[страница 64]
[За исключением всех других боевых действий в воздухе в течение первой недели июня истребители-бомбардировщики и средние бомбардировщики, которые выдвинулись на восток 23 мая, в полной мере использовали имеющиеся] силы, преимущество на суше и в воздухе, которое они отвоевали у японцев. С похвальным упорством американские летчики преследовали вражеские войска, возвращавшиеся со своим снаряжением с линии фронта. Бомбардировщики «Акул» временно нарушили железнодорожное сообщение между Учаном и Йочжоу, разрушив железнодорожные мосты в районе Янглоутунг [Yanglowtung]. Они потопили несколько моторных катеров и барж, набитых войсками, пытавшимися уйти через озеро Дунтин в безопасное место на более устойчивых позициях на севере. Колонны войск, двигавшиеся по дороге возле Чангяна [Changyang] и Пайяна [Paiyang], были обстреляны из пулеметов. В Пайлючи [Pailiuchi] бомбардировщики «Митчелл», временно действовавшие из Гуйлиня и Хэнъяна, разрушили сооружения и посадочную площадку. Истребители обстреляли здание штаба в Янглотуне, а также казармы в Танъяне [Tangyang]. Склады боеприпасов, автопарки и нефтебазы уничтожались везде, где их можно было найти. Но 8 июня внимание ненадолго было обращено на другой сектор театра.
В тот день информация о присутствии 15 грузовых судов в гавани Хайфона предоставила Четырнадцатой Воздушной Армии достаточно богатую цель, чтобы оправдать временную приостановку боевых полетов в районе озера Дунтин. В совместной операции 17 B-24 из 425-й, 373-й и 375-й эскадрилий, шесть B-25 из 11-й эскадрильи и 17 P-40 из 74-й и 75-й эскадрилий были отправлены на побережье Французского Индокитая и на Хайфон. Однако, прежде чем достичь цели, формирование столкнулось с сильной облачностью и грозами, которые вынудили его отказаться от своих основных целей и вместо этого искать второстепенные цели - Ханой и Хонгай [Hongay]. Только потопление 7000-тонного грузового судна, подтвержденное позже,{19} оправдало необходимость большого расхода [драгоценного бензина, необходимого для операции. ]
[страница 65]
Хотя непредсказуемые капризы погоды лишили людей награды, они все еще жадно цеплялись за надежду поймать грузовые суда на следующий день. Снова была запланирована миссия на Хайфон, но снова вмешалась ненастная погода, и ее пришлось отменить. За 24 часа шесть дюймов дождя превратили аэродром Куньмина в озеро, в котором завязли тяжелые бомбардировщики. Как оказалось, муссоны, начавшиеся на юге Китая в июне, смыли все боевые вылеты B-24 на оставшуюся часть месяца. Расстроенный мрачной перспективой, 308-я снова взялась за трудоемкую, скучную, но жизненно необходимую работу по перетаскиванию груза через Горб. На этих грузовых рейсах «Либерейторов» защищала 16-я истребительная эскадрилья из Юньнаньи, которая в дополнение к ежедневному патрулированию перегона с 9 по 14 июня осуществила серию обстрелов и бомбардировок Куньлуна, Лунглина, Ламэна, Ванлиня, Тэнчуна [Kunlong, Lungling, Lameng, Wanling, Tengchung] и другие цели вдоль ущелья Салуин и Бирманской дороги.
Тем временем в Гуйлине, Линлине и Хэнъяне, несмотря на враждебную стихию, истребители 74-й и 76-й эскадрилий возобновили налеты на объекты к северу от Чанша. С 9 июня и до конца месяца, чаще борясь с погодой, чем с противником, эскадрильи с умеренным успехом выполнили пять налетов, включающих 24 боевых вылета, по возможным объектам в Иту, Йочжоу, Шаси, Пучи и Кьенли [Itu, Yochow, Shasi, Puchi, Kienli]. Но в тот период враг часто действовал аналогичным образом. 10 июня они нанесли удар по важной базе Кенъян [Kengyang]. Восемь двухмоторных бомбардировщиков I-97 («Салли») сумели сделать бомбардировочный заход на высоте 5000 футов с верхним прикрытием из 16 истребителей на высоте 1000 футов, но были немедленно атакованы 11 P-40.
[страница 66]
[В то время как последующий бой продолжался, второе звено] из 15 «Зеро» прокралось на высоте 1000 футов, но было немедленно атаковано семью другими P-40, взлетевшими во время и после первой атаки. Когда был проверен окончательный счет, выяснилось, что один бомбардировщик был уничтожен, а также, "вероятно" уничтожены три истребителя и еще один бомбардировщик. Позже китайцы подтвердили уничтожение трех "вероятных" самолетов. Бомбардировка не была точной, поле уцелело [[отделавшись]] небольшими повреждениями, когда все бомбы упали восточнее. Девять истребителей вылетели из Линлинга, чтобы оказать помощь, но так и не смогли [[никого]] перехватить.
