[страница 122]
Они уничтожили одну лодку и два локомотива на при-шахтной железной дороге Шихуэйяо [Shihhuiyao]. На главной линии возле Пучи они атаковали товарный вагон, который оказался замаскированным локомотивом, и тут же уничтожили. Тем временем 12 B-25 и 13 P-40 были отправлены из Квейлина на Кантон, где японские ВВС действовали гораздо более активно. Четыре «Митчелла» и две «Акулы» прервали полет, но остальные «отлично поработали» на аэродроме Белого Облака [White Cloud airdrome], сравняв с землей несколько зданий. От двадцати до двадцати пяти истребителей напрыгнули на строй, когда тот покидал цель. В китайских сообщениях утверждалось, что японцы уже располагали информацией о налете, и согласно их отчету, японцы передали [[по радио(?)]] положение B-25 вскоре после их взлета из Квейлина. Атакуя американские самолеты, истребители противника шли курсом, параллельным бомбардировщикам, разворачивались и пропускали бомбардировщики сквозь огневую завесу. В результате новой атаки один из бомбардировщиков потерял один двигатель, но сумел вернуться домой на другом. В этом состязании японцы потеряли пять самолетов и, вероятно, еще четыре, тогда как американцы не потеряли ни одного самолета.{30}
В 14:00 того же дня четыре P-38, каждый из которых нес по две 500-фунтовые бомбы, нанесли удар с пикирования по цеху и строительной площадке вокруг доков Кантона. Когда самолеты начали пикирование с высоты 7000 футов, они обнаружили над собой на высоте 13000 футов звено «Зеро», уже направляющих свои самолеты к земле, в сторону американских рейдеров. Пилоты, направившись к цели, довели свои «Лайтнинги» до рубежа и сбросили бомбы. Пролетев сквозь град строительных обломков, которые выбросило в воздух над целью, им удалось обогнать японцев - немаловажный подвиг, учитывая улучшенные характеристики пикирования нового «Зеро». Направляясь домой, P-38 заметили транспортный самолет недалеко от цели.
[страница 123]
[Два] двухбалочных рейдера медленно перевернулись влево и «отполировали его» ["polished it off"].
10 сентября безостановочные обстрелы японских объектов продолжались. Помимо регулярных рейдов на подавление судоходства вокруг Киукяна [Kiukiang], в район Ханькоу была отправлена специальная миссия. Основной целью десяти "средних" самолетов и семи Р-40 были склады хлопчатобумажной фабрики в Учане. Хотя они пропустили эту цель, миссия не стала полностью неудачной, потому что они сбили девять «Зеро» при [[дополнительных]] четверых "вероятных", прежде чем достигли своих баз. Один американский истребитель был уничтожен при приземлении, когда тот столкнулся с грузовиком, но пилот не пострадал. Позже в тот же день четыре P-38, нагруженные четырьмя тоннами бомб и прикрытые двумя другими P-38, с большим успехом бомбили с пикирования доки Вампоа в Кантоне. Когда они приблизились к цели, верхнее прикрытие отвлекло 10 атакующих «Зеро» от истребителей-бомбардировщиков, оставшихся в одиночестве. Затем, прежде чем противник смог нанести ответный удар, они вышли из зоны действия перехватчиков. После бомбардировки еще 17 перехватчиков приблизились к P-38, но P-38 с большим трудом удалось обогнать «Зеро».
Не добившись успеха в уничтожении складов хлопчатобумажной фабрики 10 сентября, 11-я бомбардировочная эскадрилья в сопровождении 74-й и 76-й истребительных эскадрилий повторила попытку на следующий день. В отличие от предыдущего рейда, 10 «Митчеллов» нанесли несколько прямых ударов по складам. Одна цепочка бомб упала недалеко от 200-футового судна, пришвартованного рядом с хлопчатобумажными фабриками. Перехваченные истребителями противника над целью, B-25 выдержали сомкнутый строй и резко пикировали в сторону от цели, мешая заходам «Зеро».{31}
[страница 124]
[В бою, который] развернулся [[далее]] сомкнутый строй бомбардировщиков предотвратил любые потери, в то время как пулеметчики сбили два «Зеро». Сопровождающие Р-40 без потерь для себя добавили еще два. Тем временем к северу от Чанша четыре P-38 обстреляли и разбомбили казармы и здания в Тайе [Tayeh], в результате чего погибло около 30 японских солдат.
