[страница 49]
Глава III
НАД ГОРБОМ
Когда генерал Бреретон отправился на Ближний Восток, его бывший начальник штаба генерал Найден сменил его на посту командующего Десятой Воздушной Армией.{1} Наиболее неотложными из многих проблем, с которыми он столкнулся, были проблемы, связанные с созданием и снабжением предлагаемой Китайской Оперативной Авиагруппы. Предыдущие обсуждения между британскими и американскими властями относительно миссии Десятой Воздушной Армии показали, что в то время как британцы считали оборону Индии важнейшей задачей, американцы уделяли большое внимание поддержке Китая с воздуха. С начала 1941 года Соединенные Штаты были привержены политике помощи Китаю, и AVG стали для китайцев важнейшим символом этой политики. Было согласовано присоединение ["induction"] AVG [[к американским вооруженным силам]], и Чан Кайши было дано обещание, что Соединенные Штаты «продолжат снабжать китайский сектор фронта против общего врага, Японии, постоянным и увеличивающимся потоком поставок, самолетов и людей».{2}
Генерал Маршалл сообщил Генералиссимусу в апреле, что Америка не желает предпринимать никаких действий, которые могли бы повлиять на боевую эффективность AVG, и что группа была «организована для использования в Китае или для поддержки Китая, и ее активация в качестве американского подразделения «не изменит эту миссию».{3}
Проектируемая Китайская Оперативная Авиагруппа [China Air Task Force, CATF], которая должна была заменить AVG в Китае после присоединения последней, должна была состоять из 23-й группы перехватчиков и небольшого отряда средних бомбардировщиков. AVG после присоединения должна была стать частью 23-й группы.
[страница 50]
[Хотя на административном совещании, состоявшемся в штаб-квартире Королевских ВВС в Дели] 15 марта, на котором присутствовали генералы Найден и Брэди, было согласовано, что Соединенные Штаты не смогут управлять военно-воздушными силами в Китае в течение как минимум шести месяцев,{4} 4 июля было установлено в качестве предварительной даты присоединения AVG и активации Китайской Оперативной Авиагруппы.{5} Считалось, что к тому времени 23-я группа сможет быть достаточно приближена к утвержденной численности, чтобы принять на себя функции добровольческого подразделения. Китайская Оперативная Авиагруппа, а следовательно, и 23-я группа перехватчиков, должны были быть приписаны к Десятой Воздушной Армии, но для предотвращения любой возможной потери эффективности до 4 июля подразделения 23-й группы по мере их прибытия в Китай присоединялись к AVG и, следовательно, находились под контролем генерала Ченнолта.{6}
Некоторое время казалось, что дата введения ознаменует конец контроля генерала Ченнолта над действиями в Китае. Генерал Бреретон планировал назначить генерала Найдена командующим Китайской Оперативной Авиагруппой, генерал Ченнолт отвечал бы за истребители, а полковник Хейнс - за бомбардировщики.{7} Это поставило бы генерала Ченнолта в относительно несолидное положение ["relatively unimportant position"], поскольку его превосходили бы и генерал Найден, и генерал Бисселл, который был при штабе генерала Стилвелла в Чунцине. Генерал Ченнолт за годы своей исключительной службы добился большого авторитета в Китае и пользовался обширными полномочиями. Его слово имело вес у Генералиссимуса и мадам Чан Кайши, а также у других правительственных чиновников. Для многих людей в неоккупированном Китае он был идолом.{8}
[страница 51]
[Пройти мимо него на этом этапе означало бы рискнуть их доброй волей. Генерал Стилвелл, на чьей рекомендации, вероятно, основывалось окончательное решение, знал обстановку в Китае и отрекомендовал] генералу Ченнолту командовать новой оперативной группой. Отъезд генерала Бреретона на Ближний Восток и принятие генералом Найденом командования Десятой Воздушной Армией открыли путь для такого решения. 23 июня, через два дня после того, как генерал Бреретон покинул Дели, генерал Стилвелл объявил прессе, что генерал Ченнолт останется руководителем воздушных операций против японцев в Китае. Было также объявлено, что полковник Хейнс будет командовать бомбардировочным подразделением, а полковник Скотт будет командовать истребителями.{9}
Ввод в действие AVG оказался сложной проблемой, и конечный результат был несколько разочаровывающим. Когда было решено, что группа будет принята в USAAF, надеялись и ожидали, что переход может быть осуществлен без серьезных потерь личного состава и без значительного влияния на боеспособность подразделения, которое так хорошо продемонстрировало, что американские летчики, летающие на американских самолетах, могут более чем выстоять против японцев. Однако за несколько недель до 4 июля стало очевидно, что только немногие из персонала AVG примут призыв.
