлены. Это верно? Если так, то Генералиссимус заявляет, что результат неспособности поддерживать эффективные коммуникации между Китаем и внешним миром будет иметь самые серьезные последствия для будущего ведения войны Китаем. Генералиссимус просит ответа».
CM-IN-5722 (21 May 42), Bissell to AGWAR, AMMISCA 720, 21 May 42; CM-IN-6551 (20 June 42), Wheeler to AGWAR, #347, 19 June 42.
60. Одобрение плана генерала Стилвелла по подготовке китайских сухопутных войск в Индии было получено в конце сентября.
CM-IN-10253 ( 24 Sep. 42), Stilwell to Stimson and Marshall, [ ... ]. 1177, 22 Sep. 42; CM-IN-10732 (25 Sep. 42), Stilwell to Arnold and Marshall, [AMMISCA] 1182, 24 Sep. 42.
61. CM-OUT-7035 (25 July 42), Arnold to Stilwell, [ ... ] 1070, 24 July 42.
62. CM-IN-06l7 (2 Aug. 42), Stilwell to Arnold and Marshall, #AMMISCA 113, 1 Aug. 42.
63. Ibid.
64. Ibid.; CM-IN-7379 (21 July 42), Stilwell to AGWAR, AMMISCA 960, 19 July 42.
65. CM-CUT-1354 (5 Aug. 42), Marshall to Stilwell, AGWAR 1141, 5 Aug. 42
66. CM-IN-2438 ( 7 Aug. 42), Stilwell to AGWAR, [AMMISCA] 1036, 7 Aug. 42. CM-OUT-[0068] (1 Sep. 42), Ulio to Stilwell, #AGWAR 3, 31 Aug. 42.
67. CM-IN-10732 (25 Sep. 42), Stilwell to Arnold and Marshall, AMMISCA 1132, 24 Sep. 42.
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].