Глава 10
Стратегия "предусмотрительных"
"Предусмотрительная" версия Фазы II должна была появиться уже давно. Принятая во время Второй мировой войны, она включала последовательную оккупацию островов, которые можно было приспособить под военно-морские и воздушные базы, а не просто аванпосты для кратковременного обслуживания или пополнения запасов конвоев, как в "Сквозном Билете". Хотя обе формулы нападения сводились к филиппинскому порту, где Соединенные Штаты разместят свою самую большую удаленную базу, "предусмотрительная" стратегия сначала размещала такие базы ["dockyards"] в центральной части Тихого океана.
В центре океана Синие были бы менее ограничены расстояниями, чем на Дальнем Востоке. Как показано в таблице 10.1, "начальные" цели были относительно ближе к военно-морским базам США и дальше от японских военно-морских баз.
В 1907 году Оливер впервые выступил за «постепенное, шаг за шагом продвижение» через центральную часть Тихого океана. Он представлял себе это как Синий клин, продвигающийся на запад, подкрепленный фланговыми позициями в южной части Тихого океана (Самоа) и на Алеутских островах (примерно, как это и произошло во время Второй мировой войны). Он признал, что эта стратегия может показаться «излишне осторожной и медленной», но она сохранит бесценные крупные корабли, облегчит материально-техническое бремя и позволит избежать столкновения с японской Армией. И это обязательно принесет успех в «долгой и изнурительной войне».{1}
Однако мнение Оливера было ошибочным, поскольку он связывал его с ожиданием довоенного [[возведения]] укрепленных баз на Гавайях, Гуаме, и Лусоне. В 1909 году Кларенс Уильямс предложил политически более реалистичную тему создания мобильных баз в открытом океане в качестве стартовых площадок для военных действий на Дальнем Востоке.{2} В действительности, однако, подходящих позиций не имелось до 1914 года. Среди отдаленных островов Японии у Бонинов была полезная небольшая гавань, но она была хорошо вооружена и заминирована и находилась слишком близко от Токио [[чтобы быть]] безопасной базой для США. {3} (В романе 1925 года о воображаемой войне на Тихом океане Гектор Байуотер [
Hector Bywater], журналист и доверенное лицо американских адмиралов, представил себе кровавый отпор экспедиции Синих, напавшей на Бонин.{4}) Остров Маркус и Иводзима не имели гавани вообще и редко упоминались в Оранжевых планах.
Между Гавайями и Гуамом Соединенным Штатам принадлежало несколько необитаемых атоллов, которые вызывали любопытство морских офицеров. (В начале 1900-х годов японские браконьеры посещали большинство из них, чтобы забивать морских птиц ради их оперения, которое было востребовано для стильных женских нарядов, что вызывало дипломатические протесты, вдохновленные военно-морскими силами, чтобы Токио не попытался аннексировать их.{5}) Мидуэй, объявленный в 1867 году первым неинкорпорированным владением ["noncontiguous possession"] Соединенных Штатов, был особенно заманчивым. В 1869 году Флот стремился превратить его в угольную станцию в сотрудничестве с Pacific Mail Steamship Company «на полпути» маршрута его колесных лайнеров ["paddlewheel liners"] между Калифорнией и Востоком. Он сообщил Конгрессу, что остров, имеющий «одну из лучших гаваней в мире... [для]... огромного флота из самых больших судов [[которые только есть]] на плаву», и было бы полезно, если бы стране нужно было использовать военно-морскую силу для защиты своей торговли с Азией. На самом деле широкая лагуна Мидуэя была слишком мелкой и грязной, за исключением небольшого кармана, гавани Уэллс [Welles Harbor], которая была промыта штормом и закрыта для больших кораблей затопленным коралловым уступом. Твердая порода не поддавалась взрывным работам, и в 1870 году Флот отказался от этих работ.{6} В 1903 году остров был передан под управление Флота, и здесь была построена кабельная ретрансляционная станция.{7}
Несмотря на свои недостатки, гавань Уэллс визуализировалась ранними планировщиками Оранжа как приз в борьбе за базы крейсеров на подветренных гавайских атоллах. Стратегически более важным был подводный шельф с подветренной стороны рифа Мидуэя, на котором мог бросить якорь весь Боевой Флот (по крайней мере, в сезон, когда не завывают зимние штормы). В 1914 году Генеральный Совет определил его как «место для последнего отдыха» [“final resting place”] Флота во время наступления по Синему маршруту к Гуаму.{8} Аналогичный внешний шельф атолла Джонстон к юго-западу от Гавайев может вместить 350 судов на якоре.{9} Однако после хаоса, вызванного подводными лодками во время Мировой войны, якорные стоянки в открытом море были исключены из планов.{10}
Остров Уэйк, заманчиво расположенный на полпути между Мидуэем и Гуамом, не имел никакого военного преимущества. Лейтенант Чарльз Уилкс [Charles Wilkes], его первый военно-морской посетитель, нанес его на карту в 1841 году во время своих знаменитых исследовательских экспедиций. Он обнаружил, что единственный проход в неглубокую лагуну был едва по колено [[глубиной]], а окаймляющий риф обрывался так круто, что дно не могло быть промерено в поисках грунта, удерживающего берег.{11} (Поселенцы 1930-х годов рассказывали доверчивым новоприбывшим, что остров имеет форму поганки и может соскользнуть со своего стержня в море, потому что кажется, что он покачивается под ударами прибоя.{12}) В 1899 году по настоянию Брэдфорда [Bradford] Соединенные Штаты объявили Уэйк кабельной станцией, но геодезисты не обнаружили никаких удобств, даже пресной воды.{13}Армейский генерал, осмотревший атолл, усомнился в том, что на нем «много, если таковые имеются» [[площадей]] для засыпки угля.{14} Контр-адмирал Робли Эванс [Robley Evans], однако, считал, что опытные моряки могут сымпровизировать способ. В 1904 году, направляя Азиатскую Эскадру обратно в Манилу после демонстрации, посвященной инсценированной революции Рузвельта в Панаме, он направился на Уэйк. Наблюдая за спокойным морем, Эванс размышлял о заправке флотилии, дрейфующей у края бурунов.{15} [[Столь]] ужасающая уловка ["terrifying expedient"] никогда не использовалась в Оранжевом Плане. В версии 1911 г. предполагалось наличие японского разведывательного поста в Уэйке, но предполагалось, что Синими он использоваться не будет ,{16} а План 1914 года лишь обозначил его положение на пути продвижения.{17} Уэйку и другим "синим" атоллам пришлось дождаться наступления воздушной эры для серьезного рассмотрения в планах.
