AAFHS-063 - ПРИОБРЕТЕНИЕ АВИАБАЗ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ, ИЮНЬ 1939 - ИЮНЬ 1943 Г (часть 5.2)

Sep 27, 2023 12:43

[страница 131]

[13 февраля 1940 года полковник Спаатц был проинформирован во время конференции Отдела Военных Планов, что важный кубинский чиновник] неофициально заявил, что его правительство желает, чтобы Соединенные Штаты помогли в создании воздушных объектов в этой республике.

Поскольку Государственный Департамент первоначально отказался разрешить Управлению Гражданской Авиации создать эти объекты, агентство стремилось добиться того, чтобы Государственный Секретарь отменил это решение. Управление Гражданской Авиации считало, что приоритет в задаче создания и эксплуатации желаемых объектов должен принадлежать ему, а не Pan American. Отдел Военных Планов посчитал, что следующим шагом Госдепартамента должен стать созыв встречи заинтересованных сторон, включая Военное Министерство, Управление Гражданской Авиации и, возможно, компании Pan American.{14}

15 мая 1940 года Государственный Департамент созвал заседание Специального Межведомственного Комитета [Special Inter-Department Committee] с целью обсуждения требований армейского Авиационного Корпуса к аэродромным объектам за пределами континентальных границ Соединенных Штатов, уделяя особое внимание тем, которые желательны в Камагуэе на Кубе и в Порт-о-Пренс на Гаити. В ходе заседания был назначен подкомитет, состоящий из одного представителя от каждого из представленных ведомств (Военное Министерство, Государственный Департамент и Управление Гражданской Авиации), для подготовки конкретных рекомендаций для рассмотрения Комитетом на его следующем заседании.{15}

[страница 132]

[22 мая подкомитет рекомендовал Госдепартаменту дать указание о создании гражданской компании для реализации] программы на некоммерческой основе. По разрешению Госдепартамента компания будет вести переговоры с правительствами Кубы и Гаити об аренде земли, необходимой для строительства аэродромов; позднее дополнительные полномочия будут распространены на аэродром Наталя в Бразилии. Весь эксплуатационный персонал будет обучен Управлением Гражданской Авиации, а эксплуатация и строительство авиационных сооружений будет регулироваться контрактом, подписанным Военным Министерством и гражданской компанией. В дополнение к этому предложению подкомитет представил Комитету три альтернативные схемы:

(1) создать новое правительственное агентство для работы в рамках CAA;
(2) заключить контракт с Pan American на выполнение проекта; или
(3) заключить контракт с различными американскими республиками на выполнение проекта. {16}

К началу июня 1940 года альтернативы были сведены к схемам (1) и (2), приведенным выше, и Государственный Департамент представил их президенту Рузвельту с замечанием, что контракт между правительством Соединенных Штатов и Pan American на программу развития, по-видимому, является самым практичным выбором. По рекомендации Государственного Департамента Рузвельт разрешил Военному Министерству привлечь компанию Pan American для реализации проекта до 1 июля и одобрил использование чрезвычайных фондов обороны для покрытия расходов на работы.{17}

[страница 133]

[Ранее, 30 мая, бригадный генерал Х. А. Дарг, командующий 19-м авиакрылом, сообщил Военному Министерству, что аэродромы в Центральной и Южной Америке непригодны для военных операций. Отметив, что аэродромы Pan American станут хорошей отправной точкой для программы расширения, генерал Дарг предложил поручить Pan American улучшение и развитие посадочных площадок, поскольку эта процедура будет более экономичной и с меньшей вероятностью создаст неблагоприятную огласку, поскольку улучшения можно объяснить внедрением более крупных типов коммерческих самолетов наземного базирования. {18} 30 июля Военное Министерство ответило, что [[вместе]] с военно-морским ведомством были предприняты совместные действия по развитию латиноамериканских авиалиний компанией Pan American.

Конкретные аэродромы для строительства были определены Комитетом по планированию Армии и Флота в конце июня.{19}

В начале июня 1940 года Хуан Трипп и его представители из PAA были приглашены на секретную конференцию в Вашингтоне и проинформированы о требованиях к развитию аэропортов. 19 июля на конференции, на которой присутствовали полковник Джон Х. Жуэтт [John H. Jouett], Трипп и представители Армии, Флота и Pan American, последняя официально согласилась реализовать программу. Переговоры о подходящем контракте продолжались в течение следующих четырех месяцев. {20} Подполковник Клейтон Бисселл [Clayton Bissell] из Отдела Военных Планов был официально назначен представлять правительства США в переговорах с Pan American.

