AAFHS-063 - ПРИОБРЕТЕНИЕ АВИАБАЗ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ, ИЮНЬ 1939 - ИЮНЬ 1943 Г (часть 8.1)

Oct 20, 2023 15:06

[страница 237]

Глава VIII

СОГЛАШЕНИЕ О [[ОБМЕНЕ]] ЭСМИНЦЕВ-НА-БАЗЫ: ПЛОЩАДКИ ДЛЯ АВИАБАЗ США, АРЕНДОВАННЫЕ У СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА
[THE DESTROYERS-BASES AGREEMENT: UNITED STATES AIR BASE SITES LEASED FROM THE UNITED KINGDOM]

Эволюция Соглашения об Участках Для Баз [Base Sites Agreement]

2 сентября 1940 года лорд Лотиан [Lord Lothian], британский посол в США, и Государственный Секретарь Корделл Халл обменялись нотами, в которых предусматривалось, что в обмен на 50 флотских эсминцев Соединенные Штаты получат права на авиабазы в британских владениях в Западном Полушарии. За исключением Ньюфаундленда и Бермудских островов, все объекты находились в Карибском регионе. В отличие от территорий Карибского бассейна, участки на Ньюфаундленде и Бермудских островах были сданы в аренду Соединенным Штатам «бесплатно и безвозмездно».{1}

Британское правительство согласилось предоставить шесть основных районов Карибского бассейна для немедленного создания авиабаз: Багамские острова (на восточной стороне); Ямайка (на южном побережье); Сент-Люсия (на западном побережье); Тринидад (на западном побережье залива Пария); Британская Гвиана (в пределах 50 миль от Джорджтауна); и Антигуа. Хотя все объекты авиабаз будут сданы в аренду Соединенным Штатам на срок 99 лет бесплатно, Соединенные Штаты должны были компенсировать владельцам частной собственности убытки, вызванные экспроприацией или ущерб, причиненный созданием авиабаз.{2}

[страница 238]

[Представители США и Великобритании [[должны были]] определять] точные размеры и границы территорий авиабаз, и, если соглашение не было бы достигнуто, вопрос должен был быть передан на рассмотрение Госсекретарю США и министру иностранных дел Великобритании для урегулирования.{3} 3 сентября Президент направил Конгрессу послание, в котором заявил, что:

...Это самая важная мера по укреплению нашей национальной обороны, предпринятая после покупки Луизианы. ... Они /военно-морские и армейские оборонительные объекты/ необходимы для защиты Панамского канала, Центральной Америки, северной части Южной Америки, Антильских островов, Канады, Мексики и нашего восточного побережья и побережья [[Мексиканского]] Залива...

В президентское послание был включен обмен нотами Лорда Лотиана и Госсекретаря Халла от 2 сентября, а также заключение генерального прокурора Роберта Х. Джексона [Robert H. Jackson] от 27 августа, объявляющее сделку законной.{4}

Премьер-министр Франции Поль Рейно первоначально предложил премьер-министру Уинстону Черчиллю 14 мая 1940 года купить или взять в аренду эсминцы Соединенных Штатов. На следующий день премьер-министр довел это предложение до сведения президента Рузвельта, но президент не смог оказать никакой поддержки Черчиллю в его просьбе о предоставлении эсминцев. Из-за запрета Конгресса на передачу американских материалов иностранным правительствам (если только такие материалы не были объявлены излишними военным и военно-морским ведомствами) потребовалось разрешение Конгресса, прежде чем эсминцы смогли быть предоставлены Великобритании.

[страница 239]

[Возможность объявления любого из] 200 с лишним эсминцев законсервированного флота "излишками" в то время была крайне маловероятной, поскольку требования обороны требовали использования всех военных кораблей для национальной обороны.{5}

К концу лета 1940 года несколько важных событий [изменили] международную картину. Франция пала. Великобритания остро нуждалась в эсминцах для защиты своих кораблей в Атлантике. США предвидели потребность в дополнительных базах в Атлантике. 13 августа президент Рузвельт встретился с членами своего кабинета и разработал основные элементы предлагаемого соглашения об обмене британских баз на американские эсминцы.{6}

1 сентября президент Рузвельт назначил Совет Экспертов [Board of Experts] из восьми членов во главе с контр-адмиралом Джоном Гринслейдом [John W. Greenslade] {*} для выбора конкретных баз. {7} В течение сентября и октября 1940 года Совет посетил каждое из британских карибских владений и представил военному и военно-морскому ведомствам отчеты об отдельных участках, рекомендованных для создания военно-морских и авиабаз. Совет также описал формы аренды, которые были рекомендованы к заключению между властями Соединенных Штатов и местными колониальными правительствами в каждой локации.

{*} Другими членами Совета были генерал-майор Джейкоб Л. Деверс (USA), капитан Рассел С. Креншоу (USN), капитан Дуэтт В. Роуз (USN), подполковник Гарри Дж. Мэлони (USA), коммандер Кендал Б. Брэгг (USN), коммандер Кэлвин Т. Даргин (USN) и подполковник Омар Т. Пфайффер (USMC). [ Jacob L. Devers, Russel S. Crenshaw, Duette W. Rose, Harry J. Malony, Kendal B. Bragg, Calvin T. Durgin, Omar T. Pfeiffer ]

[страница 241]

[Если бы соглашение было достигнуто и одобрено Соединенными Штатами, британское правительство] выплатило бы оговоренную сумму, а Соединенные Штаты вернули бы эту сумму позднее. Если бы соглашение не было достигнуто или если бы Соединенные Штаты не одобряли достигнутое соглашение, такой вопрос будет решаться трибуналом, созданным в соответствии с существующими колониальными законами для присуждения выплат частным владельцам, чья собственность необходима для общественных целей. Британское правительство выплатит сумму, продиктованную трибуналом, а Соединенные Штаты возместят эти средства. Если власти Соединенных Штатов не придут к согласию с выводами трибунала, вопрос будет урегулирован путем договоренностей, которые будут согласованы обоими правительствами позднее.

