AAFHS-111 (часть 4.1)

May 22, 2023 11:44

[страница 74]

Глава IV

ОТЧЕТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ФИЛИППИН 20 ДЕКАБРЯ 1941 г. - 3 ЯНВАРЯ 1942 г.

Несмотря на решение перебросить все тяжелые бомбардировщики в Австралию, не было намерения навсегда отказываться от обороны Филиппин, и гарнизон на Лусоне не потерял воли к сопротивлению. Боевой дух солдат и офицеров оставался высоким, отчасти хотя бы потому, что они постоянно ожидали прибытия подкреплений, достаточно сильных, чтобы отразить наступление противника. С момента начала боевых действий, по словам одного автора, Армия полнилась не столько слухами, сколько своими надеждами ["as much on rumors as on its stomach"]. Однажды пришло известие, что Флот идет на помощь, «разметывая все перед собой» ["sweeping everything before it"]. Снова «кто-то» услышал, что бульвар Дьюи забит [[штурмовиками]] А-20, готовыми лететь в бой. В другой раз в штаб 27-й группы по телефону сообщили, что ее А-24 разгружаются в доках. Безумная гонка к докам не выявила ничего, кроме того, что, как писал историк группы, «вероятно, на Лусоне был один или два представителя Пятой колонны, и они перегружали наш [[телефонный]] номер».{1}

Оптимистические надежды возлагались не только рядовыми. Генерал МакАртур в течение всего декабря сохранял надежду, если не веру, что Филиппины могут получить подкрепление. 10 декабря он по радио передал генералу Маршаллу план наступательной операции.

[страница 75]

Оно влекло [[бы]] за собой немедленное нападение на Японию с севера при возможном сотрудничестве России. По словам МакАртура, пока противник предпринимал «чрезмерные первоначальные усилия», существовала прекрасная возможность для мастерски [[наносимого]] удара. Три дня спустя он предположил, что единственным способом немедленного оказания помощи являются [[возможно более]] ранние воздушные контратаки по японским аэродромам на Формозе. В то же время он добавил, что первоочередные поставки на его театр [[военных действий]] должны состоять из самолетов-перехватчиков и бомб, которые необходимо доставить авианосцем. «Высотные бомбардировщики» и [[пехотные?]] войска он считал второстепенными.{2}

Генерал Бреретон также считал, что надежду на успешную оборону Филиппин не следует оставлять. Однако он подчеркнул, что при рассмотрении возможности подкрепления время было главным фактором. 14 декабря он заявил, что срочно требуется 10 эскадрилий самолетов-перехватчиков. Это означало, по словам Бреретона, что в дополнение к 52 самолетам А-24 и 18 самолетам-истребителям, которые ожидались в Австралии до конца месяца, было бы «полезно» ["advantageous"] иметь 200 самолетов-перехватчиков и 50 пикирующих бомбардировщиков, доставленных [[посредством]] авианосца. Он полагал, что поля для этих самолетов возможно поддерживать в удовлетворительном [[состоянии]], и указывал, что строительство аэродромов после начала войны ускорилось. В связи с этим его инженеры сообщали, что поля Кларк, Николс, Сан-Марселино и Дель-Кармен можно поддерживать в рабочем состоянии и что к концу декабря будут готовы еще 8 или 10 полос.{3}

[страница 76]

Вашингтон не отказывался от планов поддержки Филиппин.

