AAFHS-063 - ПРИОБРЕТЕНИЕ АВИАБАЗ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ, ИЮНЬ 1939 - ИЮНЬ 1943 Г (часть 1.4)

Sep 06, 2023 12:59

[страница 19]

[По инициативе генерала Стоуна в начале сентября состоялось заседание] Судьи-Адвоката [Judge Advocate] Департамента, главного юрисконсульта губернатора Зоны Панамского Канала и первого секретаря американского посольства, чтобы обсудить методы получения аренды на панамские аэродромы. Участники конференции исходили из того, что, учитывая молчание Военного Министерства, предложения генерала Стоуна относительно условий аренды, а также степени юрисдикции, требуемой Соединенными Штатами в отношении объектов, будут иметь преимущественную силу, пока не будет указано обратное. Было также отмечено, что Госдепартамент не смог оговорить ни форму аренды, ни [[уровень(?)]] представителей правительств для ведения переговоров по участкам.

Исходя из вышеизложенного, участники конференции предложили использовать два инструмента для приобретения панамских объектов: первый предоставил бы полную юрисдикцию над этими объектами Соединенным Штатам, не затрагивая суверенитет Панамы, а второй заключался бы в собственно аренде. Этот план был использован Соединенными Штатами в 1903 году при приобретении некоторых земель у Кубы. Чтобы отменить проверку прав собственности и уплату налогов на недвижимость Республике, Панаме было рекомендовано получить права собственности у владельцев, а затем сдать участки в аренду Соединенным Штатам. Если были достигнуты договоренности о покупке Рио-Ато, то была предпочтительнее единовременная выплата, чем расчет стоимости из расчета 18 долларов за гектар, поскольку точное определение площади могло бы вызвать трудности. [k4? загадочный пункт. Но желаемый уровень оплаты зафиксирован.]

[страница 20]

В качестве заключительного акта участники конференции 28 сентября представили командующему Департаментом Панамского Канала проект аренды, который содержал следующие пункты:

(1) панамские аэродромы будут сданы в аренду сроком на 999 лет,

(2) Соединенные Штаты будут иметь право использовать и улучшать вод[[ные ресурсы]], прилегающие к владениям,

(3) Соединенные Штаты и Панама будут иметь равные права в отношении использования аэродромов, и

(4) не нанося ущерба суверенитету Панамы, Соединенные Штаты будут иметь контроль и юрисдикцию над аэродромами до тех пор, пока Армия их оккупирует.{29}

В начале сентября 1939 года Военный Министр обратился к Госдепартаменту с просьбой дать инструкции американскому посольству в Панаме, в которых послу рекомендовалось оказать помощь командующему Департаментом Панамского Канала по местным процедурным вопросам и другим вопросам, связанным с приобретением аэродромов. В середине сентября Самнер Уэллс [Sumner Welles], заместитель Госсекретаря, посоветовал послу Доусону после консультации с генералом Стоуном обратиться к соответствующим панамским чиновникам по поводу получения десяти аэродромов в аренду сроком на 999 лет.{30}

В начале ноября генерал Стоун представил копию проекта договора аренды послу Доусону, который, в свою очередь, направил его в Государственный Департамент.

[страница 21]

[Заверив, что Панама не пожелает предоставить исключительную юрисдикцию Соединенным Штатам, как это предусмотрено в пункте четыре] проекта аренды, Госдепартамент предложил, чтобы Соединенные Штаты, сохраняя за собой исключительную юрисдикцию над военным персоналом на арендованных территориях, сохраняли только право доставлять злоумышленников панамским властям для суда. Было также рекомендовано, чтобы после подписания договора аренды законодательный орган Панамы согласился принять закон, согласно которому незаконный проникновение на арендованные территории станет серьезным правонарушением. В качестве дополнительной гарантии Государственный Департамент предложил, чтобы Соединенные Штаты оставляли за собой право запрашивать исключительную юрисдикцию в будущем, если надлежащее обслуживание, санитария или эффективная эксплуатация и защита Канала будут поставлены под угрозу.{31}

