[страница 174]
Брум оказался кишащим москитами и почти безлюдным городом. Австралийские жители укрылись в буше, спасаясь от японских налетов, а его большое довоенное японское население было интернировано. К счастью, в городе, хотя и полностью изолированном, если не считать морского и воздушного транспорта, имелось довольно приличное жилье и столовая. К 25 февраля летающие лодки, DC-3 и другие транспортные самолеты вместе с B-17, LB-30 и двумя или тремя транспортными B-24 начали доставлять эвакуированных. На Яве все, что могло летать, загружалось мужчинами, женщинами и детьми. Например, один B-17, который был признан неремонтопригодным, был приведен в летное состояние сержантом Гарри МакРейсом [Harry McRayes] и несколькими голландскими механиками. С МакРейсом в качестве второго пилота и гражданским лицом, которое никогда раньше не летало на B-17 в качестве пилота, самолет совершил успешный ночной перелет на трех двигателях в Австралию. [[Летающие]] лодки всех видов также помогали в эвакуации и вылетали [[с Явы]] с неизвестным [[до сих пор]] количеством американцев, австралийцев и голландцев.{24}
Потребность в быстроте становилась все более и более очевидной. К ночи 28 февраля японцы высадились в двух точках на северном побережье Явы. На следующий день 17-я эскадрилья, усиленная Brewster-ами и Hurricane-ами, выполнила последнюю важную миссию с баз на Яве против одного из вражеских десантов. В 05:30 все имеющиеся силы перехватчиков, 9 Р-40, [6] Hurricane и 4 Brewster направились к северному побережью Явы, где стояло на якоре около 30 транспортов, а техника и войска все еще [высаживались] на берег на малых судах.
[страница 175] [k4: восстановлен порядок страниц]
[Орудия с кораблей и береговые] батареи поставили плотный заслон зенитного огня, но все перехватчики нырнули под тучу крест-накрест [[летящих]] пуль ["throng a crisscross of bullets"]. Они потопили несколько небольших лодок и обстреляли береговые батареи. Зенитная артиллерия взяла свое. Колдуэлл [Caldwell] рухнул в море; Рейгана [Reagan] в последний раз видели тщетно пытающимся посадить свой поврежденный P-40, и Адкинс [Adkins] был вынужден выброситься с парашютом. Из трех - только последнему удалось спастись, приземлившись примерно в 300 ярдах от японских позиций.{25}
К 3 марта эвакуация была практически завершена. Перехватчики, поначалу, вернувшиеся из своей маловысотной миссии, оказались так сильно повреждены, что было мало надежды на то, что их можно будет починить. В тот же день японцы предотвратили любую попытку снова поднять самолеты в воздух, отправив два Zero для обстрела поля, которое до сих пор избегало атак. Каждый американский самолет был эффективно изрешечен меткими японскими стрелками. Так закончились действия 17-й (временной) эскадрильи перехватчиков. Ее уцелевший персонал направился в Джокьякарту, последнюю базу на Яве, оставшуюся у Союзников, и к 17:30 в тот же вечер был загружен в B-17 и отправлен в Брум. Спустя сутки 260 солдат и офицеров все еще ждали эвакуации. Было доступно пять B-17 и 3 LB-30, и, загрузив по 35 человек в каждый из LB-30 и по 31 человеку в каждый из B-17, возможно оказалось эвакуировать всех. Незадолго до полуночи взлетел последний самолет. Японцы были в 18 милях, а голландцы ждали, пока самолеты улетят, прежде чем взорвать подрывные заряды.{26}
[страница 176] [k4: восстановлен порядок страниц]
B-17 и LB-30 проследовали туда, где должна была быть безопасность - в Брум. Этот город стал убежищем для большинства бежавших. Однако опасность воздушного нападения существовала и там, и пилоты-транспортники напрягали свою выносливость, переправляя одну группу беженцев за другой дальше по австралийскому побережью в Перт. Ночью 2 марта японский самолет-разведчик неспешно обследовал совершенно беззащитный Брум. Понимая, что это, вероятно, указывает на атаку противника рано поутру, американские офицеры предупредили все летающие лодки и другие самолеты покинуть город до 10:00 3 марта. Утром аэродром был заполнен людьми, загружающими самолеты; экипажи готовили другие к взлету; две голландские летающие лодки с эвакуированными голландцами приземлились на воду; остальные же ожидали, чтобы перебраться в Перт. В 10:00 битком набитый транспортник B-24, пилотируемый лейтенантом Эдсоном С. Кестером [Edson S. Kester], покинул поле. Он поднялся на высоту 300 или 400 футов, когда над гаванью пронеслись от 9 до 12 японских самолетов-перехватчиков. Пулеметные пули пробили бензобаки беспомощного B-24. Он рухнул в море, разломившись надвое и отбросив на воду более 20 пассажиров. Все, кроме одного рядового, утонули либо же были съедены акулами. Японцы направили свои пулеметы на аэродром и гавань. Персонал на аэродроме бежал в укрытия в низком кустарнике поблизости и наблюдал, как каждый самолет на поле либо взрывается, либо сгорает дотла. Те, кто находился в летающих лодках в гавани, не могли убежать в укрытие. Японцы изрешетили эти самолеты, большинство из которых были набиты женщинами и детьми.
