[страница 126]
Глава IX
ОПЕРАЦИИ В КОНЦЕ СЕНТЯБРЯ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сразу после прибытия в Индию, чтобы принять на себя командование военно-воздушными силами в индийско-бирманском секторе, генерал Стратемейер приступил к работе по координации всей воздушной деятельности в CBI. Однако вскоре он осознал некоторые недостатки назначения на театр военных действий с низким приоритетом, где между различными секторами приходилось поддерживать хрупкий баланс скудных военно-воздушных сил. Привыкнув судить о том, что [[и какие силы]] возможно послать в различные воздушные армии, он теперь оказался в плену требований Китая о подкреплениях, необходимости поддержания Десятой Воздушной Армии на уровне, позволяющем ей вести оборонительную деятельность и обязанности, а также исполнять [[свою]] роль в борьбе над Бирмой, а также неспособностью штаба авиации [Air Staff] направить авиационные подразделения в состав CBI. Он быстро понял, что его новая работа не будет благополучной, когда один из его первых запросов был отклонен - запрос на активацию эскадрильи перевозки личного состава [troop carrier squadron] для Четырнадцатой Воздушной Армии.
Небольшой транспортный отряд находился в Китае с апреля 1942 года, когда ему было приказано эвакуировать оттуда личный состав, участвовавший в рейде Дулиттла на Токио. Они доставляли припасы и почту на передовые базы AVG и CATF в любую погоду, но только в марте 1943 года, когда была задействована Четырнадцатая, было создано организованное авиатранспортное подразделение, и даже тогда оно имело всего четыре самолета. Тем временем персонал, испытывающий большие трудности, был [очевидно позабыт при [[подаче списков на]] повышение в должности.{1}]
[k4: для полноты понимания проблемы здесь необходимо указать, что агенства Командования Воздушного Транспорта, Командования Перевозок Личного Состава и Перегоночного Командования - это разные и, притом, конкурирующие за ресурсы организации]
[страница 126a] [k4! дефект нумерации страниц]
По мере того, как американские силы в Китае росли и строилось больше передовых баз, потребность в полноценном транспортном подразделении либо эскадрилье для перевозки личного состава стала острой, и внимание снова было привлечено к небольшому подразделению, которое уже действовало на этом театре военных действий. 14 июля генерал Александер из ICWATC сообщил штаб-квартире ATC в Вашингтоне, что генералу Ченнолту нужна эскадрилья для перевозки личного состава для непосредственной поддержки планируемых операций, заявив, что, по его мнению, такая эскадрилья должна быть задействована в Китае.{2} 18 августа, за два дня до того, чем он принял официальное командование в Индии, генерал Стратемайер телеграфировал генералу Арнольду, что крайне важно активировать эскадрилью для перевозки личного состава для Четырнадцатой Воздушной Армии хотя бы по одной причине, кроме как для того, чтобы сделать возможным передвижение личного состава по Китаю. Для активизации, по его словам, не потребуется никаких дополнительных транспортных средств или персонала.{3} В письме от 22 августа генералу Джайлзу [Giles], его преемнику в Вашингтоне, генерал Стратемайер более подробно объяснил ситуацию. Он повторил, что личный состав и самолеты не требуются, но что активизация необходима [[хотя бы и]] для поднятия морального духа путем повышения по службе парней, которые налетывали около 150 часов в месяц, а также военнослужащих с большим стажем службы в китайском отряде. Он добавил: «Ченнолт не будет действовать вполсилы и использовать вакансии, которые появятся, если такая эскадрилья будет задействована» ["Chennault will not go off half-cocked and take advantage of the vacancies that exist if such a squadron is activated."].{4}
2 сентября генерал Арнольд ответил, что санкционировать увеличение авиатранспортных подразделений на CBI абсолютно невозможно из-за нехватки самолетов и личного состава, и что вышестоящие планы исключают переброску других авиатранспортных подразделений на этот театр военных действий.{5}
[страница 127]
[Несколько дней спустя генерал Джайлс, отвечая на письмо генерала Стратемейера] от 22 августа, напомнил ему, что он (Стратемейер) отклонил подобную просьбу ранее, когда он еще был Начальником Штаба Авиации [Chief of the Air Staff]. Более того, по его словам, Программа [[Создания]] 273-х Групп [273 Group Program] в ее нынешнем виде не позволит активировать эскадрилью. Невозможно было даже просто выделить запасной персонал и самолеты для поддержания боеспособности эскадрильи.{6}
Пока рассматривалась возможность облегчить транспортную ситуацию, боевые части в Китае продолжали преследовать японцев. До середины сентября все операции вели истребительные эскадрильи и 11-я средняя бомбардировочная эскадрилья. Тяжелые бомбардировщики, которым мешала плохая погода, регулярно перелетали через Горб, нарушая монотонность операций, сбрасывая по нескольку бомб на Тенчжун [Tengchung] и Мьичину [Myitkyina], когда пролетали над ними. 14 и 15 сентября они выполнили единственные боевые задачи, которые им суждено было выполнить в течение месяца.