День ото дня цели на севере менялись мало. Поскольку противник никогда не был уверен, куда будет нанесен следующий удар, истребители проводили большую часть своих разрушительных зачисток беспрепятственно, охватывая долину Янцзы с регулярностью часов. 12 сентября в Йочжоу, Шихуияо, Киукяне и Тайе P-40 и P-38 из 76-й и 449-й эскадрилий уничтожили 12 коммерческих и военно-морских судов и нанесли прямые попадания по казармам в том же районе. Цели на юге были разными. В этот конкретный день (12 сентября) четыре P-38 с 500-фунтовыми бомбами под прикрытием шести других P-38 участвовали в бомбардировке гавани Гонконга. Одна бомба пробила 550-футовый корабль и взорвалась. Другой попал в корабль примерно такого же размера. У одного P-38 над целью вышел из строя двигатель, а когда неподалеку от Квейлина вышел из строя и второй, самолет разбился, в результате чего погиб пилот.
Очевидно, что бомбардировки с пикирования и обстрелы таким небольшим количеством американских самолетов имели второстепенное значение в борьбе с японцами. Однако они выявили некоторые слабые стороны положения противника на материковой части Китая. Крупные соединения американских истребителей и бомбардировщиков в основном перехватывались, но небольшие звенья истребителей-бомбардировщиков, наносившие удары одновременно на нескольких направлениях, не позволяли противнику оказать серьезное сопротивление. Не все цели также могли быть защищены зенитными орудиями.
[страница 125]
[В результате] японские коммуникации были серьезно нарушены, а действия сухопутных войск были ограничены. Американские офицеры связи, дислоцированные вдоль реки Янцзы, начали докладывать, что истребители-бомбардировщики в воздухе и китайские партизаны на земле образуют грозную комбинацию, вызывающую большую тревогу у японцев. Например, из 25-30 судов, поврежденных в Шихуэйяо, 13 отдрейфовали к берегу, где были сожжены партизанами.{32}
449-я эскадрилья со своими Р-38 доказала свою храбрость на театре военных действий, и, как и Р-40, «Лайтнинги» использовались для всех видов операций. Они сопровождали бомбардировщики, защищали базы, выполняли обстрелы, вели разведку, действовали как пикирующие бомбардировщики и "просто" бомбардировщики [k4: занятно сформулировано : "acted as dive bombers and skip bombers"]. Они стали отличными пикирующими бомбардировщиками и благодаря своей скорости могли выполнять такие задачи без сопровождения или с очень легким сопровождением. Наличие очень небольшого крутящего момента позволяло им наносить удары с большой точностью, а затем обгонять любые Зеро, которые могли напрыгнуть на них во время крутого пикирования. Отсутствие лобового сопротивления также делало его хорошим инструментом для бомбометания, а их большая скорость к тому же позволяла ему выходить [[из пикирования(?)]] без прикрытия. После того, как бомбы были сброшены, «Лайтнинги» могли действовать и для собственной самозащиты. Но Р-38 по-прежнему не был ответом на истребительные нужды Четырнадцатой. P-40 и P-38, безусловно, могли быть использованы для решения многих типов задач, но для противодействия новому «Зеро» был крайне необходим более быстрый высотный самолет, такой как P-51.
ПРИМЕЧАНИЯ:
29. Form 34, 5-11 Sep. 43, Hq. 23d Fighter Gp. See also same report for 74th Fighter Sq.
30. Interview with Col. Holloway.
31. Form 34, 11 Sep. 43, 11th Bomb Sq. (M).
32. CM-IN-9072, 11 Sep. 43, Chennault to Arnold.
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].