Комиссию по призыву AVG возглавлял генерал Ченнолт, в нее входили доктор Томас Джентри [Dr. Thomas Gentry], хирург AVG, и следующие офицеры Десятой Воздушной Армии: полковник Гомер Сандерс [Homer Sanders], подполковник Уолтер Урбах [Walter Urbach], майор Эдгар Дж. Ингмайер [Edgar J. Ingmire] и капитан Марк Т. Джилкисон [Mark T. Gilkison].{10} С самого начала на пути стояло несколько препятствий. Все мужчины были уставшими от войны и хотели вернуться в Соединенные Штаты для отдыха перед началом того, что могло оказаться еще одним длительным периодом службы за рубежом.
[страница 52]
[Из-за обещания Генералиссимусу, что боевая эффективность американских воздушных подразделений в Китае не будет, ухудшена, командование] не смогло обещать немедленные отпуска. Некоторые из мужчин были [недовольны] предложенными им званиями и предпочли занять высокооплачиваемые должности в China National Airways или на заводе Hindustan в Бангалоре.{11} Многие из пилотов были бывшими военнослужащими Флота и Корпуса Морской Пехоты и, естественно, предпочли вернуться в эти роды войск. Была предпринята попытка выяснить политику Флота относительно этой возможности, но времени было мало, и командование не могло брать на себя никаких обязательств, кроме как относительно Армии. Было некоторое недовольство тем, как проходило обучение, и это, вероятно, повлияло на решение нескольких мужчин, которые в противном случае согласились бы на переобучение. Прожив несколько месяцев без обычной армейской дисциплины, среди мужчин присутствовало определенное отвращение к тому, что стало считаться бесполезной формальностью. {12} Другие сотрудники, заразившись различными заболеваниями во время длительного пребывания в Бирме и Китае, не смогли пройти требуемый медицинский осмотр. В конце концов, [[лишь]] пять пилотов и небольшое количество наземных рабочих выбрали призыв.{13}
В результате численность военно-воздушных сил в Китае значительно сократилась, и возникла серьезная опасность, что уничтожение сил генерала Ченнолта даст японцам возможность нанести им сокрушительный удар. Китайская разведка обнаружила, что японцы планировали нанести удары по американским базам в день роспуска AVG. Пилоты 23-й истребительной группы узнали кое-что о тактике, применяемой генералом Ченнолтом, а полковник Скотт фактически летал в качестве ведомого в боевых миссиях AVG, чтобы узнать как можно больше, прежде чем принять командование.
[страница 53]
[Однако боевого опыта группы было недостаточно, чтобы гарантировать ее] способность успешно противостоять серьезному нападению противника. Поэтому пилотам AVG, которые не приняли призыв, были предложены особые поощрения, чтобы они оставались на дежурстве до прибытия новых замен. Примерно 20 из них согласились. Их работа была выполнена хорошо, и один из тех, кто погиб в течение этих дополнительных двух недель службы, был посмертно награжден армейской наградой, хотя официально он не был членом вооруженных сил Соединенных Штатов.{14}
Поэтому переход не был ни гладким, ни полностью успешным. Возможно, его можно было бы провести более тактично, но препятствия, с которыми столкнулась комиссия по призыву, были таковы, что ее нельзя было считать полностью ответственной за провал. Недостаточная коммуникация [k4: с кем? ], приведшая к отсутствию информации о точных мерах политики, несомненно, была [[также]] ответственна в какой-то степени.{15} С другой стороны, психическое состояние людей и, возможно, нежелание некоторых из них отказываться от возможностей высокооплачиваемой работы в пользу армейской зарплаты и армейской дисциплины были мощными факторами.