Президент Рузвельт специально приказал, чтобы подкрепления были отправлены на этот осажденный аванпост как можно скорее, и МакАртур был проинформирован 15 декабря не только о том, что стратегическое значение Филиппин полностью признано, но и о том, что не будет [колебаний] в решимости оказывать поддержку. Чтобы выполнить это обещание, письмо Генерал-Адъютанта [AG] санкционировало отправку 65 новых тяжелых бомбардировщиков на Филиппины, переброску которых необходимо было завершить к 21 февраля 1942 г., а 23 декабря МакАртур был проинформирован о том, что эти самолеты должны быть переправлены через Южную Атлантику и Индию, и перейдут под его контроль в Бангалоре. {4}

Генерал Бреретон заявил, что для того, чтобы эти попытки подкрепления были эффективными, их следует осуществить за ближайшее время. Шли дни, и становилось все более очевидным, что в течение очень короткого времени все маршруты на Филиппины будут перекрыты. Японцы наступали со своих северных зон высадки, а на юге 20 декабря вражеские транспорты появились в заливе Давао и двинулись к этому городу, который с его потенциальной пятой колонной из 30000 японцев был легко захвачен. К тому же вскоре стало ясно, что главные усилия следует предпринимать в заливе Лингайен, ибо 20-21 декабря были замечены в открытом море от 70 до [80? 90?] транспортов. Стратегия МакАртура против этого нового нападения, явно нацеленного на Манилу, состояла в тщательно спланированных действиях по их сдерживанию, проведенному в центральном Лусоне. Он не собирался устанавливать там фиксированную линию обороны, так как у него было всего около 40 000 солдат, а японцы [высадили от 60 000 до 100 000].

[страница 77]

С патрулями и сильным арьергардом, сдерживающих продвижение противника, основные американские силы должны были отойти на полуостров Батаан, где они могли служить буфером для последнего боя на Коррехидоре. В то же время МакАртур объявил, что намерен объявить Манилу открытым городом, чтобы спасти мирное население. {5}

За исключением разведывательных задач, выполняемых самолетами-перехватчиками, авиация мало чем могла помочь при отходе к Батаану. Однако было решено проверить [[возможную]] эффективность бомбардировок, выполняемых с австралийских баз, удаленных почти на 2000 миль, с использованием аэродрома Дель-Монте, который теперь уже подвергался регулярным бомбардировкам, [[лишь]] в качестве передовой базы для дозаправки. Первый из этих вылетов был выполнен с Бэчелор-Филд (неподалеку от Дарвина) 22 декабря, когда в 10:43 9 из 14 [[наличных]] в Австралии B-17 вылетели на Минданао. Им было приказано бомбить доки и суда противника в районе Давао, а затем отправиться в Дель-Монте для дозаправки. Они пронеслись над заливом Давао на закате сквозь легкую облачность и сбросили [34?] x 500-фунтовых бомбы на группу из семи кораблей. Противник был застигнут врасплох, и никакая зенитная артиллерия либо перехватчики не помешали атаке. Однако плохая видимость мешала бомбардиру прицеливаться, и результаты были незначительными. Девять самолетов продолжили свой путь в Дель-Монте и после наступления темноты приземлились на аэродроме, изрытом недавними воздушными налетами. Вскоре после полуночи четыре B-17 снова поднялись в воздух, чтобы бомбить скопления противника в заливе Лингайен на расстоянии почти 600 миль.

[страница 78]

Видимость снова была плохой, и хотя многие транспорты были замечены и подверглись бомбардировке, никаких результатов не наблюдалось. Японцы открыли шквал зенитного огня, который не причинил никакого вреда, но вражеские самолеты перехватчики были настолько многочисленны, что бомбардировщики не смогли приземлиться в Сан-Марселино, как планировалось. Вместо этого четыре B-17 без посадки начали свой 2000-мильный обратный рейс в Австралию. Три самолета достигли голландской базы в Амбоне, прежде чем смогли приземлиться для дозаправки; другой сперва сел в Сан-Хосе на Миндоро; к 24 декабря все девять самолетов, пять из которых следовали прямо из Дель-Монте, благополучно вернулись на Бэтчелор-Филд.{6}