Проект договора аренды вместе с комментариями Госдепартамента был направлен в Военное Министерство в декабре. Генеральный Судья-Адвокат согласился с Государственным Департаментом, что в четвертый пункт договора аренды следует внести поправки. Он предложил, чтобы гражданские лица и семьи военнослужащих, проживающих на арендованных территориях, были переданы под исключительную юрисдикцию Соединенных Штатов и чтобы все американцы, как военные, так и гражданские лица, находящиеся на оборонительных объектах, были освобождены от налогов, взимаемых Республикой. Судья-Адвокат поставил под сомнение обещание властей Панамы о том, что Национальная Ассамблея Панамы примет закон о защите безопасности арендованных территорий, а также о том, что в случае принятия такие законы обязательно будут действовать в течение неопределенного времени и будут надлежащим образом применяться.

[страница 22]

[Судья-Адвокат рекомендовал включить в договор аренды положение, разрешающее] Соединенным Штатам требовать исключительную юрисдикцию в будущем, если соглашение о разделенной юрисдикции не будет функционировать должным образом.{32}

Генерал-квартирмейстер выступил за оговорку третьего пункта, предусматривающую равное использование аэродромов обоими правительствами. Он предложил, чтобы: (1) панамские самолеты были ограничены использованием аэродромов в экстренных или периодических случаях, (2) самолеты Соединенных Штатов имели первичное, а панамские самолеты вторичное [[право]] в использовании аэродромов, (3) воздушные операции над арендованными территориями были ограничены и контролировались. Соединенными Штатами, и (4) Соединенные Штаты были освобождены от ответственности за телесные повреждения персонала или материальный ущерб, в то время как арендованные территории остаются под ее юрисдикцией.

После тщательного изучения проекта аренды Военное Министерство направило копии с комментариями и рекомендациями в Государственный Департамент 3 февраля 1940 года, а четыре дня спустя - командующему Департаментом Панамского Канала. Военный министр обратился к Госдепартаменту с просьбой приостановить дальнейшие действия по аренде до тех пор, пока не будет определена сумма арендной платы за объекты.{33}

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОЕКТА АРЕНДЫ

Пока проект аренды обсуждался в Вашингтоне, 8 января 1940 года генерал-майор Дэниел Ван Вурхис [Daniel Van Voorhis] принял на себя командование Департаментом Панамского канала.

[страница 23]

[Ранее дискуссии в основном касались планов обороны Рио-Ато, самого важного объекта Панамского канала] за пределами собственно Зоны Канала. На самом деле об остальных девяти аэродромах было мало что известно, поскольку они не были обследованы. Признавая стратегическую ценность Рио-Ато, генерал Ван Вурхис 15 января уведомил Военное Министерство о своем желании взять Рио-Ато в аренду в качестве образца для всех последующих приобретений панамских оборонительных объектов. {34} Эта концепция нашла отражение во всех последующих переговорах с Панамой.

В начале февраля представители Государственного и Военного Департаментов встретились для рассмотрения проекта аренды. В результате нескольких межведомственных встреч более полное соглашение, известное как проект «А»{*}, было представлено Военному Министру 16 февраля 1940 года на утверждение. {35} После тщательного изучения генерал Ван Вурхис 6 марта проинформировал Военное Министерство, что проект «А» являлся удовлетворительным, за исключением статьи 4, которая не предоставила Соединенным Штатам достаточной юрисдикции над аэродромами для адекватной защиты интересов Соединенных Штатов. Согласно генералу - исключительная юрисдикция и контроль имели первостепенное значение, поскольку эти участки должны были широко развиваться за счет правительства и постоянно заниматься армейским персоналом. Ван Вурхис истолковал статью II Договора 1936 года как означающую, что, хотя был предусмотрен новый метод приобретения земли в Республике, степень юрисдикции Соединенных Штатов над такой же землей, предусмотренной Договором 1903 года, осталась неизменной. Статья II, другими словами, по мнению генерала Ван Вурхиса, предусматривала новый метод приобретения земли без изменения юрисдикционного аспекта предыдущих приобретений.

