AAFHS-111 (часть 0.2)

Apr 30, 2023 11:14

[Страница 1]

Приложение 9

Интервью с генерал-лейтенантом Р. К. Сазерлендом,
в Штаб-квартире, МАНИЛА, 4 июня 1945 г. {*}

{*} Генерал Сазерленд дал интервью г-ну Уолтеру Д. Эдмондсу, которому автор этого исследования и обязан вышеуказанной копией. Она было получена уже после того, как текст исследования был завершен, и, следовательно, прилагается в качестве вспомогательного документа.

1 - Приказы о проведении разведывательных миссий на Формозе до начала войны исходили непосредственно от штаба генерала МакАртура или от генерала Бреретона?

Генерал Сазерленд указал, что штаб-квартира разработала схемы для поисковых миссий и задала районы генералу Бреретону, который затем отдал приказы об исполнении вылетов. Другими словами, Воздушный Штаб ["Air Hq"] прорабатывал детали. Отданные приказы призывали к разведке южной окраины Формозы, при этом один из "сегментов пирога" ["segment of the pie"] проходил немного вверх по восточному побережью острова.

2 - Отдавал ли генерал Макартур приказ 24-й группе перехватчиков стрелять на поражение, скажем, по японским разведывательным самолетам?

Последняя директива Военного Ведомства, полученная в штаб-квартире перед войной, гласила, что боевые действия могут начаться в любое время. Мы здесь, на Филиппинах, не могли ничего сделать, чтобы спровоцировать боевые действия, мы могли предпринять [[лишь]] какие-либо оборонительные действия ["could not do anything to provoke hostilities out we could take any defensive action"]. Эта директива вышла 1 или 2 декабря - возможно, дней за пять до начала войны ... В те горячие дни генерал Джордж сделал отчет о [[показаниях]] радиолокационной станции (в Ибе), которая сообщила о ранних полетах японцев. Джордж хотел [[их]] перехватить и подошел испросить разрешения. Мы сказали ему, что он может исполнить это, но что он должен действовать при обороне; но если бы японцы подошли бы достаточно близко, он мог бы пойти на это. Парни вылетели и, согласно сетке радара, [[почти]] добились перехвата, но на более высотном эшелоне. Японские самолеты в темноте развернулись. Так что теперь у них было разрешение пойти на подобное, и парни находились [[в состоянии]] полного напряжения, и у них была запланирована мышеловка. [[Но]] в ту ночь япошки не пришли. [[А]] на следующее утро они атаковали.

3 - Парням приходилось действовать исключительно в обороне. Об таком не могло быть и речи; и, с [[такими]] директивами от Военного Ведомства ["WD"], у Штаб-квартиры ["GHQ"] не было выбора.

[k4: ответа нет, видимо дефект оформления.]

[страница 2]

4 - Были ли донесения пилотов-перехватчиков о столкновениях с японскими самолетами над Кларк-Фидд до 8 декабря переданы в штаб-квартиру?

Сообщения об этих встречах действительно были направлены с опозданием на два или три дня. Но надо еще раз подчеркнуть, что у нас были конкретные приказы ничего не предпринимать для инициирования боевых действий.

5 - Почему Формозу не бомбили?

Генерал Сазерленд начал с того, что сказал, что за несколько дней до этого все B-17 были отправлены в Дель-Монте. При проверке оказалось, что была отправлена только половина. Штаб-квартира хотела, чтобы самолеты находились в Дель-Монте, потому что там они были бы в безопасности от первоначальных атак японцев - они могли бы действовать вообще оттуда - они могли бы делать промежуточную посадку на Кларк-Филд, чтобы бомбить Формозу. Этот прямой приказ не был выполнен. И следует помнить, что Штаб-квартира лишь отдавала общие приказы, а штаб Авиации должен был их прорабатывать. Как вспоминает Сазерленд, существовал какой-то план бомбить Формозу, но Бреретон сказал, что сначала ему нужны фотографии. И что нет никакого смысла идти туда бомбить, не зная, чего они добиваются. На Формозе было около 23 аэродромов. 9 и 10 декабря были отправлены фоторазведывателные миссии - Карпентер отправился первым и вернулся с неисправностью генератора; Коннали отправился на второй вылет, но его отбросили истребители. Задержка бомбардировщиков на Кларк-Филд в тот первый день полностью была заслугой Бреретона (курсив мой, WUE). [k4: стало быть, замысел повесить собак на Бреретона исходил от Сазерленда, а тот в ответ - своими мемуарами - лишь тонко отомстил, но уже МакАртуру. ]

6 - Был ли определенный приказ из Штаб-квартиры на все 8 декабря не поднимать самолеты с земли?

