AAFHS-111 (часть 3.5)

May 21, 2023 11:00

[страница 71]

Действительно, эти два исключения были поименованы разведывательными миссиями, хотя в обоих случаях они привели к явным победам американских летчиков. 13 декабря лейтенант Бойд Вагнер совершил разведывательный полет на одном из оставшихся P-40 над северным Лусоном. Подходя к Апарри, он сбил четыре вражеских истребителя, взлетевших с поля при его приближении, а затем уничтожил еще несколько на поле. Три дня спустя лейтенантам Вагнеру, Черчу и Штраусу [Wagner, Church, Strauss] было поручено опасное задание - бомбить с пикирования аэродром в Вигане. Когда они достигли целевой области, Вагнер дал сигнал Штраусу продолжать патрулирование, в то время как он и Черч приступили к бомбардировке аэродрома. Когда они вошли в пике, самолет Черча получил прямое попадание от зенитной артиллерии, в результате чего тот загорелся, но он продолжил атаку, сбросил свои бомбы и разбился со своим самолетом, «потому что не было достаточно времени, чтобы выпрыгнуть над безопасным местом после выполнения своей миссии." Тем временем Вагнер сбросил осколочные бомбы и тщательно обстрелял топливный [насос] и около 20 самолетов, припаркованных на взлетно-посадочной полосе. {29}

Такие победы стимулировали боевой дух американцев, но не могли скрыть того факта, что японцы безоговорочно контролировали воздух над Филиппинами. Тяжелые бомбардировщики уже были вынуждены переместить свою оперативную базу почти на 600 миль от Кларк-Филд в Дель-Монте. Теперь планировалось отступить еще дальше, на этот раз с прыжком на [целые] [1300?] миль до Дарвина, в Австралию. Этот новый шаг был вызван двумя обстоятельствами: отсутствием надлежащих средств технического обслуживания в Дель-Монте и растущей опасностью того, что эта [база тоже вскоре будет подвергаться постоянным воздушным атакам].

[страница 72]

5-я Аэродромная Группа под командованием майора Элсмора день и ночь работала над завершением устроительства Дель-Монте в качестве базы. После начала войны он взял на себя ответственность за строительство подземных убежищ вместо наземных казарм и выбрал четыре дополнительных поля для рассредоточения в радиусе 15 миль от главной взлетно-посадочной полосы. Однако, несмотря на усилия Элсмора, в Дель-Монте не было обширных технических средств, а B-17 после грубого обращения в течение первой недели войны нуждались в капитальном ремонте в депо. Кроме того, растущая мощь японских войск на суше вместе со скоростью, с которой они строили взлетно-посадочные полосы, означали, что наземные самолеты противника скоро смогут совершать полеты над всем архипелагом. Силы Элсмора могли обеспечить лишь символическую защиту от вражеских налетов. На Минданао не существовало радара. Не было ни самолетов перехватчиков, ни крупнокалиберных зенитных орудий. Единственным средством противовоздушной обороны были пулеметы калибра .50 с водяным охлаждением и несколько дополнительных пулеметов калибра .50 с воздушным охлаждением, снятых с B-17. Они были установлены вокруг основного поля в 17 [позициях]. Система воздушного предупреждения состояла из наблюдательных постов, размещенных на холмах к северу и югу от поля и связанных телефонной связью с оперативным штабом. Было ясно, что при наличии только этой неадекватной защиты главная надежда на безопасность приземлившихся самолетов в случае воздушного налета будет заключаться в маскировке и рассредоточении. {30}

[страница 73]

Поэтому было принято решение отправить B-17, хотя бы временно, в Австралию. 15 и 16 декабря велись последние приготовления к дальнему полету. В течение следующих двух дней 10 тяжелых бомбардировщиков без происшествий достигли Дарвина. Последние четыре, которые вскоре после этого улетели, 19 декабря едва избежали уничтожения во время первого серьезного воздушного налета на Дель Монте. В тот день в сумерках три B-17 были готовы к вылету в Австралию, но все еще были рассредоточены и покрыты кокосовыми листьями. Только что приземлились три B-18, один из которых доставил генерала Клагетта из Манилы. Однако, прежде чем их удалось растащить и замаскировать, над аэродромом пролетели 12 Zero, скользя по верхушкам ананасовых плантаций. Замаскированные B-17 не пострадали, а B-18 были обстреляны и сожжены. Если какие-либо сомнения относительно целесообразности переноса оперативной базы в Австралию и возникали, то они [[теперь]] исчезали. В течение двух дней последние четыре тяжелых бомбардировщика прибыли на Бэтчелор-Филд неподалеку от Дарвина. {31}

ПРИМЕЧАНИЯ:

29. History, 24th Pursuit; GO #52, Hq. USAFFE, 24 Dec. 1941.

30. History, 5th AF, 20 and statement of Col. Elsmore, Doc. 30a, App. II.

31. 19th Group Operations Record.

После своего прибытия Клагетт вместе с полковником Элсмором осматривал аэродром. Он раскритиковал траншеи шириной 4 1/2 фута как недостаточно глубокие. Когда Zero появились над полем во время обстрела, Элсмор прыгнул в одну из траншей и приземлился на генерала Кларетта, который оказался еще более проворным, нырнув в траншею. Элсмор заявил, что «после того, как рейд закончился, мы вылезли из траншеи, и генерал Клаггетт [так в оригинале] посмотрел на меня краем глаза и сказал: «Элсмор, достаточно ли глубоки эти траншеи?». Я ответил: «Генерал, они недостаточно глубоки».

Statement of Col. Elsmore.

1941-12-19, b-17, 1941-12-13, clagett henry b. (sue), =aafhs-111=, b-18, p-40, 1941-12-17, elsmore ray t.

Previous post Next post
Up