AAFHS-063 - ПРИОБРЕТЕНИЕ АВИАБАЗ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ, ИЮНЬ 1939 - ИЮНЬ 1943 Г (часть 2.1)

Sep 09, 2023 09:51

[страница 34]

Глава II

ОККУПАЦИЯ ПАНАМСКИХ АЭРОДРОМОВ ПО ДВОЙНОЙ СИСТЕМЕ ДО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ С ОКТЯБРЯ 1940 ГОДА ПО СЕНТЯБРЬ 1941 ГОДА

Осень 1940 года стала решающей для США. После завоевания Германией Франции и Нидерландов в мае и июне 1940 года только Великобритания осталась, чтобы остановить волну нацистской агрессии. Этот неблагоприятный международный климат заставил военные власти Соединенных Штатов поставить защиту Западного полушария на второе место по важности после защиты самих Соединенных Штатов. Доктрина Монро, прочно укоренившаяся в американской внешней политике, оказалась под угрозой; следовательно, американская общественность, а также ее военные лидеры остро осознали необходимость военных баз для защиты Панамского канала. Когда 27 сентября 1940 года Япония присоединилась к Германии и Италии в подписании Тройственного пакта, территория Панамского Канала стала более чем когда-либо жизненно важна для защиты западных континентов. {1}

2 октября 1940 года Арнульфо Ариас вступил в должность президента Панамы. В своей инаугурационной речи он пожаловался, что вооруженные силы Соединенных Штатов оккупировали Рио-Ато и другие оборонительные объекты на территории Республики, не заключив обязательного соглашения с правительством Панамы.

[страница 35]

[Американские официальные лица были обеспокоены], потому что Ариас ранее был министром в Риме и был обвинен в проосевой ориентации некоторыми либеральными кругами. {2}

Вскоре после инаугурации Ариаса посол Доусон представил на рассмотрение новому президенту проект «B». К середине октября министр иностранных дел Панамы получил от посла список из 71 оборонительного объекта, включая 12 аэродромов, рекомендованных Советом по проекту аварийных посадочных полей, желаемых Соединенными Штатами. Первая попытка посла организовать встречу с президентом для обсуждения проекта «B» не увенчалась успехом. Президент Ариас сообщил послу Доусону, что перед организацией встречи с руководителем потребуются консультации с министром иностранных дел.

Соответственно, посол Доусон и генерал Ван Вурхис встретились с министром иностранных дел в середине октября. После того, как генерал указал на карте конкретные оборонительные объекты, необходимые его командованию в Республике, министр иностранных дел приступил к обвинению Соединенных Штатов в оккупации панамских объектов без надлежащего разрешения. Однако проверка этих участков показала, что они либо обсуждались с панамскими официальными лицами ранее, либо были обработаны в ограниченной степени в соответствии с процедурой приобретения земли, изложенной министром иностранных дел Панамы в его письме от 27 апреля 1933 года.

[страница 36]

[Министр иностранных дел ответил, что полномочия, предоставленные] прежним режимом, не были признаны администрацией Ариаса и что никаких определенных обязательств в отношении оборонительных объектов не может быть принято до тех пор, пока не будут проведены консультации с президентом Ариасом.{3}

При содействии Госдепартамента на 7 ноября была организована встреча посла Доусона и генерала Ван Вурхиса с президентом Ариасом и его министром иностранных дел. Открыв конференцию заявлением о том, что Панама готова сотрудничать с Соединенными Штатами в защите Панамского канала и Западного полушария, Ариас приступил к обсуждению конкретного вопроса об оборонных объектах. Он считал, что создание военных баз Соединенных Штатов в республике приведет к атакам противника в случае войны. Генерал Ван Вурхис поспешил указать, что ввиду своего временного характера и ограниченного развития панамские базы вряд ли станут объектами [[нападения]] противника; напротив, военные объекты в самой Зоне Канала будут иметь более высокий приоритет в качестве целей противника.

Президент Ариас также хотел покончить со всеми вопросами, отрицательно влияющими на отношения США и Панамы. Он предложил включить в переговоры по оборонным объектам несколько посторонних вопросов, включая проблемы ирригацией и водостоками [water works and sewer problems], вопросы комиссии [commissary matter] и активы Панамской Железнодорожной Компании. Он также хотел разрешить давние разногласия по поводу некоторых панамских территорий, которые в прошлом были присуждены Соединенным Штатам для использования в военных целях.

[страница 37]

[Не подразумевая отсутствия желания] обсуждать эти проблемы, посол Доусон не одобрял включение этих посторонних вопросов в текущие переговоры. Он напомнил Ариасу, что оборонительные объекты крайне необходимы и что задержка, вызванная длительными обсуждениями, может означать катастрофу для обоих правительств.