Будучи придатком Десятой Воздушной Армии Китайская Оперативная Авиагруппа столкнулась с теми же проблемами снабжения, плюс с некоторыми дополнительными трудностями. Само существование сил генерала Ченнолта зависело от успеха Десятой Воздушной Армии в развитии службы воздушных грузовых перевозок. И поскольку тоннаж, который можно было перевезти через Горб, был неизбежно ограничен, необходимо было отойти от ортодоксальных армейских практик и максимально использовать рабочую силу и материалы, которые уже были в наличии. Чтобы свести к минимуму количество американцев, необходимых в Китае, обычные функции ведения хозяйства были переданы китайцам.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Hq. 10th AF, CO #15, 26 June 1942; CM-IN-[8738] (26 June 42), Naiden to AGWAR; #Aquila [2382], 26 June 42.
2. CM-IN (Unnumbered) (4 Jan. 42), Magruder to AGWAR, [AMMISCA] 161, 2 Jan. 42.
3. CM-OUT-[ ... 46] (1 Apr. 42), Marshall to Brereton, #93, 1 Apr. 42.
4. Minutes of an Administrative Planning Conference held at Air Hq. (Delhi), 15 Mar. 1942, forwarded as "Papers relating to the [USAAF] in India, 1942," in shipment #18 from 9th AF.
5. CM-IN-[0629] ( 3 Apr. 42), [A ... A] to AGWAR #442, 2 Apr. 42.
6. Ibid.; CM-IN-5611 (8 June 42), [AMMISCA] to AGWAR, #[831], 17 June 42; CM-IN-7824 (23 May 42), Stilwell to AGWAR, [AMMISCA] 73, 27 May 42.
7. Ltr., Gen. Brereton to Gen. Arnold, 24 June 1942, in [??]-IV-D-4 India, Off. Services Div., [AC/AS], Plans.
8. Люди, с которыми генерал Ченнолт [общался], были единодушны во мнении, что он был превосходным лидером, и что люди, служившие под его началом, уважали и восхищались им. Генерал Бисселл сказал: «Ченнолт и другие творили чудеса с малым, но они не могут сделать невозможного».
CM-IN-5194 (19 May 42), Bissell to AGWAR, sgd. Stilwell, [AMMISCA] 707, 19 May 42.
Подполковник Джон Эллисон, который позже служил с генералом Ченнолтом, сказал: «Было удовольствием подчиняться Ченнолту. Он знал японцев и своим опытом спасал жизни».
Interview with Lt. Col. John Allison, 3 July 1943.
[Ноэль Р. Бэкон], бывший командир звена AVG, отдал должное большей части успеха AVG вдохновению, лекциям и обучению Ченнолта.
Interview with N.R. Bacon, 22 Apr. 1942.
Майор А. Дж. Баумлер, служивший в гражданской войне в Испании до отправки в Китай, сказал: «Он (Ченнолт), вероятно, один из отцов американской тактики перехвата... Японцы теперь более осторожны в отношениях с Ченнолтом».
Interview with Major Baumler, 24 Mar. 1943.
Полковник М. К. Купер, служивший начальником штаба Китайской оперативной группы ВВС, сказал: «Ченнолт полностью доверяет своим людям, и они не подвергают сомнению его решения, поскольку [чувствуют], что победят».
Talk by Col. Cooper in Gen. Johnson's stauff Meeting, 23 Dec. 1942, sgd. by Maj. H. C. Lint, in AAG 337 [ ... ] Conferences.
