Эдвард Миллер. "Военный план Оранж". (часть 8.2)

Dec 16, 2023 11:00

Превращение Генеральным Советом планов Тихоокеанской кампании в полемику об имперских амбициях было симптомом неорганизованности военно-морского ведомства. Отделение стратегии от операций больше не имело смысла. В течение многих лет офицеры-реформисты настаивали на создании генерального штаба армейского образца, среди прочего, из-за его предполагаемой эффективности в планировании. Оппоненты возражали, что Флот не нуждается в специальных штабах, что тесные морские казармы ["cramped sea quarters"; k4: или корабельные помещения?] для них не подходят, и что Армия все равно обычно поступает неправильно ["army usually did things wrong anyway"].{16} В 1915 году, в преддверии войны, Конгресс отбросил в сторону свой традиционный страх перед отказом от гражданского контроля и учредил Управление Командующего Военно-Морскими Операциями (OpNav).{17} Многочисленные обязанности, возложенные на главу военно-морского Флота "в форме", включали и военное планирование, но, хотя он напрямую контролировал Военный Колледж и военно-морскую разведку, в Генеральном Совете он был лишь одним среди равных, и подчинялся гражданскому министру. Первый CNO, адмирал Уильям С. Бенсон [William S. Benson], мало интересовался разработкой стратегии. Его помощник, капитан Уильям В. Пратт [William V. Pratt], организовал штат планирования, который во время мировой войны был занят административными делами{18}, так что старые агентства [[стали]] претендовать на восстановление их функций. Президент Военного Колледжа Остин Найт [Austin Knight] предложил собрать квалифицированную команду, чтобы разработать планы для назидания Бенсона, но NWC на время закрылся, и из этого ничего не вышло. Дьюи и Бэджер размахивали указом 1900 года, согласно которому Генеральный Совет был назначен законным органом планирования.{19} В отсутствие реальной конкуренции Совет де-факто контролировал Оранжевый план до 1919 года и сохранял за собой важное право голоса до 1923 года.

Когда в апреле 1917 года США объявили войну Германии, военно-морское ведомство пребывало в состоянии хаоса. У него не было полезного военного плана для Атлантики, факт, раскрытый во время допросов Сенатом адмирала Уильяма С. Симса после [[наступления]] перемирия. Симс, командующий военно-морскими силами США в Европе, заявил, что страна понесла трагические потери кораблей и людей, потому что военные корабли не были готовы к бою, а предпосылки военного плана «Блэк» - военно-морское столкновение с Германией в Карибском море - были смехотворны.{20} Во время войны Симс выступил с инициативой собрать в Лондоне прекрасный штат планирования, призвав «блестящих выпускников» [“brilliant graduates”] Военного Колледжа из многих подразделений службы. В 1918 году Бенсон поручил капитану Гарри Э. Ярнеллу [Harry E. Yarnell] организовать аналогичную группу в Вашингтоне. К концу войны «значительное количество способной молодежи ... полной бодрости и энергии», включая капитанов Фрэнка Х. Шофилда, Дадли У. Нокса, Томаса К. Харта и коммандера Уильяма С. Пая [Frank H. Schofield, Dudley W. Knox, Thomas C. Hart, William S. Pye], исследовали такие темы, как тактика мирных переговоров и послевоенные соотношения сил.{21}

Контрастный военный опыт Вашингтона и Лондона подтолкнул к формированию в августе 1919 года отдела планирования при CNO, известного как OpNav Plans Division или известного под его численным обозначением Op-12. Двадцать его офицеров были сгруппированы в восемь секций, которые больше занимались текущими вопросами, такими как организация, обучение и вооружение, чем планами будущих войн. Он оказался настолько громоздким, что постепенно большая часть его функций была передана другим ведомствам. В 1921 году оставшиеся восемь или девять офицеров были переименованы в Отдел Военных Планов (War Plans Division, WPD) и получили указание заниматься исключительно этой деятельностью.{22}

Энергичной команде следовало бы пересмотреть устаревший Оранжевый план. Если бы Бенсон остался, он, возможно, способствовал бы возникновению фракции "предусмотрительных", поскольку сам он был аутсайдером в наступательной клике, которая доминировала в [[разработке]] стратегии для Тихоокеанского региона, и был верным приспешником Дэниелса, выступавшим против отдаленных баз. Однако в конце 1919 года OpNav возглавил контр-адмирал Кунц. Новый CNO рассматривал Японию как следующего врага и вскоре облегчил одну из дилемм, стоявших перед планировщиками, перебросив Флот на Тихоокеанское побережье. Однако у него не было способностей к реалистичному планированию кампании.{23} Его фанатичная преданность [[идее]] крепости Гуам пустила под откос как "набегательные", так и "предусмотрительные" варианты мобильной стратегии. Его помощники по планированию, Оливер и Ярнелл, потворствовали тщеславию своего начальника, не замечая политической тенденции к ограничению военно-морских вооружений и тихоокеанских баз.