{*} См. Приложение №1.

[страница 24]

[Наконец] генерал отметил, что обсуждаемые аэродромы необитаемы и вопрос об отказе панамских граждан от прав не затрагивается. Губернатор Зоны Панамского Канала согласился с этой точкой зрения.{36}

Не дожидаясь комментариев генерала Ван Вурхиса, Военное Министерство 8 марта уведомило Государственного Секретаря о том, что проект «А» приемлем для использования при приобретении панамских аэродромов. Получив через несколько дней мнение генерала Ван Вурхиса, Военное Министерство пересмотрело предложенный договор аренды и обратилось к Государственному Департаменту с просьбой приостановить одобрение Военным Министерством проекта «А» до дальнейшего уведомления.{37}

Государственный Департамент подчинился, но в то же время попытался развеять опасения Военного Министерства по поводу вопроса о юрисдикции, обратив внимание на записку, написанную Государственным Секретарем [[в сторону]] Панамской Договорной Комиссии 2 марта 1936 года:

...В связи с подписанным сегодня договором и обменом дополнительными нотами к нему мы имеем честь подтвердить договоренность, достигнутую нами в ходе переговоров, о том, что везде, где положения указанного договора и заявления, содержащиеся в дополнительных нотах, относятся к Зоне Канала, такие положения и заявления применимы ко всем землям и водам, которые могут использоваться, оккупироваться или контролироваться Соединенными Штатами Америки... {38}

Госдепартамент указал, что это примечание может быть истолковано как означающее, что любые земли, приобретенные в аренду, автоматически перейдут под исключительную юрисдикцию Соединенных Штатов.

[страница 25]

[Прежде чем Военное Министерство получило возможность рассмотреть ноту от 2 марта 1936 года, Государственный Департамент в начале мая 1940 года отменил] свою интерпретацию дополнительной ноты и постановил, что она не передает исключительную юрисдикцию Соединенным Штатам над панамскими аэродромами. Государственный Департамент также считал, что любая попытка со стороны Соединенных Штатов обеспечить исключительную юрисдикцию в настоящее время встретит решительное сопротивление со стороны Панамы. [k4: внезапно, панамцы оказались против] Ввиду такого развития событий Военное Министерство 9 мая проинформировало генерала Ван Вурхиса, что было бы непрактично настаивать на исключительной юрисдикции и, следовательно, что Военное Министерство продолжает переговоры, как указано в его письме от 3 февраля 1940 года.{39}

Генерал Ван Вурхис был разочарован неспособностью Военного Министерства признать важность сохранения исключительной юрисдикции над панамскими оборонительными объектами, и по его просьбе Военное Министерство созвало 24 мая в Вашингтоне конференцию для обсуждения проблемы юрисдикции. В конференции приняли участие представители отдела Военных Планов Генерального Штаба Военного Министерства, Судья-Адвокат Департамента Панамского Канала и исполнительный секретарь губернатора Зоны Панамского Канала. Участники конференции пришли к выводу, что Соединенные Штаты должны обладать исключительной юрисдикцией в отношении всех лиц, находящихся на арендованных оборонных объектах, за исключением граждан Панамы.