Чтобы избежать обязательств перед будущими администрациями, президент Ариас пожелал, чтобы срок аренды оборонных объектов был ограничен сроком действия существующей администрации (конституционно четыре года, но Ариас увеличил его до шести). Генерал Ван Вурхис и посол Доусон отметили, что краткосрочная аренда на четыре-шесть лет была бы недостаточной, что оправдание расходования средств Соединенных Штатов на оборонные объекты, находящиеся в краткосрочной аренде, будет затруднительно и что долговременное планирование обороны в таких условиях было бы практически невозможным. Ван Вурхис предположил, что в качестве компромиссной меры можно было бы принять положение о последовательном продлении договоров краткосрочной аренды.

Президент Ариас решительно заявил, что Панама потребует полной юрисдикции над оборонительными объектами. Он признал, что Панама была бы готова сохранить соответствующие аэродромы в обмен на соответствующую компенсацию и техническую помощь со стороны Соединенных Штатов, но что правительство Панамы ожидало, что Соединенные Штаты заплатят соответствующую (но не оговоренную) сумму за использование этих объектов.

[страница 38]

Американские представители ответили, что Соединенным Штатам по необходимости потребуется определенная степень юрисдикции для эффективного контроля над оборонительными объектами, что содержание аэродромов Панамой в принципе осуществимо и что до определения размера компенсации, подлежащей выплате за использование участков, пока это не рассматривается. Президент согласился с тем, что Соединенные Штаты должны иметь юрисдикцию над всем военным персоналом на арендованных территориях, но он считал, что все гражданские лица должны подчиняться панамским законам. В конце конференции Ариас заметил, что теперь достигнут момент, когда можно проводить дальнейшие обсуждения с его министром иностранных дел.{4}

Сразу после конференции генерал Ван Вурхис и посол Доусон направились в американское посольство и продолжили свои обсуждения. Генерал рекомендовал, чтобы пункты, связанные с соглашением об оборонных объектах, были отделены от других посторонних требований и чтобы ответы на эти пункты были представлены президенту Ариасу на согласование. В случае одобрения эти пункты затем могут быть использованы в качестве основы для будущих переговоров с министром иностранных дел. Ван Вурхис считал, что такой подход позволит сэкономить значительное время, но посол Доусон предпочел дождаться указаний Государственного Департамента по этому предложению.

[страница 39]

[Несмотря на нежелание посла действовать, генерал Ван Вурхис 9 ноября представил доклад (озаглавленный «Необходимость] возведения на всей территории Республики Панама объектов для эффективной защиты Панамского Канала») на рассмотрение Доусона и последующего представления президенту Ариасу. Генерал в своем докладе попытался развеять опасения президента, что панамские оборонительные объекты станут потенциальными военными объектами во время войны. Он перечислил 12 аэродромов в республике, которые потребуются Авиационному Корпусу для защиты канала: (1) вспомогательные посадочные площадки - Рио-Ато, Чаме, Агуадульсе, Давид и Гарачиней [Rio Hato, Chame, Aguadulce, David, Garachinej] и (2) аварийные посадочные площадки - Пинас, Токуме, Ла Чоррера, Пурто, Ла Меса, Лас Лахас и Альмиранте [Pinas, Tocume, La Chorrera, Purto, La Mesa, Las Lajas, Almirante]. Приведенный выше список отличался от списка, рекомендованного Советом по проекту площадок для аварийной посадки 30 июля 1940 года и доставленного правительству Панамы 11 октября. Хотя Рио-Ато [[уже]] был доступен Соединенным Штатам на правах аренды, он впервые был включен в список аэродромов, которые в Республике будут приобретены.

Затем генерал Ван Вурхис приступил к изложению процедуры приобретения панамских оборонительных объектов и условий, на которых они будут оккупированы Соединенными Штатами. Соединенные Штаты будут вести все переговоры непосредственно с правительством Панамы. Вопросы, связанные с оборонными мерами, будут отделены от несвязанных вопросов при том понимании, что последние будут рассмотрены позднее. Панама немедленно санкционирует начало предварительных работ на этих объектах.