[страница 177]
Единственным противодействием низколетящим японским самолетам был пулемет .30-го калибра, который голландский пилот снял с самолета. Из этого импровизированного оружия, вероятно, был сбит один самолет. При этом противник уничтожил 12 летающих лодок, 2 В-17, 2 В-24, 2 Hudson и убил не менее 45 голландских мирных жителей и 20 американских летчиков.{27} [k4: современные официальные данные: погибло 88 человек и уничтожено 22 самолета]
Так завершилась кампания на Яве - ужасным рейдом, весьма характерным для двухмесячной борьбы Союзников с непреодолимыми препятствиями. Фактически голландские сухопутные войска продолжали сопротивление в течение еще некоторого времени, хотя всякая связь с этими войсками в течение недели прекратилась. Некоторые американцы погибли вместе с ними. Многие члены батальона полевой артиллерии, выполнявшие, к примеру, незнакомые им задачи по обслуживанию тяжелых бомбардировщиков, не могли быть эвакуированы. Победа Японии на Яве фактически расколола силы Союзников на Дальнем Востоке. Это перекрыло поток подкреплений по Африканскому Перегоночному Маршруту, и даже от попытки американцев проложить новый маршрут из Африки в Австралию через остров
Коэтиви [Coetivy], остров Диего-Гарсия и Кокосовые острова - пришлось отказаться. После 1 марта Австралия, по крайней мере на время, стала фактически изолированным театром. Японцы наступали на нее с северо-востока и северо-запада. Они уже наносили удары по северной Австралии и Новой Гвинее с воздуха. Через несколько дней они высадятся в Лаэ и Саламуа. На обширной территории к северу от Новой Гвинеи и между Соломоновыми островами и Китаем только на Филиппинах продолжалось организованное сопротивление Союзников. {28}
ПРИМЕЧАНИЯ:
24. GO [#12], Hq. Allied Air Forces, SWPA, [25] May 1942; [GO] [53], Hq. 5th AF, 31 Dec. 1942; Rouse Diary, Knudsen Diary.
25. The Java Sea Campaign [61]; [mil":] by William [?]. Fisher, [20] Mar. 1942, in AAG [365], Warfare; Fisher Report; GO #[27], Hq. Allied Air Forces, SWPA, 11 July 1942; GO [#25], GHQ SWPA, 27 Aug. 1942; 17th Pursuit Squadron; Gambonini Diary.
26 Ibid.; Fisher Report; Edward [C]. Yerington, The Evacuation of Java, in 435th Overseas, in History, 19th Bombardment; 17th Pursuit Squadron.
27. Ibid.; ltr., Maj. Gen. H. L. George to CG AAF, 15 Jan. 1944, in AF 201 [Kester]; GO #30, WD, 8 Apr. 1944.
Капитан Сесил К. Кнудсен [Cecil C. Knudsen] утверждает, что он взял пулемет у голландского пилота и сам сбил вражеский самолет. [k4: японская потеря подтверждена]
Knudsen Diary. Ltr., Lt. Col. Karl Truesdell, Jr. to Tom, 17 Mar. 1942; Rouse Diary.
28. AAF in Australia, 7-8, 23, 44; msg. #2131 from London, 8 Mar. 1942; Brady interview.
{
Компендиум}
{
Тэги}