Майор [Марвин Нортон] сказал: «Я разговаривал со многими людьми, от рядовых до высших офицеров, и все, кто служил под началом Ченнолта, отзываются о нем с величайшим уважением. ... «Китайцы думают, что он практически сам Иисус Христос. ... Это просто [чудесно], что один человек может вызывать уважение и мысли стольких людей».
Interview with Major Norton, 16 Nov. 1942.
Полковник [ ... ] [Макнорланд] сказал: «Успех AVG во многом был обусловлен тактическим гением генерала [Ченнолта. По моему мнению, он один из лучших командиров авиации в мире. У него прекрасное чувство времени, и он знает японскую психологию».
Talk by Col. [ ... ] [MacNorland], Ord. Dept., 12 Feb. 1943, in US [90??], Interview and statements, in A-2 Library.
Полковник Гомер Л. Сандерс, бывший командир 51-й истребительной группы, сказал: «Он (Ченнолт) имел полную поддержку людей под его началом - все парни клянутся им».
Interview with Col. Sanders, June 1943.]
9. New York Times, 27 and 28 June 1942.
10. [SO ] 64, Hq. American Army Forces, China, Burma and India, in History of USAAF, India-Burma Sector, China-Burma-India Theater; unrecorded interviews of author with Col. C.[?]. Snow, 12 May 1944 and Maj. Gen. Clayton L. Bissell, 19 May 1944; interview with Col. Homer L. Sanders, June 1943.
11. История AVG действительно была замечательной. Хотя официальные данные недоступны, все статистические данные, которые были собраны, указывают на то, что американцы нанесли большой урон вражеским самолетам и пилотам, понеся при этом сравнительно небольшие потери. Хлипкая конструкция ранних моделей японских самолетов и отсутствие самозатягивающихся баков привели к гибели многих пилотов, которые в противном случае смогли бы выпрыгнуть с парашютом над безопасным местом. P-40 был прочным и имел самозатягивающиеся баки. Большинство пилотов P-40, которые были сбиты, смогли выпрыгнуть с парашютом и вернуться в бой. Бонусы были выплачены за уничтожение [287] японских самолетов, а генерал Ченнолт подсчитал, что были уничтожены [298]. Между тем американские потери в самолетах и людях были довольно низкими. Только 23 самолета были уничтожены японцами в воздушных боях, и только 12 пилотов погибли в результате действий противника.
CM-IN-1753 (6 July 42), Chungking to AGWAR, [#251], 6 July 42. See also summaries in Hotz, With General Chennault, and Whelan, the Flying Tigers.
12. Notes taken during conference between Col. Robinson, Col. [ ... yman], and Col. Pope, 14 July 1942 at Chungking, in History of USAAF, India-Burma Sector, China-Burma-India Theater; interview with George L. Paxton, 23 Aug. 1942; interview with Albert [E]. Nelson Bendix representative, 24 June 1943.
13. Пилотами, получившими офицерские звания в Китае, были Джон Г. Брайт, Дэвид Л. Хилл, Эдвард Ф. Ректор и Фрэнк Шиль-младший [John G. Bright, David L. Hill, Edward F. Rector, Frank Schiel, Jr.], которые стали майорами, и Чарльз [W]. Сойер [Charles [W]. Sawyer], который стал капитаном. Многие другие присоединились к воздушным силам после возвращения в Соединенные Штаты, и некоторые из них достигли выдающихся результатов. Бывшие пилоты AVG Грегори Бойингтон и Джеймс Х. Ховард [Gregory Boyington, James H. Howard] являются выдающимися примерами.
Ltr., Gen. Arnold to Gen. Chennault, 6 Nov. 1942, in AAG 312.1A, Operations Letters.
14. John [E]. Petach, Jr. See CM-OUT-9653 (31 Aug. 42), Marshall to Stilwell, #137, 31 Aug. 42.
15. Unrecorded interview of author with Gen. Bissell, 19 May 1944
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].