Глава 29
План Оранж в Войне: инновации и сюрпризы
Стратеги - не ясновидящие. Военный план, вынашиваемый в течение тридцати пяти лет, не мог охватить всех калейдоскопических сдвигов в поведении наций или революций в военных технологиях, которые характеризовали Вторую Мировую Войну. Новаторство и неожиданности проверяли действенность плана на протяжении всей войны. Планировщики предвидели определенные изменения, если не в деталях, то в общих чертах, и они существенно не изменили его актуальности. Большинство неожиданных событий легко вписались в рамки плана благодаря его гибкости и широте целей. Лишь несколько неожиданностей заставили руководителей военного времени отступить от него. Но ни одна из них не нарушила его самые фундаментальные принципы.
Технологии ведения войны радикально изменились за первые четыре десятилетия века. Двигатель внутреннего сгорания сделал возможным создание самолета и подводной лодки, десантного и быстроходного патрульного корабля, а также танка, грузовика и бульдозера. Переход с угля на нефть дал военным кораблям океанскую дальность действия и автономность. Артиллерия стала более смертоносной и более точной. Технологии связи - радио и, в конечном счете, радары и средства радиоэлектронной борьбы - изменили [[стиль]] командования и управления. Современные историки рассматривают такие нововведения как "пакеты" ["packages"], которые были объединены в новые интегрированные боевые системы, такие как авианосные группы, "волчьи стаи" подводных лодок и десантно-штурмовые экспедиции.
Перед войной Оранжевый План включал в себя несколько новых видов оружия и методов, практически беспрецедентных в военном деле. Здесь будут подчеркнуты три примера: авиация, десантные операции и морская логистика.
Оранжевый План войны был очень легкомысленным. Его авторы понимали ценность «подавляющей» воздушной массы, которую могла обеспечить американская промышленность. Прогноз 1928 года о восемнадцати тысячах боевых самолетов в год был проницательным взглядом на цифры, развернутые на Тихом океане фактически. Попытки Японии уничтожить американскую авиацию кампаниями на истощение были обречены на провал из-за гораздо более низких производственных мощностей.
Авианосец - непреходящий символ войны на Тихом океане. Эксперты могут спорить о том, кто с самого начала лидировал в авианосных возможностях - Соединенные Штаты или Япония (хотя оба они превосходили все другие военно-морские державы). Японские самолеты и корабли были хороши, но уязвимы. Крупные эскадрильи американских авианосцев были более гибкими, но их самолеты были посредственными. Обе стороны понимали [[принципы]] сосредоточенности и внезапности. В конце 1920-х годов американские планировщики возложили на быстроходные авианосцы, присоединившиеся к Флоту, различные роли, включая [[действия]] "на острие копья" при высадке на Филиппинах, дальнее патрулирование и нейтрализацию баз Оранжевых на Мандатах. Они ожидали, что авианосцы, прикрытые быстрыми боевыми кораблями и информированные береговыми воздушными разведчиками, нанесут глубокий удар через вражеские воды. Они отшатнулись от риска потери ими мобильности при прикрытии баз или плацдармов. Во время Второй мировой войны стойкость американских авианосных самолетов перед самолетами наземного базирования стала приятным сюрпризом, что обеспечило их эффективность даже перед лицом атак камикадзе.
Планировщики туманно представляли себе роль "летной палубы" в морских сражениях, хотя возможности изучались и даже отрабатывались в море. В их сценариях ничего не говорилось о противостоянии авианосца с авианосцем, когда надводные подразделения лишь слабо различали друг друга, как это происходило пять раз в 1942-44 годах. (Интересно, что каждое из сражений начиналось с того, что оперативная группа одной из сторон выдвигалась вперед для поддержки битвы за остров, что и было основной задачей авианосцев в планах 1930-х годов.) Большинство специалистов по стратегическому планированию ошибочно рассматривали авианосцы как вспомогательные средства к боевому порядку, представляя их парящими в воздухе рядом с линкорами для ведения разведки, корректировки артиллерийского огня и воздушных стычек перед решающей перестрелкой.{1} Несмотря на то, как тому ни удивлялись военно-морские традиционалисты, новый стиль ведения боя не подорвал американскую стратегию. Во многих отношениях превращение авианосца в крупный корабль повысило значимость Плана Оранж. Мастерство японских авианосцев укрепило их победы в Фазе I, а массирование и качество авианосной авиации США имели решающее значение в Фазе II и при замыкании петли в Фазе III. "Летные палубы" сделали возможным десантное наступление Плана Оранж в центральной части Тихого океана; они играли вспомогательную родь в походе по южной части Тихого океана и не были задействованы в кампаниях на материке.