[страница 40]

[Соединенные Штаты будут оккупировать] оборонительные объекты только на срок существования существующей администрации, но в то же время сохранят за собой право продлить договор аренды с последующими администрациями. За использование площадок будет взиматься ежегодная арендная плата, которая будет определяться по взаимному согласию. По запросу панамским властям будет разрешено посещать арендованные территории для санкционированных целей проверки. Соединенные Штаты будут осуществлять полную юрисдикцию над собственным персоналом на оборонительных объектах, однако другие лица, задержанные за совершение гражданских правонарушений на арендованных территориях, будут переданы панамским властям для надлежащего судебного разбирательства. Оборонные объекты в республике вернутся Панаме, когда они больше не будут нужны для военных целей. Посол Доусон согласился внимательно рассмотреть отчет, но поспешил указать, что прежде чем предложения будут представлены президенту Ариасу, потребуется одобрение Госдепартамента.

Как свидетельствует его доклад, генерал Ван Вурхис был готов пойти на важные уступки правительству Панамы. Его желание способствовать хорошим отношениям в полушарии отвергало непосредственные потребности в обороне в районе Панамы. Генерал считал, что большая часть задержек, имевших место на переговорах по оборонным объектам, может быть объяснена нерешительностью со стороны различных правительственных учреждений в Вашингтоне, которые не смогли достичь соглашения между собой о надлежащей процедуре приобретения земли в Панаме.

[страница 41]

[12 ноября] Ван Вурхис написал генералу Джорджу Маршаллу, Начальнику Штаба Военного Министерства, и рекомендовал генералу Маршаллу обсудить с Самнером Уэллсом [Sumner Welles], помощником Государственного Секретаря, вопрос о процедуре приобретения земли для панамских оборонительных объектов. Вскоре после этого генерал Маршалл провел конференцию с госсекретарем Уэллсом. В результате обсуждений Госдепартамент поручил послу Доусону представить отчет Ван Вурхиса, а также комментарии и мнения Госдепартамента правительству Панамы. Посол передал ноты министру иностранных дел Панамы 25 ноября 1940 года.{5}

Неделю спустя, 3 декабря, министр иностранных дел представил точку зрения Панамы на предложения, содержащиеся в нотах. Он предложил, чтобы численность панамских гарнизонов в мирное время была вопросом определения обоих правительств. Что касается краткосрочной аренды оборонных объектов, правительство Панамы выразило готовность продлить срок аренды на один год, чтобы дать новой администрации достаточно времени для принятия решения о продлении соглашения или нет. В любом случае любое правительство может расторгнуть существующий договор аренды, уведомив другую сторону за один год. Госсекретарь отметил, что, за исключением американского военного персонала, дежурящего на оборонительных объектах, Панама будет осуществлять исключительную юрисдикцию в отношении всех лиц.

[страница 42]

[Министр иностранных дел пришел к выводу, что будет назначена смешанная комиссия, состоящая из представителей США и Панамы, для проведения предварительного изучения предлагаемых оборонительных объектов, чтобы Панама могла] приобрести их для последующей передачи Соединенным Штатам. Позже официальные представители Панамы в сопровождении представителей США проведут официальную проверку объектов.{6}
...

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. William L. Langer and S. Everett Gleason, The Challenge to Isolation, 1937-1940 (New York: 1952), pp. 607-8, 614, 622-23; William L. Langer and S. Everett Glaason, The Undeclared War, 1940-1941 (New York; 1953), p. 148.

2. Langer and Gleason, The Undeclared War, 1940-1941, p. 149.

Несколькими днями ранее возникла оппозиция соглашению об оборонных объектах, когда общество под названием «La Afirmacion Nacional», состоящее из панамских патриотов, распространило листовки, осуждающие создание военных баз Соединенных Штатов в республике. Ссылаясь на статью 2 Договора 1936 года, общество утверждало, что Авиакорпус незаконно оккупировал Рио-Ато и что правительство Панамы должно вернуть себе этот объект ввиду нарушений договора.

/See Hist 19th Wg, AC, 1 Jan-20 Nov 40, in USAF HD WG-19-HL/

3. Ltr, CGPCDto C/S WD, 12 Nov 40, in AAG 601 PCD.

4. Memorandum of Conversation with President Arias concerning leasing of Lands required by the United States Army for Defense Purposes, (undated), prepared by American Ambassador, Panama, in AAG 601 PCD.

5. Ltr, CG PCD to C/S WD, 12 Nov 40, in AAG 601 PCD; ltr, CG PCD to American Ambassador, Panama, 9 Nov 40, in AAG 601 PCD; ltr, CG PCD to C/S WD, 3 Jan 41, in AAG 601 PCD.

6. Note DD #3490, Secy of Foreign Relations, Panama, to American Ambassador, Panama, 3 Dec 40, in AAG 601-1 PCD.




arnulfo arias madrid, 1940-11-12, welles sumner, 1940-10-02, =оборона-Панамского-Канала=, =aafhs-063=, van voorhis daniel

Previous post Next post
Up