Тем временем еще один вылет из Австралии, на этот раз в составе трех тяжелых бомбардировщиков, прибыл в Дель-Монте для [[выполнения]] второго задания против кораблей противника. В 04:30 24 декабря три самолета, каждый из которых был загружен 2100 галлонами бензина и семью 300-фунтовыми бомбами, вырулили по взлетно-посадочной полосе. Самолеты, пилотируемые лейтенантами Мюллером и Шетцелем [Mueller, Schaetzel], взлетели и взяли курс на Давао. Третий, однако, был задержан из-за разрыва шины(?) ["blowout"]. Наземные бригады под командованием капитана Катберта Л. Мозли [Cuthbert L. Mosely] начали менять [покрышку], но были прерваны воздушным налетом. Мозли продолжал работать, однако, до тех пор, пока вражеский огонь не начал действительно поднимать пыль с поля. Несмотря на эти задержки, самолет, пилотируемый лейтенантом Смитом [Smith], был готов к вылету в 10:30. Между тем у Мюллера и Шетцеля возникли проблемы. После взлета они поднялись на высоту 15 000 футов и бомбили аэропорт Давао.

Зенитный огонь настиг самолет Мюллера, и [[пространство над полем]] заполонили перехватчики.

[страница 79]

Прежде чем B-17 смогли подняться на высоту 23 000 футов, они были окружены вражескими истребителями. Пули из пулеметов врезались в самолет Шетцеля, убив штаб-сержанта Джеймса Кэннона [James Cannon] и вывели из строя один двигатель. Мюллер решил остаться с поврежденной машиной Шетцеля и вскоре вступил в бой с перехватчиками, который продолжался 20 минут. Точная стрельба со стороны американских пулеметчиков, наконец, обескуражила противника, но не ранее, чем оба B-17 были серьезно повреждены, а два члена экипажа Мюллера, капрал Фрэнк А. Харви [Frank A. Harvey] и рядовой первого класса Эдвард П. Олсен [Edward P. Olsen], были ранены. B-17 Смита следовал тем же курсом, что и два других самолета его вылета, но не встретил помех. Он совершил бомбардировку нескольких вражеских кораблей в гавани Давао, возможно, повредив один, и продолжил обратный путь в Австралию, прибыв в Дарвин той же ночью через несколько часов после двух других самолетов.{7}

Эти бомбардировки мало повлияли на успехи японцев. Американские перехватчики, выполнявшие по две-три разведывательные миссии ежедневно, сообщали о наступлении противника с севера, а также о новых высадках в других точках вдоль побережья Лусона. Против одной из них, произошедшей в заливе Сан-Мигель на юго-восточном побережье, Командование Перехватчиков решило бросить все оставшиеся самолеты. Истощение продолжало сокращать ударную мощь 24-й группы, и 23 декабря в наличии было только 12 Р-40 и 6 Р-35. Кроме того, были тяжелые потери среди обученного персонала, в том числе 17 убитых и 16 раненых, среди последних был и «Базз» Вагнер, который почти ослеп во время недавней «разведывательной» миссии.

[страница 80]

Однако 23 декабря 12 P-40 и [6] P-35 с осколочными бомбами были отправлены для бомбардировки и обстрела высадки в Сан-Мигеле. По-видимому, низколетящие перехватчики вызвали значительное замешательство среди личного состава противника на десантных баржах и вокруг складов снабжения, но японцам удалось поставить такой плотный заслон зенитного огня, что прежде чем те смогли вернуться на базу по крайней мере один Р-35 был вынужден совершить аварийную посадку.{8}

Перехватчики только что вернулись с этой миссии, когда всем подразделениям ВВС было приказано эвакуировать удерживаемые в настоящее время базы Лусона в рамках общего отхода к Батаану. Эвакуация началась 24 декабря. Перехватчики должны были сначала обосноваться на трех недавно построенных полях на границе полуострова Батаан. Затем, если бы противник продолжал приближаться, эти базы должны были быть эвакуированы, а перехватчики должны были быть сосредоточены на трех полях ближе к морю: Маривалес, Кабкабен и Батаан [Marivales, Cabcaben, Bataan]. Самолеты должны были управляться пилотами, выбранными из 24-й группы, а остальная часть группы, за исключением достаточного количества рядовых для обслуживания, должна была быть использована в качестве пехотного резерва. 10 января смена рода войск стала официальной, когда полевым приказом 24-я группа была переименована во 2-й (временный) пехотный полк [2d Infantry Regiment (Provisional)] и передана в состав 71-й дивизии.{9}

В этот период в неразбериху отступления была вовлечена и 27-я группа, дислоцированная в районе Манилы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. History of the 27th Group.