[страница 134]

[Полковник Жуэтт, армейский офицер в отставке, который был президентом] Авиационной Торговой Палаты [Aeronautical Chamber of Commerce], действовал в качестве связующего звена между военным министерством и Pan American и помогал полковнику Майрону К. Крамеру [Myron C. Cramer] из Управления Главного Судьи-Адвоката [Judge Advocate Generals Office] в составлении окончательного варианта проекта договора. Координацию между Управлением, начальником Авиационного Корпуса и Генеральным Штабом Военного Министерства осуществляли по большей части генерал Арнольд и Бисселл. Все вопросы, касающиеся контракта, регулярно передавались в Госдепартамент на рассмотрение и комментарии. {21}

Переговоры были завершены в конце октября 1940 года, и 2 ноября 1940 года Военный Министр подписал с Pan American контракт на программу развития аэропортов. Одобряя контракт на программу развития аэропортов, Государственный Департамент сообщил 24 октября Военному Министерству, что для Соединенных Штатов практически невозможно ни по договору, ни по другому соглашению получить желаемые объекты непосредственно от соответствующих латиноамериканских республик. Многие важные детали контракта были согласованы лично генералом Маршаллом и военным министром Стимсоном с полковником Жуэтом, который представлял Военное Министерство на переговорах до сентября, когда плохое здоровье лишило его возможности участвовать в переговорах. Однако к тому времени большая часть работ по контракту была завершена.{22}

[страница 135]

[Секретность была основным фактором при выборе Pan American для проведения ADP. В этот период ни Соединенные Штаты, ни какая-либо из латиноамериканских республик не находились в состоянии войны; следовательно, любое открытое действие, которое могло лишить их нейтральной позиции, могло спровоцировать нападение стран Оси на американскую территорию. Более десяти лет Pan American действовала по всей Латинской Америке и создала сеть аэродромов, которые можно было бы расширять в качестве военных авиабаз; Pan American успешно поддерживала хорошие отношения с высокопоставленными правительственными чиновниками в различных республиках; поэтому казалось более практичным разрешить Pan American вести переговоры по авиабазам через свою собственную компанию, используя авиационные соглашения, уже заключенные компанией с различными правительствами, чем просить Государственный Департамент заключить независимые договоры и соглашения с каждой страной для [[возведения]] желаемых объектов. Раскрытие интереса Соединенных Штатов к Программе Развития Аэропортов и ее спонсорства могло бы отложить строительство жизненно важных авиабаз как минимум на полтора года.{23}

Pan American было нелегко принять на себя обязательства, вытекающие из контракта. Трипп опасался, что его компания поставит под угрозу свою превосходную репутацию, существующую в Америке уже 12 лет, взявшись за такое предприятие.

[страница 136]

[Если тайное соглашение между правительством Соединенных Штатов и Pan American будет раскрыто, компания потеряет значительный престиж в глазах] латиноамериканских народов. После того, как Pan American заверили, что программа развития аэропорта будет засекречена и что улучшения будут проводиться демонстративно как коммерческое предприятие, компания согласилась подписать контракт от 2 ноября. {24}

Представляя Военному Министру на подпись контракт по программе развития аэропортов, генерал-майор Аллен В. Галлион [Allen W. Gullion], Главный Судья-Адвокат, сделал следующее наблюдение:

Pan American - единственный продавец услуг, которые, по словам ваших военных советников, жизненно необходимы для защиты Панамского Канала и других интересов Соединённых Штатов. Только факт жизненной необходимости мог бы оправдать этот контракт, который, по сути, является субсидированием Pan American, хотя правда и то, что корпорация утверждает, что ей не нужна большая часть расширенных мощностей, которые обеспечит контракт, и заявляет, что она вступает в договор ради услуги государству. {25}

С введением в эксплуатацию в августе 1940 года самолетов Боинг "Stratoclipper" на регулярных рейсах в Латинскую Америку потребность в аэродромах с более длинными взлетно-посадочными полосами и более сложными сооружениями, а также в совершенно новых аэропортах стала более острой. Тогда было логично, что Pan American должна добиться уступок от латиноамериканских республик для улучшения существующих аэропортов и создания новых. Расширение коммерческих авиаперевозок компанией Pan American и потребность в улучшении инфраструктуры авиалиний в Соединенных Штатах, произошедшие по совпадению примерно в одно и то же время, вместе стали ключом к программе развития аэропортов. Совершенствуя латиноамериканские аэропорты для использования самолетами армейской авиации, Pan American будет проводить [их разработку на регулярной коммерческой основе, оправдывая эту деятельность необходимостями компании в расширенных мощностях для размещения более крупных самолетов наземного базирования.{26}]

ПРИМЕЧАНИЯ:

14. R&R, Chief, Plans Div, OCAC to Exec, OCAC, subj: Status of Airways Facilities in Caribbean, 13 Feb 40, in AAG 686 "A, 11 Foreign Landing Fields (DRB-AF).

