[страница 77]
[Тем временем] истребители из Юннаньи, Гуйлиня, Куньмина и Линлинга, несмотря на погоду, постоянно следили за активностью противника. Они пролетали над Бирмой, районом озера Дунтин, в направлении Кантона и Хайфона, бомбя и обстреливая различные цели, когда им удавалось различить их сквозь густой туман.
18 июля погода разжала свою тяжелую руку и позволила возобновить рейсы против судоходства [[в районе]] Хайфон-Хонгай. Используя семь самолетов с 42 500-фунтовыми бомбами, 308-я группа в тот день достигла нескольких попаданий в плавучий сухой док, склад и соседнее здание. Все бомбы, нацеленные на большое судно, главную цель, не попали в отметку. Однако одному самолету удалось пробросить свои бомбы на скопление барж, сгрудившихся в гавани Хонгая. Когда основательно потрепанные баржи скользнули под поверхность [[воды(?)]], нефтяные пятна, которые пузырились и окрасили воду на обширной территории, обнажили их содержимое. В этом налете не было перехвата и очень мало зенитной артиллерии, и все самолеты вернулись на базу без повреждений.
На следующий день только четыре B-24 появились над Хайфоном, чтобы получить второй шанс атаковать корабль, избежавший разрушения накануне. Тогда его спасла неточность, а теперь густые облака и портовый туман накинули защитное одеяло на эту местность. Вынужденные отказаться от поиска приза в виде корабля, они выбрали вместо этого цементный завод в Хайфоне. Бомбардируя в пасмурную погоду, бомбардиры не могли быть уверены, что попали в завод.
[страница 78]
[Однако их страх неудачи развеялся месяц спустя, когда офицер связи Флота США получил информацию из «наиболее надежного источника», указывающую на то, что японцы «рекомендовали фирмам, обычно зависящим от производства цемента на заводе в Хайфоне, разместить] свои заказы заранее и в других местах, так как на заводе в Хайфоне ... [случилась] авария и тот более не работал на постоянной основе».
С момента начала программы Четырнадцатой Воздушной Армии против японского торгового флота в начале июля лишь только морские суда чувствовали воздействие. С этой силой почти полностью управлялись тяжелые бомбардировщики. В дополнение к своей работе истребители 76-й эскадрильи из Хэнъяна 21 июля оказали давление на внутреннее судоходство, нанеся удары по речным судам, курсирующим по водным путям Ханькоу-Йочжоу. Выпустив 8500 выстрелов малокалиберных боеприпасов, штурмовики взорвали котлы на 60-футовом буксире и 150-футовом пароходе в Сенти [Senti]. Огонь немедленно охватил обе лодки. Около Пучи [Puchi] были изрешечены и уничтожены локомотив и две цистерны для воды емкостью 30 000 галлонов. Возможно, эти речные набеги продолжались бы, если бы не тревожное ощущение, вызванное, вероятно, китайскими слухами, что после столь долгой паузы противник, вероятно, готов нанести еще одну серию атак на американские передовые базы. Однако обширная разведка не смогла обнаружить скопления вражеской авиации. 19 июля американские самолеты долетели до Шанхая, сообщив об отличных целях, которые, однако, находились за пределами досягаемости средних [[бомбардировщиков]], а тяжелые не могли использовать существующие базы достаточно близко к той цели. 22 июля были разведаны аэродромы Танъян, Ичан, Шаси, Кингмэнь, Пайлючи и Йочжоу [Tangyang, Ichang, Shasi, Kingmen, Pailiuchi, Yochow], но ни на одном из них не было обнаружено ни одного самолета.
Однако на следующий день японцы внезапно отказались от своей оборонительной политики и нанесли удар с баз, которые, очевидно, [[не]] были [разведаны].
[страница 79]
В стремлении уничтожить базы в восточном Китае они почти непрерывно в течение трех дней совершали атаки и предпринимали попытки атаковать базы, расположенные к востоку и северо-востоку от озера Дунтин. Распределяя свои хорошо скоординированные атаки на большинство американских баз вдоль железнодорожной линии Ханькоу-Хайфон, японцы надеялись разделить и ослабить силы американских перехватчиков, тем самым предотвратив любое концентрированное сопротивление их набегам со стороны двух истребительных эскадрилий, имеющихся в наличии для защиты района. В 07:10 23 числа семь вражеских самолетов налетели на незащищенную и редко используемую базу в Киноу [Kienow] и подорвали взлетно-посадочную полосу мощными взрывами бомб. Десять минут спустя первая из двух волн вражеской авиации в составе 20 бомбардировщиков и 25 истребителей прикрытия прорвалась к Хэнъяну, где несколько P-40 были застигнуты врасплох внезапным натиском. В 08:30 вторая волна из 18 бомбардировщиков продолжила бомбардировку Хэнъяна. Проявив, до сих пор не слишком большую, точность, японцы сбросили 12 бомб на взлетно-посадочную полосу, прямым попаданием разнесли дежурную часть и прервали всю связь с другими базами. В сорока милях к северу от Хэнъяна Р-40 76-й эскадрильи вошли в контакт со вторым соединением противника. Тем временем девять других P-40 из Линлинга плюс шесть, отправленные из Гуйлиня, перехватили группу из 18 вражеских бомбардировщиков и 40 истребителей примерно в 30 милях к югу от Линлинга, причем японцы, очевидно, ожидали, что все истребители будут переброшены на север для защиты Хэнъяна. Неожиданно столкнувшись с американскими силами, потенциальные рейдеры сбросили бомбы, развернулись и скрылись. В результате этих контактов было уничтожено 9 «Зеро» и 5 бомбардировщиков, вероятно уничтожено 12 «Зеро» и 7 бомбардировщиков, повреждено 6 «Зеро» и 3 бомбардировщика.