Государственный Департамент принял эту рекомендацию.{40}

[страница 26]

[20 июня Военный Министр уведомил Государственный Департамент, что ввиду нежелательного характера статьи четвертой] одобрение Военным Министерством проекта «А» отзывается и выносится на рассмотрение новая редакция проекта «В»{*}. Проект «В» отличался от проекта «А» в отношении статьи первой, которая предусматривала аренду на 99 лет (вместо 999 лет), и статьи четвертой, которая содержала компромиссное юрисдикционное предложение [[описанное]] следующим образом:

...Республика Панама сохраняет свой суверенитет над вышеописанными районами земель и вод, но, тем не менее, соглашается с тем, что в период оккупации Соединенными Штатами указанных территорий в соответствии с условиями настоящего соглашения Соединенные Штаты будут иметь полные [[права]] пользования указанными территориями, исключительной юрисдикцией над военным и гражданским персоналом Соединенных Штатов и их семьями, а также над всеми другими лицами в пределах этих территорий, за исключением граждан Республики Панама. ЮРИСДИКЦИЯ НАД ТАКИМИ ГРАЖДАНАМИ, А ТАКЖЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ НИМИ, ОСТАВЛЯЮТСЯ НА ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ПАНАМА.

СЛЕДУЮЩЕЕ ПОДЛЕЖИТ УДАЛЕНИЮ:

Стороны настоящего соглашения понимают и соглашаются, что в течение разумного периода времени после подписания настоящего соглашения Правительство Республики Панама примет и будет поддерживать в силе соответствующее законодательство для обеспечения судебного преследования и сурового наказания в случае осуждения всех граждан Республики Панама за преступления, совершенные на указанных территориях, и наделение юрисдикцией суда над правонарушителями высшими судами указанной Республики за исключением всех нижестоящих судов указанной Республики. Далее понимается и согласовывается, что если настоящая Статья Четвертая не окажется удовлетворительной для содержания, санитарии или эффективной эксплуатации Канала или для его эффективной защиты, Соединенные Штаты оставляют за собой право запросить у Республики Панама исключительную юрисдикцию над вышеописанными территориями. [k4: не мытьем, так катанием протащить чаемый пункт...]

{*} См. приложение. № 2.

[страница 27]

[Госдепартамент одобрил проект «В» 3 июля, но отметил, что посол в Панаме не будет уполномочен инициировать] переговоры до тех пор, пока не будут получены его комментарии по проекту. После консультаций с послом генерал Ван Вурхис 11 июля рекомендовал одобрить проект «B».{41}

Весной 1940 года оборона Панамского Канала вызвала повышенный интерес Вашингтона. Начиная с визита генерала Джорджа К. Маршалла 9 февраля, Департамент Панамского Канала принял несколько выдающихся должностных лиц. 27 февраля во время круиза по Карибскому морю президент Рузвельт проинспектировал Департамент. Генерал Х. Х. Арнольд, командующий Армейским Авиакорпусом, 8 мая обследовал оборонительные объекты как в Зоне Канала, так и в Республике и провел длительные совещания с генералом Даргом по поводу будущих планов создания авиабаз в Панаме.

Комитет Конгресса по военным вопросам провел 17 июля инспекцию военной обороны. Однако из всех этих визитов визит генерала Арнольда оказал наиболее далеко идущее влияние на приобретение панамских аэродромов. Получив на месте понимание местных проблем в процессе приобретения, генерал Арнольд смог оказать свое влияние в Военном Министерстве для скорейшей передачи панамских аэродромов под контроль Авиакорпуса.{42}

Посол Доусон впервые представил проект «B» министерству иностранных дел Панамы 16 июля 1940 года и попросил передать его президенту Аугусто Бойду [Augusto Boyd] для скорейшего рассмотрения. Однако отсутствие министра иностранных дел заставило посла повторно представить проект в министерство иностранных дел в середине августа.

ПРИМЕЧАНИЯ:

29. Memo for CG PCD from JA PCD, subj: Lease of Rio Hato by Republic of Panama, 28 Sep 39, m AAG 601-1 (1939) PCD; Memo for CG PCD from JA PCD, subj: Leases of private lands in the Republic of Panama, 14 Oct 40, in AAG 601-1 PCD; PCD Historical Study, Acquisition of Land, Panama Canal Department, Oct 45, p. 14.