В тот же день (10 июня) девять вражеских бомбардировщиков в сопровождении 17 истребителей атаковали окрестности Киеноу [Kienow]. Не встретив сопротивления со стороны истребителей, они нацелили свои ракеты [k4: (sic!) "missiles"; вероятно, правильнее стоило бы перевести как "метаемый боеприпас", но контекста недостаточно] сознательно и с высокой степенью точности. На поле обрушилось семьдесят бомб, 20 из них упали на взлетно-посадочную полосу. Через шесть часов после атаки 40 бомб [[все еще(?)]] не взорвались [k4: из контекста непонятно - бомбы были с замедлением подрыва или же просто дефектные?].
На следующий день японцы атаковали произвольно объекты в Сианг-Сианге [Siang Siang] и в Чанша, но три дня спустя 8 P-40 нанесли большой урон, когда они поймали 19 бомбардировщиков в сопровождении 20 самолетов, летевших в 25 милях к юго-западу от Наньчана. Они, очевидно, направлялись в сторону Канчоу [Kanchow] и Суйчвана [Suichwan], используемых американцами полей, которые, как известно, не были защищены истребителями, но бдительные наблюдатели вовремя предупредили Квейлин, чтобы пилоты с этого поля могли установить выгодный контакт с рейдерами. Это стоило противнику восьми истребителей, из которых два "вероятных" и один поврежденный, при этом повреждения получил только один американский самолет. Несомненно, этот вражеский налет спровоцировали сами американцы, поскольку накануне они совершили атаку на Наньчан с малых высот с помощью 11 «Митчеллов» и 14 Р-40.
[страница 67]
[С высоты 150 футов они сбросили 132 100-фунтовые бомбы. При попадании 85 процентов сбросов в целевой район бомбардировщики попали (в нескольких случаях по нескольку раз) по взлетно-посадочным полосам, ограждениям и ангарам, уничтожив 10 грузовиков, 4 самолета, 2 склада бензина и убив примерно 40 японских солдат и еще несколько человек китайских рабочих.
В течение оставшейся части месяца средние [[бомбардировщики]] 11-й эскадрильи предприняли три атаки, все по просьбе китайских сухопутных офицеров. 11-я эскадрилья, временно переброшенная в Квейлин в конце мая, наконец, перебралась на эту базу на постоянной основе. Однако они смогли использовать Хэнъян для некоторых своих операций, что дало им гораздо больший радиус действия на севере. 15 июня эта эскадрилья добилась выдающихся результатов при бомбардировке Оучикоу [Ouchihkou], расположенного на Янцзы в 36 милях к югу от Шаси [Shasi]; второй рейд, шесть дней спустя, на позиции противника близ Шихшоу [Shihshow], также увенчался успехом. Но третий, во второй половине дня того же дня, оказался одной из тех роковых ироний войны, которые иногда мешают лучшим военным планам и намерениям. Возможно, из-за сходства местности и неточности карт группа из восьми B-25 по ошибке атаковала китайский город Наньсянь [Nanhsien] вместо японского опорного пункта Хваджун [Hwajung].{20} В результате ошибки два китайских офицера, трое солдат и 50 мирных жителей были убиты.{21} Вскоре после этой бомбардировки погода не позволила провести оставшиеся операции, запланированные на этот месяц.
По статистике, июнь не соответствовал рекорду мая по вылетам и расходам бомб. В течение мая Четырнадцатая сбросила 121 тонну бомб в 936 самолето-вылетах, а в июне ненастная погода, нехватка бензина и необходимость держать оборону на авиабазах сократили количество самолето-вылетов до 748, а тоннаж бомб - до 67.{22} Тем не менее, стратегически июнь можно считать весьма успешным месяцем.
[страница 68]
[Эскадрильи] на передовых базах продолжали сражаться с противником, одновременно нанося удары вражеским ВВС и их базам. Они определенно установили факт, часто ставившийся под сомнение некоторыми военными стратегами, что, будучи изолированными, они могли принять на себя все удары, которые мог нанести противник, и при этом продолжать свои собственные операции. Теперь уже не стоял вопрос об их отступлении в район Куньмина, как они сделали ранее в этом году. Поскольку японское наступление шло на убыль, а противник не мог вытеснить американцев с передовых баз, Четырнадцатая в июле смогла сосредоточить свое внимание на стратегических целях, особенно на судоходстве.
ПРИМЕЧАНИЯ:
14. History, 308th Bomb Gp. (H). See also Daily Tactical Report, Asiatic Theater, 3 May 43.
15. 14th AF Intelligence Summaries, 4 Aug. 43.
16. Ibid., 30 June 43.
17. Daily Tactical Report, Asiatic Theater, 13 May 43.
18. 14th AF Intelligence Summaries, 17 May 43.
19. Ibid., 16 June 43.
20. Ibid., 22 May 43.
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].