После 1920 года основатели Отдела Планов отдалились ["drifted away"], и его статус ослаб. В 1921 году Оливера сменил невпечатляющий капитан Лусиус А. Боствик [Lusius A. Bostwick].{24} Тем временем Генеральный Совет под командованием Уильяма Л. Роджерса [William L. Rodgers] вёл упорные арьергардные действия за "американские Гибралтары" с обычным неэффективным результатом. Только после того, как в 1922 году Вашингтонский договор лишил Гуам всякой надежды, настал момент для "предусмотрительной" программы. Кларенс Уильямс, самый талантливый стратег Флота, заполнил вакуум в планировании и интегрировал новаторские идеи, рождавшиеся среди колледжей, морских пехотинцев и логистики, в рациональный план кампании по перемещению между островами (глава 10).

"Предусмотрительное" влияние было недолгим. Героические идеалы дерзости и быстрой победы были еще слишком глубоко укоренены. Бюрократическая борьба за территорию ["turf"] в очередной раз привела к некоему [[прецеденту]] закона о стратегии Грешема: плохие "набегательные" планы вытеснили хорошие "предусмотрительные". Удивительно, но именно Армия подтолкнула военно-морские "набегателей" к захвату [[ключевых позиций в разработке]] плана Оранж.

После войны генералы хотели выкупить ["wished to redeem"] Объединенный Совет из чистилища, в которое его отправил Вильсон. Под политическим толчком Теодора Рузвельта-младшего Флот согласился. Министры Бейкер и Дэниэлс воссоздали Совет из шести влиятельных членов, которые служили "ex officio" в силу своих должностей: Начальник Штаба Армии и начальники ее отделов операций и военных планов, а также CNO, помощник CNO и старший офицер военно-морского планирования. Никакого кучкования случайно выбранных седобородых; они авторитетно могли обсуждать свои задачи. Поскольку вожди и их сотрудники занимали соседние здания на проспекте Конституции в Вашингтоне, отношения были близкими и неформальными. В результате радикальной реформы Объединенный Совет получил право инициировать исследования, не дожидаясь запросов от секретарей кабинета министров. С тех пор работа Совета считалась впечатляющей; он выпускал около двадцати пяти официальных документов в год. Гражданский секретарь вел протоколы ежемесячных собраний, пока в 1936 году его из соображений безопасности не заменил военный офицер.

Объединенный Совет назначил Объединенный Комитет по Планированию (Joint Planning Committee, JPC) из шести офицеров среднего звена, по три от каждого из отделов военных планов, которые сформировали армейскую и морскую секции комитета. Секции работали почти непрерывно. Комитет в полном составе не имел собственного офисного помещения и собирался в среднем раз в неделю. Чтобы поощрить свободный обмен, он собирался в неформальной обстановке и не вел никаких протоколов. Он действовал на основе консенсуса. В дополнение к выполнению заданий родительского совета по планированию, JPC также было предоставлено заветное право инициировать исследования. Работа в JPC была привлекательной возможностью карьерного роста. Немногие избранные получили представление о совместных делах и установили контакты, которые переросли в личную дружбу. Комитет также был полезным каналом [[взаимодействия]] для Op-12 в годы его становления, потому что военно-морские планировщики могли направлять через него идеи, не связываясь с завистливым Генеральным Советом. Флот доминировал в работе над Оранжевым планом. По их высокомерному мнению, армейские планы были простым делом по сравнению с развертыванием Флота. Их военные коллеги мало изучали стратегическую проблему Оранжевых и смиренно подчинились.{25}

В 1919 г. Объединенный Совет любезно одобрил документ своего штаба "Стратегия Тихого океана", полемику о крепости Гуам.{26} Но армейское руководство, озабоченное законопроектом о реорганизации, вскоре поняло, что вопрос о Гуаме [[вскоре]] отпадет, и начало дистанцироваться от него. {27} После Вашингтонского договора 1922 года риторика Леонарда Вуда, донесшаяся из Манилы, вдохновила генералов на требование к стратегии удержать Филиппины резким наступлением. Предложение обмануло Кунца, но он залез в бюрократическую яму, поддержав осторожное решение Уильямса. Поэтому CNO обратился к независимому Генеральному Совету Флота, чтобы заручиться поддержкой азартных предложений Армии. Его поддержка этого необдуманного начинания оказалась лебединой песней Генерального Совета в военном планировании (глава 11). После 1923 г. он вышел из сферы стратегического бизнеса и занялся консультированием по характеристикам кораблей и уровням сил.