Как пояснил его главный юрисконсульт, губернатор Зоны Панамского Канала выступал за приобретение оборонительных объектов в соответствии с положениями статьи 2 Договора 1936 года, а не за счет долгосрочной аренды. Следуя такой процедуре, губернатор считал, что оборонительные объекты станут частью Зоны Канала и, следовательно, будут находиться под исключительной юрисдикцией Соединенных Штатов; кроме того, он придерживался мнения, что на статью 2 нового Договора можно было ссылаться на законных основаниях, поскольку аэродромы были срочно необходимы, а их приобретение было вызвано обстоятельствами, которые были совершенно непредвиденными во время подписания Договора 1936 года.

/See ltr, Governor of the PC to CG PCD, 26 Aug 39, in AAG 601-1 PCD/

30. Ltr, Secy of War to Secy of State, 8 Sep 39, in AAG 601-4 PCD; Note #39, Under Secy of State to American Ambassador, Panama, 14 Sep 39, in AAG 601-4 PCD.

31. Memo for TAG from OQMG, subj: Acquisition of Long-Term Leaseholds, 13 Dec 39, in AAG 601-4 PCD.

32. 2d 3hd (ltr, TQMG to TAG, subj: Acquisition of Long-Term Leaseholds, 13 Dec 39), TJAG to TAG, 27 Dec 39, in AAG 601-4 (1939) PCD.

33. 5th hid (ltr, TQMG to TAG, subj: Acquisition of Long-Term Leaseholds, 13 Dec 39), TQMG to QM PCD, 7 Feb 40, in AAG 601-4 (1939) PCD.

34. Radio (unnumbered), CG PCD to TAG, 15 Jan 40, in AAG 601-1 PCD.

35. Ltr, Asst Secy of State to Secy of War, 16 Feb 40, in AAG 601-4 PCD.

36. 6th Ind (ltr, TQMG to TAG, subj; Acquisition of Long-Term Leaseholds, 13 Dec 39), CG PCD to TAG, 6 Mar 40; ltr, Governor of the PC to CG PCD, 6 Mar 40, in AAG 601-4 PCD.

Генерал Ван Вурхис предложил внести в статью 4 следующие поправки: «Республика Панама сохраняет свой суверенитет над вышеописанными территориями и водами, но, тем не менее, соглашается с тем, что в период оккупации указанных территорий в соответствии с условиями настоящего соглашения Соединенные Штаты будут иметь полное пользование указанными территориями и должны осуществлять полный контроль над всеми лицами, находящимися внутри него или на его территории; при этом понимается, что дела, связанные с нарушением законов военнослужащими, будут передаваться в военные суды или суды Зоны Канала, и дела, связанные с нарушением законов гражданскими лицами, будут передаваться судам Зоны Канала».

37. Ltr, Secy of War to Secy of State, 8 Mar 40, in AAG 601. 53 Panama, PCD.

38. State Dept, "Friendship and Cooperation, " Treaty Series #945, Washington, 1939.

39. Radio #425, TAG to CG PCD, 25 Apr 40; Radio #411, CG PCD to TAG, 25 Apr 40; Memorandum For Radiogram To Washington Office, Governor of the PC to Chief of Office, PC, Washington, 1 May 40; Radio #441, TAG to CG PCD, 9 May 40, in AAG 601-4 PCD.

40. Memo for CG PCD from JA PCD, subj: Leases of private lands in the Republic of Panama, 14 Oct 40, in AAG 601-1 PCD.

41. Ltr, Secy of War to Secy of State, 20 Jun 40, in AAG 601-4 PCD; ltr, Under Secy of State to Acting Secy of War, 3 July 40; Radio #519, TAG to CG PCD, 2 Jul 40, in AAG 601-4 PCD; Radio (unnumbered), CG PCD to TAG, 11 Jul 40, in AAG 601 PCD.

42. Hist 19th Wg, AC, 1 Jan 40-20 Nov 40, USAF HD WG-19-HI, p. 59.

arnold, =оборона-Панамского-Канала=, stone david l., =aafhs-063=, dargue herbert a., van voorhis daniel

Previous post Next post
Up