15. Memo for Chief, Plans Div. , OCAC from Lt. Col. Robert Olds, AAC, 15 May 40, in WPD 4113-13; Memo for Special Inter-Department Committee from Lt. Col. Robert Olds, AAC, subj: Airways Facilities Required by Military Aviation beyond Continental Limits of the United States, 21 May 40, in AAG 686-A West Indies (DRB-AF).

16. Ibid. ; Report of sub-committee on Caribbean airways, in WPD 4113-13.

17. WPD Interoffice Memos, 4 Jun and 19 Jun 40, in WPD 4113-16, 19; WPD Memo for C/S WD, 1 Jul 40, in WPD 4113-22.

18. Ltr, CG 19th Wg, AC to TAG, subj: Airdrome and Servicing Facilities in Central and South America, 30 May 40, in AAG 600 "A", Central America (DRB-AF).

19. 4th Ind (ltr, CG 19th Wg, AC to TAG, subj: Airdrome and Servicing 20. Notes on Conference, 19 Jul 40, in WPD 4113-29.

21. WD Corps of Engineers Historical Study, Final Project Report, Airport Development Program, Vol. I (of 6 vols), pp. 2-33, in Miami Proj files (DRB-TR); Memo for Secy of War from TJAG, subj: Pan American Supplemental Contract, 8 Jan 42, in ADP Working Papers, Miami Proj files (DRB-TR); R&R, Chief, Plans Div to Chief of the AC, subj: Contract with Pan American Airways, 6 Nov 40, in AAG 686, Foreign Bases Pan American Contracts (DRB-TR); Memo for C/S WD from WPD, 1 Jul 40, in WPD 4113-22; ltr, Secy of War to Col Jouett, 16 Jul 40, in WPD 4113-22.

22. See Note 21; Memo for C/S WD from WPD, 5 Nov 40, in WPD 4113-33.

23. Memo for C/S WD from WPD, 5 Nov 40, in WPD 4113-33; 1st Ind (ltr, Chief of Engineers to Asst C/S, G-2, subj: Summary History of PAA Contracts, 13 Mar 45), Asst C/S, G-2 to Chief of Engineers, 15 Mar 45, in Final Project Report, Airport Development Program, Exhibit #1, Vol. I (of 6 vols), pp. 116-21; ltr, Juan Trippe, PAA President to Harold M. Bixby, PAA V. Pres., 4 Nov 40, in PAA-ADP files (N. Y. Office); ltr, Julius H. Amberg, Spec. Asst to Secy of War to Hugh Fulton, Chief Counsel, Truman Committee, 13 Aug 43, in Truman Committee Investigation Folder, Miami Proj files (DRB-TR); ltr, S. F. Pryon, Asst to PAA Pres. to Maj. T. Goodwyn, Deputy Contrating Officer, WD, 30 Jun 44, in ADP Project Report Working Papers, Miami Proj files (DRB-TR); Memo for Secy of War from TJAG, subj: Pan American Contract, 2 Nov 40, in ADP Working Papers, Miami Proj files (DRB-TR).

24. See Note 23.

О важности Pan American для национальных интересов свидетельствует следующее заявление, опубликованное в 1934 году, в котором обосновывалось освобождение Pan American от постановления Генерального Почтмейстера о расторжении всех контрактов на внутреннюю авиапочту; "Однако не считается, что аннулирование этих контрактов будет в общественных интересах, поскольку такие действия, вероятно, нарушат американское воздушное сообщение со странами Латинской Америки и могут нанести большой ущерб нашим торговым отношениям с этими странами. В Соединенных Штатах нет ни одной авиакомпании, которая обладала бы опытом, оборудованием, необходимыми концессиями со странами Латинской Америки и другими средствами обслуживания, которыми располагает Pan American Airways System для работы на этой территории".

/See Lissitzyn, International Air Transport and National Policy, pp. 339-41./

25. Memo for Secy of War from TJAG, subj: Pan American Contract, 2 Nov 40, in ADP Working Papers, Miami Proj files (DRB-TR).

26. WD Corps of Engineers Historical Study, Final Project, Airport Development Program, Vol. I {of 6 vols), pp. 2-33, in Miami Proj files (DRB-TR); ltr, S. F. Pryon, Asst to PAA Pres. to Maj. T. Goodwyn, Deputy Contracting Officer, WD, 30 Jun 44, in ADP Project Report Working Papers, Miami Proj files (DRB-TR); Lissitzyn, International Air Transport and National Policy, pp. 352-53.

cramer myron c., arnold, spaatz carl, 1940-05-22, 1940-06, =aafhs-063=, jouett john h., gullion allen w., 1940-07-19, 1940-02-13, bissell clayton, 1940-11-02, 1940-05-15, dargue herbert a., trippe juan

Previous post Next post
Up