ТАБЛИЦА 10.1 Расстояния и соотношения для стратегий "набегателей" и "предусмотрительных"
Примечание. В Микронезии не имелось главных военно-морских баз Оранжевых примерно до 1940 года.
{a} Из Перл-Харбора.
{b} С домашних островов или с Пескадор/Формозы.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Oliver, 1907 Problem.
2. 2d Comm to GB, Prepn of Genl War Plans, read to Bd 23 Nov 09, #425, Box 122, GB Subj File. Cdr C. S. Williams, Extract from paper, Nov 09, UNOpP 1910, Box 48, RG 8, NHC, NWC.
3. GB 1914 Plan, 13, 71.
4. Bywater, Great Pacific War, chap. 12.
5. Re Midway: US Legation Tokio to SecState, 20 Mar 01, #537; Actg SecState to SecNav, 27 Aug 02, SecNav Genl Records. Lyle S. Shelmidine, “The Early History of Midway Islands,” American Neptune, July 1948, 179-95. Re Wake: Corresp among Master USAT Buford, Hydrographer, BuEquipt, SecState, SecNav, Legation of Japan, various dates Aug 1902, File 9642, SecNav Genl Records. New York Tribune, 11 Aug 02, 1:3, 28 Aug 02, 2:4. New York Herald, 2 Nov 02, 5th Sec. RAdm Robley D. Evans, USN, An Admiral’s Log (New York: D. Appleton and Co., 1911). Re other Leeward atolls: Bryan, American Polynesia, 187.
6. Gerard Ward, ed., American Activities in the Central Pacific, 1790-1870 (Ridgewood, N.J.: Gregg Press, 1967), 1870 entries. U.S. Congress, Senate, Nav Affairs Comm, Rept No. 194, 40th Cong., 3d sess., 1869. George H. Read, Pay Inspector, USN (Ret.), The Last Cruise of the Saginaw (Boston: Houghton Mifflin, 1912).
7. Pres of US, Executive Order, 20 Jan 03, in Shelmidine, “Early History of Midway,” 192.
8. NWC 1911 Plan, 4, 9. Pac Sta War Portf #3, Isls & Anchorages in N Pac Belonging to US, 20 Nov 12, Folder #141, GB Records. CinC Pac Flt, Examination of . . . Caroline & Marshall groups, 4 Dec 12, War Portf #3, 20 Nov 12, GB War Portfs. GB to SecNav, same title, 10 May 13, #409, GB Subj File. GB 1914 Plan, 13-14, 27-28, 45, 71, 147.
9. WPD, Study of Certain Pac Is, 6 Aug 27.
10. GB, 2d Endorsement, #414-3, 24 Jan 18, GB Subj File.
11. Charles Wilkes, USN, Narrative of the United States Exploring Expedition during the Years 1838, 1839, 1840, 1841, 1842 (Philadelphia, 1845), vol. 5, chap. 7, entry Dec 20, 1841.
12. Dierdorff, “Pioneer Party-Wake Island,” 501.
13. SecNav to Chief BuEquipt, 2 Feb 99, 153877, File DT Misc Telegraph & Cable, RG 45, NA. “Old Glory on Wake Island,” U.S. Naval Institute Proceedings, no. 388 (Jun 1935), 807. Harry W. Flint, “Wake Island,” Pacific Commercial Advertiser (Honolulu), 22 Feb 99.
14. F. V. Greene to Adj Genl, US Expeditionary Forces, 5 Jul 98, 114945 AGO, Bureau of Insular Affairs, RG 350, NA.
15. Evans, Admiral’s Log, 293-96. Evans, Rept #3-D, 7 Jan 04, in Pac Sta War Portf #3, 20 Nov 12, GB War Portfs.
16. NWC 1911 Plan, 2(b):9.
17. GB 1914 Plan, 27.
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].