Бюрократический поток на Флоте не соответствовал системе планирования Aрмии. В 1921 году Армия приняла концепцию Генерального штаба (General Headquarters, GHQ), которая предполагала, что в военное время за границей будет создано отдельное полевое командование и возьмет с собой большую часть личного состава AWPD. Это оставалось теоретической договоренностью; до Второй мировой войны Отдел Военных Планов Армии функционировал как единственный орган стратегического планирования.{28}

Упрощение военно-морского планирования в едином штабе было поставлено под сомнение в другом квартале 1925 года. Кунц после своего последнего пребывания на посту Главнокомандующего Флотом США снова взял под контроль планирование кампании на Тихом океане. Его главный штаб разработал план атаки, который был высшей точкой бездумного наступления ["high-water mark of mindless offensivism"]. Это было настолько агрессивно, что смутило Флот. Когда он вышел на пенсию, OpNav отреклась от его плана и в 1926 году восстановила авторитет WPD. Флот больше [[ничего]] не планировал до конца 1930-х годов; хотя он по-прежнему оставался духовным домом "набегательной" фракции, к тому времени он ограничивался поиском острых кратчайших путей, совместимых с общепринятой "предусмотрительной" доктриной.

В изменении условий американской системы планирования с 1911 по середину 1920-х годов очевидны два посыла. Во-первых, формализм органов - членство, устав и место в цепочке командования - имел меньшее значение при определении стратегии кампании, чем образ мыслей высших командиров. Напористые идеалы вождей с героическими видениями установили стандарты для большинства Оранжевых планов, исходящих от факультетов Военного Колледжа, генеральных штабов или оперативных подразделений служб. Только после того, как они ушли со сцены, институты планирования предложили более подходящие "предусмотрительные" решения. Во-вторых, плюралистическая система породила сильные агентства, которым суждено было расцвести во время Второй мировой войны. Возрожденный и интегрированный Объединенный Совет 1920-х годов был предком гораздо более могущественного Объединенного Комитета Начальников Штабов 1940-х годов. JPC превратился в Планировщиков Объединенного Штаба [Joint Staff Planners] и Объединенный Комитет Военных Планов [Joint War Plans Committee] 1942-45 годов. Op-12 продолжала работать под новым названием как отдел стратегического планирования военного времени Военно-морского ведомства. Штаб Флота, потерпевший неудачу в планировании в 1920-х годах, вовремя вступил конфликт и стал главным проектировщиком тихоокеанских военно-морских кампаний. Изгнанные Военно-Морское Колледж и Генеральный Совет так и не вернули себе былую славу планировщиков. Их независимые штабы, столь блестящие теоретиками в области геополитики и большой стратегии, но столь неподходящие для планирования наступательных кампаний, ушли из области стратегии.

ПРИМЕЧАНИЯ:

17. Love, ed., Chiefs of Naval Operations, xiv-xvii.

18. Crawley, “Checklist of Strategic Plans,” 2. Wheeler, Pratt, chap. 4.

19. RAdm A. M. Knight, Evolution of War Plans, 30 Mar 15; GB to SecNav, Prepn of War Plans by GB, 28 Jan 15, #425, Box 123, GB Subj File.

20. Coletta, “Josephus Daniels,” 564-72.

21. Trask, “Benson,” 3-6, 10-15. Wheeler, Pratt, 114, 119. Albion, Makers of Policy, 90. Crawley, “Checklist of Strategic Plans,” 2.

22. Crawley, “Checklist of Strategic Plans,” 2-3. Albion, Makers of Policy, 90-92. Pye, lecture at Naval Post Graduate School, 6 Nov 26. Navy Directory, various years.

23. Douglas, “Coontz,” 23-35.

24. Crawley, “Checklist of Strategic Plans,” 3.

25. Davis, History of Joint Chiefs, 14-29. Horne, lecture, ca. mid-1922. Pye, lecture, AWC, 21 Oct 24.

26. JB, Strategy of the Pacific, 1919.

27. Pye, lecture, AWC, 21 Oct 24.

28. Davis, History of Joint Chiefs, 38.

[Оглавление книги]; [Компендиум родственных документов].

=war-plan-orange=

Previous post Next post
Up