[страница 80]
[Американцы потеряли три истребителя при аварийной посадке] и один в результате бомбардировки, а один был подбит и потребовал локального ремонта. Генерал Ченнолт объяснил неспособность защитить Хэнъян нехваткой истребительных частей, поскольку одной только 76-й эскадрильи было недостаточно для защиты Линлинга и Хэнъяна от решительных атак противника. Более того, после рейда он выразил опасение, что, если вражеские бомбардировки продолжатся с такой силой, их результаты в Линлине и Гуйлине могут повторить результаты в Хэнъяне, где поле было непригодно для использования в течение недели.
На следующее утро японская модель нападения продолжила развиваться. Сделав ложный маневр у Гуйлиня с помощью отвлекающих действий, противник атаковал Линлин и Хэнъян своими силами. Эта тактика предотвратила консолидацию американских сил, которые по тревоге очистили все поля. 21 бомбардировщик и от 20 до 30 истребителей над Линлингом приблизились к полю по маршруту с юга на север на высоте 22 000 футов, а истребители сопровождения расположились на высоте от 23 000 до 30 000 футов. Бомбардировщики, состоящие из семи элементов по три самолета в каждом, летели по схеме «V из V». Головной элемент с двумя боковыми элементами занимал позицию немного впереди остальных самолетов, образуя почти линейный строй.
Над целью сопровождающие Зеро ворвались в «пчелиный улей» ["bee-hive"] на солнечной стороне бомбардировщиков, оказывая самолетам непосредственную поддержку, «перемещаясь, пикируя, приближаясь, пересекая и рассекая» строй. Чтобы противостоять этому, P-40 совершали длинные и неглубокие пикирования, доворачивая к незащищенному борту бомбардировщиков, затем резко поднимаясь вверх и атакуя бомбардировщики снизу сзади.{13} Японские хвостовые пулеметчики открывали огонь со слишком большого расстояния чтобы оказать существенное влияние на P-40.
[страница 81]
[При таком методе перехвата «Акулы» засчитали [[себе(?)]] семь Зеро в Квейлине, а также три] Зеро и три бомбардировщика в Линлинге, причем один бомбардировщик, вероятно, был уничтожен, а несколько повреждены. Американцы потеряли только один Р-40 и один Р-38{*}, но еще 11 Р-40 были повреждены огнем противника. Однако истребители не помешали бомбардировщикам противника нанести ущерб полю, хотя оно и осталось частично пригодным для использования. Позже в тот же день семь B-25 попытались поймать японских рейдеров, возвращающихся на свои поля вокруг Кантона, но были вынуждены повернуть назад от своих целей из-за сильной грозы. Разведка на севере и востоке выявила на аэродромах Ханькоу и Учан [Wuchang] более 75 самолетов противника.
25 июля, когда Хэнъян выведен из строя, а Линлин был выведен из строя частично, японцы перенесли свои сокрушительные удары с полей вдоль железной дороги Ханькоу-Хайфон на Шаоян [Shaoyang] и Чицзян [Chihkiang] к западу и немного севернее Хэнъяна. Поскольку ни на одном из полей не было истребительной обороны, 52 японских самолета могли беспрепятственно подходить к ним, наносить бомбы и отходить. Несмотря на эту полную свободу действий, поле в Шаояне получило лишь незначительный ущерб, но в Чицзяне 15 прямых попаданий по взлетно-посадочной полосе и еще 10, разбросанные вокруг, повредили поле до такой степени, что потребовалось значительное время, чтобы восстановить его до рабочего состояния.
Американцы, однако, не позволили этому удару остаться полностью незамеченным. Взлетев в Хэнъяне, где кули лихорадочно работали после налета 23-й группы, чтобы привести в порядок взлетно-посадочную полосу, 9 B-25, 2 P-38 и 15 P-40 сбросили 26 осколочных кластеров и 36 230-килограммовых фугасных бомб по местам рассредоточения и магазинам в Ханькоу, предположительно по базе, с которой ранее в тот же день была нанесена японская атака.
{*} Шесть из 25 P-38 из Северной Африки прибыли в Китай в июле 1943 года, остальные прибыли в середине августа. См. стр. 90-91.
ПРИМЕЧАНИЯ:
12. Ibid., 18 Aug. 43.
13. Ibid., 20 Aug. 43.
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].