В ходе первого налета 15 B-24 взлетели, чтобы бомбить цели в районе Хайфона, но первая волна вернулась назад из-за погоды. Достигшие цели самолеты нанесли одно прямое попадание в 200-футовый корабль в сухом доке, еще одно в сам док и еще три в район дока на южном берегу реки. Когда самолеты начали свое возвращение домой, они отметили, что дым поднимается над целью на высоту 4000 футов. В этом районе они столкнулись с тяжелыми и довольно точными средствами ПВО, но не встретили перехвата. 11-я эскадрилья, совершившая отвлекающий налет на доки Коулуна в Гонконге, не сбросила бомб, но уничтожила четыре «Зеро», атаковавших строй. Севернее в тот же день самолеты 449-й эскадрильи потопили 300-футовое судно и, вероятно, потопили 350-футовое судно [[на маршруте]] вдоль «млечного пути» ["milk run"] реки Янцзы.
[страница 128]
После успешной операции без сопровождения в Хайфоне 14-го числа было решено, что те пять B-24, которые вернулись из-за погоды, должны были вернуться [[к цели]] на следующий день. Однако на этот раз противник был наготове, имея в воздухе над целью 50 «Зеро». Зайдя [[со стороны]] солнца из-за грозовых туч, агрессивные «Зеро» врезались в небольшую группку [[самолетов]] и практически уничтожили всю стаю. Сосредоточив внимание на передовых самолетах, как это было в Ханькоу, они сразу же сбили первый самолет. Вскоре после [[начала]] отхода от цели второй самолет упал с горящим двигателем, парашютов не было видно. Третий самолет, сильно побитый, пробыл в строю несколько минут, а затем повернул на север. Была надежда, что он достигнет дружественной территории, но о нем так [[ничего]] и не услышали. Два самолета, оба поврежденные, вернулись в Куньмин. Один не смог приземлиться. Он разбился неподалеку от поля. Все находившиеся на борту погибли. Из пяти самолетов, участвовавших в миссии, четыре погибли со всеми экипажами. Поскольку доложить [[результаты]] смог только один самолет, результат бомбардировки так и не был определен. Возвратившийся самолет был вынужден сбросить бомбы, и вполне вероятно, что миссия закончилась полным провалом. Единственный самолет [[с которого был подан]] рапорт заявил, что уничтожил 10 самолетов противника и еще 18 - вероятно. Возможно, другие самолеты сбили несколько истребителей противника, но американские потери были настолько велики, что указывали на нецелесообразность продолжения миссий B-24 без сопровождения. 373-я эскадрилья теперь была почти так же сильно истощена, как и 425-я после второго рейда на Ханькоу.
Тем временем далеко на севере 11-я бомбардировочная эскадрилья с большим успехом бомбила знакомые хлопчатобумажные фабрики в Учане.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. History of 322d Troop Carrier Sq., April 1942-Dec. 1943.
2. CM-IN-9780, 14 July 43, Alexander to Love, # W 337.
3. CM-IN-13531, 18 Aug. 43, Stratemeyer to Arnold, # Ammdel AG 1407; CM-IN-133, 1 Sep. 43, Stratemeyer to Arnold, # Aquila W 1877 AC.
4. Ltr., Stratemeyer to Giles, 22 Aug. 43.
5. CM-OUT-638, 2 Sep. 43, Arnold to Stratemeyer, # 2776.
6. Ltr., Giles to Stratemeyer, 8 Sep. 43.
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].