Что касается авиации дальнего действия над морем, то видение проектировщиков было дальновидным в отношении доктрины, но незрелым в отношении технологий. Морской авиации мешали бюрократические преграды. По соглашению Пратта-МакАртура от 1931 года многомоторные наземные самолеты были зарезервированы для армейского Авиационного Корпуса, который не проявлял особого интереса к боевым действиям над морем [k4: это не вполне в точности так... Очень даже проявлял. ]. Флоту пришлось сделать ставку на неуклюжие летающие лодки, которые к началу войны устарели. Оглядываясь назад, легко критиковать ударную силу VPB как архаичную, но превосходство наземной авиации не было окончательно доказано [[вплоть]] до кануна войны на Тихом океане. [k4: и это не вполне в точности так. Просто новые модели летающих лодок по стечению обстоятельств не были приняты на вооружение вовремя.]
Планировщики осознали необходимость создания продуманной системы разведки для океанских операций. Во время Второй Мировой Войны информация собиралась в изобилии с самолетов дальнего действия, которыми управляли экипажи Армии, Флота и Морской Пехоты, с помощью улучшенной разведки авианосцев и подводных лодок, а также с помощью искусства электронного подслушивания и взлома кодов. Разведка оказалась решающей для исхода каждого морского сражения (включая и Перл-Харбор - из-за ее отсутствия). После первоначальных поражений американские войска на море или на берегу редко оказывались застигнутыми врасплох. Современные средства разведки позволили Флоту перемещаться по своему усмотрению и создавать базы в открытом море, в то время как до воздушной эры предполагалось, что Флоты должны будут обезопасить себя в узких проливах. Благодаря информационным технологиям План Оранж стал работать лучше.
Эффективность разрушения японской экономики с воздуха была полностью осознана в 1920-х годах. К 1928 году полномасштабная кампания бомбардировок была закреплена как часть полноценной блокады, которая привела бы к капитуляции. Армейский Авиационный Корпус принял эту роль. Хотя главные протагонисты сжигания городов ["city-burning protagonists"], такие как Билли Митчелл, не отвлекли планировщиков авиации от рекомендаций точечных бомбардировок промышленности и транспорта, все понимали ужасный эффект, который зажигательные бомбы могут оказать на хлипкие мегаполисы Японии.
Радиус действия первых бомбардировщиков в несколько сотен миль (а к 1941 г. - всего в тысячу миль) подкреплял традиционное решение о наступлении на Рюкю и другие небольшие острова рядом с Японией. В 1944 году появление B-29 привлекло внимание США к Марианским островам (хотя ожидалось, что к концу 1945 года обычные бомбардировщики, переброшенные из Европы, будут действовать и с Окинавы). Тем не менее, основная предпосылка Плана Оранж осталась в силе. Действительно, было возможно управлять огромными военно-воздушными силами с небольших островов. Наоборот, старые планы не учитывали полезность авиабаз на азиатском континенте, и это было правильно, потому что Советы [[в итоге]] отказались предоставить их, а бомбардировки с китайских полей потерпели быстрое фиаско.
Воздушным оружием, которое таки пропустили планировщики, был эскортный авианосец. Предусмотренные в конце 1920-х годов «XCV» - вспомогательные авианосцы, переделанные из лайнеров, так и не появились. Маленькие и дешевые CVE, которые в изобилии выпускались во время Второй Мировой Войны, взяли на себя вспомогательные задачи по прикрытию вторжений, охоте на подводные лодки и переброске самолетов. Освободив авианосцы от неподвижных засад у плацдармов, они смягчили тревожный аспект стратегии десантных кампаний.
Воздушная война 1941-45 годов была отмечена многими техническими достижениями. (Самое драматическое из них, атомная бомба, будет рассмотрена в последней главе.) Некоторые просто расширили довоенные тенденции [[развития]] машин, которые смогли летать выше, быстрее, дальше и таскать больше боеприпасов. Другие были чудесами изобретательства. Радар стал [[попросту]] необходим и на море и в воздухе; Нимиц считал его таким же революционным, как и паровой двигатель.{2} Аэрофотосъемка и постановка мин стали зрелыми, также как и прицельный зенитный огонь - с помощью бесконтактных датчиков. Техника управления и наведения давала победу в воздушных боях. Такие чудеса не были предсказаны Оранжевым Планом (авторы которого воздерживались от технологических спекуляций), но изобретения, которые сделали авиацию более смертоносной, усилили их авиационную стратегию.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Анализ боевых действий авианосцев перед Второй мировой войной см. в Hughes, Fleet Tactics. Доминирование авианосцев нельзя было воспринимать как нечто само собой разумеющееся, особенно ночью и в плохую погоду, или до тех пор, пока в конце 1930-х годов не улучшилась дальность полета и подъемная сила авианосных самолетов.
2. Hoyt, How They Won, 288.
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].