По словам Батлера, британское правительство попросит губернаторов колоний проконсультироваться с местными представителями Соединенных Штатов относительно вышеуказанной процедуры, прежде чем владельцам собственности будет сделано какое-либо предложение о компенсации. Губернаторам колоний также будет предложено предоставить должностным лицам Соединенных Штатов информацию о: цене, фактически уплаченной владельцем за свою собственность; дате приобретения ими имущества; стоимости улучшений, произведенных в объекте недвижимости после его приобретения; стоимость, по которой имущество было оценено для целей налогообложения в течение текущего года, а также любые изменения оценочной стоимости за последние три года; надлежащим образом удостоверенная сумма налогов, уплаченных за имущество; обычная местная практика относительно обычного соотношения между оценочной стоимостью имущества и текущей ценой продажи; и цена, по которой аналогичная недвижимость в данной местности, как внутри, так и за ее пределами, была продана или могла быть куплена. {11} 14 февраля 1941 года Данн уведомил Батлера, что предложенная процедура, изложенная выше, приемлема для Соединенных Штатов.{12}]

[страница 242]

Шесть недель спустя, 27 марта 1941 года, Соединенные Штаты и Великобритания подписали в Лондоне соглашение об использовании и эксплуатации карибских оборонительных объектов. Было предусмотрено, что Соединенные Штаты имели право отказаться от арендованных территорий в любое время до истечения 99-летнего периода без штрафных санкций, уведомив британское правительство за один год. После подписания соглашения должны были быть заключены договоры аренды отдельных базовых площадок, которые должны были немедленно вступить в силу. До официального заключения этих договоров аренды баз Соединенным Штатам было разрешено осуществлять контроль над оборонительными объектами и немедленно вступить во владение ими. В дополнение к базам, согласованным обоими правительствами, Соединенным Штатам было разрешено приобретать в дополнительную аренду любые оборонительные территории, которые они считали необходимыми для защиты баз, на таких условиях, которые могли быть согласованы.{13}

С подписанием Соглашения от 27 марта 1941 года была подготовлена почва для переговоров между представителями Соединенных Штатов и представителями различных колониальных правительств по поводу аренды отдельных баз.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Samuel I. Rosenman, The Public Papers and Adores ses of Franklin D, Roosevelt (New York, 1941), pp. 392-94.

2. Ibid.

3. Ibid.

4. Ibid., pp. 391-92.

5. Cordell Hull, The Memoirs of Cordell Hull (New York, 1948), I, p. 831; Henry L. Stimson, On Active Service in Peace and War (New York, 1947), pp. 356-58.

6. See n. 5; William L. Langer and S. Everett Gleason, The Challenge to Isolation, 1937-1940 (New York, 1952), pp. 742-76.

7. Mark Skinner Watson, Chief of Staff: Prewar Plans and Preparations, U.S. Army in World War II (Washington, 1950), p. 478.

8. History of Negotiations Concerning the Army Bases in Jamaica, B. W. I. , Antilles Dept, (undated), Vol I, p. 9, in AG Publications and Records Center, Hq USAR CARIB (hereinafter referred to as AGP&RC).

9. Cordell Hull, The Memoirs of Cordell Hull, I, pp. 841-42.

10. History of Negotiations Concerning the Army Bases in Jamaica, B. W. I. , Antilles Dept, (Undated), Vol I, p. 9, in AGP&RC.

11. Ltr, Nevile M. Butler, British Embassy to James C. Dunn, State Dept Advisor on Political Relations, 10 Feb 41, in History of Negotiations Concerning the Army Bases in Jamaica, B. W. I, Antilles Dept, (undated), Vol I, Exhibit #6B, in AGP&RC.

Государственный Секретарь представил семь пунктов британскому посольству 13 декабря 1940 года в качестве основы для определения истинной стоимости частной собственности, необходимой для баз в колониях.

12. Ltr, James C. Dunn, State Dept Advisor on Political Relations to Nevile M. Butler, British Embassy, 14 Feb 41, in History of Negotiations Concerning the Army Bases in Jamaica, B. W. I., Antilles Dept, (undated), Vol I, Exhibit #6C, in AGP&RC.

В ноте от 10 июня 1943 года посольство Великобритании проинформировало Государственный Департамент, что британское правительство возьмет на себя все требования о компенсации за экспроприированную частную собственность в британских колониях, которую Соединенные Штаты согласились выплатить в соответствии с обменом нотами от 2 сентября 1940 года. Введение обратного ленд-лиза фактически означало, что британское правительство взяло на себя выплату более пяти миллионов долларов по искам, возникшим в результате проектов переезда и переселения, временной потери способности зарабатывать со стороны землевладельцев и бонусов, чтобы побудить частных владельцев немедленно освободить имущество, срочно необходимое для оборонных целей, в дополнение к выплате фонда для покрытия фактической стоимости экспроприированного частного имущества.

/See Radio #WARX 18930, Marshall to CG, Antilles Dept, 5 Apr 44, in US Aviation Agreements, AC/AS-4, Air Installations Files (FREB); New York Times, 11:3, 10 Aug 43./

13. Agreement between the United States and Great Britain for the Use and Operation of the United States Bases, 27 Mar 41, in AG 680. 4 Leases, CDC.

roosevelt franklin delano, 1940-09-02, #6b, reynaud paul, 1941-02-14, =aafhs-063=, lothian (lord), #6c, hull cordell, churchill, 1941-03-21, 1941-03-27, #warx, 1940-05-14

Previous post Next post
Up