Генерал Сазерленд не помнит такого приказа для 8-го числа. Он не уверен, что такой приказ был отдан. Он знает, что такой приказ исходил из Штаб-квартиры 9-го числа, и он был отдан решительно. Многие такие приказы передавались через полковника Брэди. Он не помнит, кто руководил Кларком Филдом, [[вроде бы]] дикий парень с рыжими волосами и рыжей шерстью ["wild fellow with red hair and a red heard"] [k4: Норман Ллевелин ?], который участвовал в поездках Бреретона на Яву и в Китай [k4? В Китай они вроде бы не успели, успели только в Австралию... ], и [[которому]] по возвращении пришлось рыть траншеи и строить заграждения. Сазерленд не знает, приказывал ли тот офицер либо же полковник Юбэнк - B-17-ым возвращаться обратно на аэродром, и вполне могла возникнуть некоторая путаница в отношении того, кто отдавал приказы.

7 - Кто отдавал приказы о том, что должны были прикрывать истребители - Штаб-квартира или Бреретон?

[страница 3]

Никаких приказов из Штаб-квартиры истребительной группе не поступало. Такой приказ был полностью прерогативой командующего авиацией.

8 - Внезапность отступления на Батаан озадачивает посторонних. Парням было приказано немедленно покинуть Кларк Филд, разрушить сооружения, садиться в грузовики и уезжать. Тем не менее, они могли бы не ломать все это почти до 1 января.

О принятии приказа об отступлении. Четкий план защиты Филиппин уже давно изложен в книгах. Этот план предусматривал развертывание сил у Лингайена, единственном возможном месте для такой высадки, для сдерживания [[вражеского наступления]], которую тому нужно было вести вниз по равнине, и затем - отступление на Батаан, где ограниченные силы должны были действовать как защита Коррехидора на протяжении как можно большего времени. Такой план был разработан потому, что тогда не хватало войск для реальных действий против крупных сил.

Но эти старые планы были изменены [k4: в июле-августе 1941]. Было решено создать армию. Но когда японцы нанесли удар, мы [[в этом]] не слишком далеко продвинулись. Формировалась филиппинская Армия, но у нее не было достаточной подготовки и оружия. Естественно, хотя у нас [[уже]] был иной план защиты. И у нас [[уже]] были развернуты наши люди. Но наш план не был завершен, и, например, 21-я артиллерийский дивизион [21st artillery division] находился [[не по плану?]] в Вигане.

Идея заключалась в том, чтобы бороться таким образом, если бы у нас было время обучить нашу армию. Но у нас не было времени до того, когла японцы нанесли удар, и такое решение было принято генералом МакАртуром [[после того как]], когда около 4 часов утра пришло сообщение из Перл-Харбора, и, также чуть позже пришло сообщение с подводной лодки, что та заметила 150 японских кораблей, направлявшихся в залив Лингайен. Сазерленд передал эти доклады МакАртуру, который сказал: «Немедленно эвакуироваться на Батаан» ["Remove immediately on Bataan."]. План этой эвакуации был начат в день высадки япошек. И северные, и южные силы медленно отступали.

Приказы, отданные на Кларк-Филд, полностью на ответсвенности командира аэродрома, и он был совершенно не прав. Отход к Батаану шел более или менее ожидаемо и завершился 4 или 5 января.

[страница 4]

Генерал Сазерленд сказал здесь, что личный состав Авиакорпуса ["AC"] был настолько хорош, насколько он когда-либо видел где бы то ни было, за свои тридцать лет в армии. Их потенциал был огромен, и как только мальчики парни перешли под руку Джорджу, они превратились из прекрасных воздушных сил ["AF"], в настолько же прекрасные пехотные войска, какие он когда-либо видел. Они проделали замечательную работу с плохим вооружением. Он особенно запомнил 17-ю [[эскадрилью?]] в бухте Аглалома, когда те теряли свои пулеметные позиции, а затем отбивали их так же дерзко, как и любые [[другие]] регулярные войска. А отряд авиакорпуса на восточном конце линии "Орион" был последним, кто сломался, и держался вместе как отряд - дольше всех войск на Батаане.

Но исходно они были подчинены молодым офицерам, которые мало знали, как присматривать за своими людьми. Они были технически хорошо обучены, но у них была плохая дисциплина. Когда японцы уничтожили Кларк Филд и Ибу, отряд распался, и мы [[потом]] неделями вытаскивали парней из кустов. Работа Джорджа с этими молодыми людьми была величайшей работой, которую когда-либо видел Сазерленд. Через 30 или 40 дней они превратились в закаленное войско.

Тыловой эшелон Штаб-квартиры покинул Манилу в канун Нового года, поэтому очевидно, что не было необходимости в диком отступлении с Кларк-Филд. Возможно, некоторые люди переравлялись за PT-13, которые были единственными самолетами, которые могли приземлиться на Коррехидор.