2. Msg., MacArthur to Marshall, 10 Dec. 1941; Manila to WD, 13 Dec. 1941. Msg. #40, Manila to TAG, 22 Dec. 1941:

«Рекомендация, содержащаяся в моих радиограммах от 13 и 14 декабря, о переброске пикирующих бомбардировщиков и усилении перехватчиков при помощи авианосцев была одной из основных деталей наших попыток усиления авиации здесь. Переправочный [[маршрут]] на юг прерван осуществлением противником текущего воздушного окружения, [[посредством]] дневной бомбардировки полей на Минданао. В ваших радиограммах не упоминается тот факт, что быстрое подкрепление с [[помощью]] авианосца [[сможет]] решить [[эту]] сложную проблему. Могу ли я ожидать чего-либо в этом направлении?»

3. Memo for MacArthur by Brereton, 14 Dec. 1941, in AG 452.1, Phil.

4. Msg. #787, TAG to CG USAFFE, 15 Dec. 1941, in AG 381 (11-27-41), General; ltr., to CG AFCC, inclosure to R&R, OPD to Air Service Command, 15 Dec. 1941, in AAG 400 Misc. Phil.; ltr., TAG to CG AFCC, 23 Dec. 1941, In AAG 373 (dead files), Flights-Hawaii, Phil.; msg. #750, Adams to MacArthur, 23 Dec. 1941.

Флот, по-видимому, сомневался в перспективах удержания Филиппин, когда по радио Харту было сообщено, что «армейская оборона Лусона должна будет поддерживаться как можно дольше, независимо от того, базируются ли подводные лодки в Маниле или [[же]] южнее».

Msg., C.O. to CINCAF, etc., #141535 CRO444, 14 Dec. 1941.

5. Msg., Manila to WD and TAG, unnumbered, 19 Dec; #13, 20 Dec. unnumbered, #30, and #544, 21 Dec; #3 and #34, 22 Dec 1941; Brief Chronology of the Philippine Campaign, Col. Ray Elmore's Personal Papers [Elsmore Papers], Doc 82, in History, 5th AF, App. II.

6. 19th Group Operations Record; msg. #41, Manila to TAG, 23 Dec. 1941; GO #16, Hq. FEAF, Bandoeng, Java, 12 Feb. 1941.

Эта миссия неоднократно цитировалась. Среди прочих, лейтенант Форд [Ford] получил DFC. Форд страдал от тяжелого приступа малярии, когда было объявлено о [[приказе на исполнение]] миссии. «О серьезности его состояния не сообщалось [[командованию?]] из-за нехватки пилотов и важности миссии. Он приземлился после завершения полета в состоянии, близком к обмороку, и был немедленно госпитализирован…»

GO #2, Hq.. SWP Command, Lembang, Java, 15 Feb. 1942.

7. Ibid.: GO #10, Hq. 5th AF, 22 Sep. 1942; GO #16, Hq. FEAF, Bandoeng, 12 Feb. 1942; GO #38, Hq. 5th AF, 2 Dec. 1942; 19th Group Operations Record.

8. History, 24th Pursuit; History, 5th AF, 26-27; GO #[23], Hq. Allied Air Forces, 4 July [1942]; Statement of [...] Stewart [Pobb].

9. History, 24th pursuit.

1941-12-20, 1941-12-24, b-17, 1941-12-22, 1941-12-23, =aafhs-111=, =вовлечение-СССР-в-Тихоокеанскую-Войну=, a-24, p-40, 1942-01-10

Previous post Next post
Up