9 - Снабжение на Батаане?

Мы завозили на Батаан все, что могли, по дорогам и на лодках, и у нас там хранилось много запасов. Ходили разговоры о том, чтобы запросить [[сооружение]] на Батаане большого склада, но до войны мало что было сделано из-за скудных ассигнований. Мы заложили площадку, а инженеры построили склад в Литтл-Багио. Но следует помнить, что эти планы перед войной предусматривали оборону [[лишь]] небольшими отрядами, вместо которых на Батаан хлынула армия. Многое было завезено, и Авиакорпус ["AC"] проделал замечательную работу по внедрению того, что он [[вообще]] смог сделать.

Приказы об этом отступлении для Авиакорпуса были отданы через их собственных командиров.

10 - Правда ли, что филиппинская армия на юге сломалась, таким образом нарушив темп отступления?

[страница 5]

51-я дивизия на юге сломалась и откатилась. Генерал Джонс справился со своей задачей настолько хорошо, насколько это было возможно, и после этого они держались вместе на всем пути вверх, и их поражение не повлияло на график отхода. Что действительно повлияло на это, так это перекрытие шоссе 5 [[Января?]] справа от генерала Уэйнрайта ["the break on Highway on 5 on Gen Wainwright's right"], когда японцы прорвались на 30 миль. Генерал Сазерленд сначала не поверил этому донесению, но вскоре оно подтвердилось, и он погрузил танки на грузовики ["loaded tanks on trucks"] и отправил их, чтобы перекрыть дорогу. Маневр удался, и они сдерживали японцев, пока южная армия не перешла мост [Калувпити] и не взорвала его.

Нипы тупо использовали свой воздух ["The Nips used their air stupidly."]. Их шоу в дни открытия было прекрасным - после этого они снова показали ум, но не тогда, когда им нужно было искать свои собственные цели. ["Their show on the opening days was beautiful - after that they merer showed smart again, not when they had to find their own targets."] Слава Богу за это.

[[Склад? в]] Маленьком Багио был сооружен [[лишь]] весной 41-го. Мы перебросили на Батаан больше войск, чем требовалось по нашим первоначальным планам. Генерал МакАртур и Сазерленд с самого начала решили, что 15 июня «было абсолютным максимумом, до которого мы могли продержаться» [[на имевшихся запасах снабжения?]].

11 - Есть ли хороший общий отчет о наземных боях на Батаане?

Нет. Сазерленд не знает ни одного отчета.

12 - Нельзя ли было эвакуировать больше высококвалифицированный персонал Авиакорпуса, особенно из группы, выведенной из Батаана на Минданао? Эти люди, особенно наземные эшелоны, имели бы огромную ценность позже в Австралии.

Сам Сазерленд принял решение вывезти всех служащих Авиакорпуса и механиков, для которых можно было найти транспорт. Эти старые армейцы, особенно сержанты и техники, были на вес золота. Их невозможно было заменить. То же самое относится и к высококвалифицированным пилотам. Было очевидно, что военно-воздушные силы будут значительно расширены, и эти люди будут нужны. Он вывез всех людей, которых могли унести самолеты. И надо сказать, что никто не просил их перебрасывать, никто из Авиакорпуса. Это было полностью его собственное решение.

В конце концов у них был готов к отплытию небольшой пароход, возможно, это был ~Legaspi~. Но Сазерленд не выпускал его, так как луна была яркой, а у него были сообщения о японцах, эсминцах и подводных лодках, ожидающих его за пределами гавани. Он простоял под парами неделю, и на его борту находился только персонал Авиакорпуса.

В день отъезда МакАртура Сазерленд направил 2 P-40 на предел их радиуса действия, чтобы прикрыть проход Миндоро. Все, кто [вечером сели в PT-катера - ждали.]

[страница 6]

Наконец, из прохода появился доклад о двух эсминцах, поэтому PT-катерам пришлось изменить запланированный курс, и когда Сазерленд уходил, пароход все еще задерживался. После того, как он убыл, его отпустил кто-то другой - на следующую ночь; но тот дошел только до точки напротив острова Кулион [Culion], прежде чем был потерян. Некоторые сошли на берег Кулиона.

Элсмор отлично поработал на Минданао, вывел людей и построил аэродромы. У него был прекрасный инженер из Штаб-квартиры Хэл [Идс]. Элсмор запросил хорошего инженера, и когда Сазерленд спросил, кого он хочет, тот сказал "Идс". Сазерленд отправил Идса вниз [[в Австралию?]], хотя в некоторых местах раздался ужасный вой ["though there was an awful howl in some places"].

brereton lewis h., eads harold, b-17, elsmore, sutherland richard k., p-40, =aafhs-111=

Previous post Next post
Up